Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стиль и жанр в художественном чтении Стилевая выразительность↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Насколько логически верное и эмоционально правдивое исполнение литературного произведения еще неполноценно. Чтобы оно стало подлинно художественным, чтец должен все разнородные слагаемые привести в стилистическое соответствие с творческим обликом автора и литературным стилем произведения. Писатели остро чувствуют значение различных элементов литературного стиля для исполнителя. «Пятистопные стихи без рифм требуют совершенно новой декламации», — писал, например, Пушкин. Вот почему чтец должен учитывать стилистические особенности не только автора, но и каждого исполняемого произведения, применяя лишь те краски, которые соответствуют этому произведению. Соответствие достигается в основном правильным выбором метода исполнения, строя исполнения и формы речи. Однако не следует думать, что стиль — только явление формы. Стиль художественного произведения — это метод восприятия и отражения в нем действительности. Тема и ее трактовка, определяемые гражданским и творческим мировоззрением, в такой же мере характеризуют стиль произведения, как и художественная форма. Метод исполнения Методов исполнения литературных произведений существует два: это художественное чтение и рассказывание Чтение передает литературное произведение, рассказывание события, изложенные в произведении. Чтец не обращается непосредственно ни к кому из присутствующих - рассказчик непосредственно обращается к аудитории в целом или к отдельным ее представителям. Многие произведения требуют применения лишь одного из этих методов и совершенно исключают возможность применения другого. Так, например, невозможно «рассказывать» лирическое произведение «в глаза» кому-либо из публики, представляя себя конкретным носителем чувств, выражаемых этим произведением. Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем... Вообразите исполнителя, который попробует рассказать это, обращаясь к девушке, сидящей в седьмом ряду: будет равно нелепо, скажет ли он это от себя, или якобы от лица Пушкина... Наряду с этим есть произведения, которые допускают применение обоих методов. Универсальный мастер слова должен владеть обоими методами исполнения литературных произведений и применять тот из них, который соответствует данному тексту. Строй исполнения Строй исполнения зависит от степени приподнятости или степени опрощенности тона речи. Соответственно теории «трех штилей» Ломоносова можно наметить три строя речи: пафосный, повествовательный и характерный. Пафосный строй речи отличается приподнятостью, преобладанием эмоционального начала. Это строй митинговых речей, торжественных обращений, горячих признаний и иных видов лирики. Это строй эмоционального убеждения. Пафосное исполнение эмоционально заражает слушателей. Повествовательный строй отличается трезвым ведением мысли; в нем преобладает логическое начало, он менее приподнят, ближе к уровню бытовой речи. Это строй спокойной передачи событий в их последовательности, строй логического разъяснения. Повествовательное исполнение заинтересовывает слушателей. Характерный строй отличается бытовой изобразительностью; в нем показ преобладает над рассказом; он наиболее приближен к нормам бытовой речи. Это строй, связанный преимущественно с эмоцией смеха, с сатирическим началом. Характерное исполнение наиболее конкретно представляет слушателям образы говорящих. Анализ языка произведения Внимание к слову писателя — обязанность исполнителя. Словарь писателя складывается из трех элементов: словаря, словоупотребления и словосочетания. Словарь писателя – это тот запас слов, которым оперирует писатель на определенном этапе своего творчества. Словоупотребление – это применение писателем данного слова в том или ином значении, с той или иной целью. Словосочетание – установление писателем того или иного порядка слов для передачи мысли или для создания определенного впечатления у читателя. Литературная форма Для лектора имеет существенное значение, в прозе или в стихах написано исполняемое им произведение. Важным моментом является также, написано ли оно в виде повествования или в виде «сценок» (т. е. степенью «драматизации» изложения). Далее, при исполнении следует учитывает! характерные черты литературного жанра, особенно при передаче стихового материала, в котором имеется более четкое жанровое деление. К рассмотрению стилевых обязательств, накладываемых этими сторонами литературной формы, мы теперь и переходим. Повествование всегда предполагает единство повествователя; образ которого возникает как производное от разных сторон литературного текста. Единство образа повествователя (который может сливаться с образом условного «автора» произведения) не позволяет чтецу применяя имитационные приемы при исполнении включенных в текст повествования диалогов и реплик, воспроизводящих прямую речь.
Приложение: Словарь эмоциональных состояний В.Ражникова:
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т.–М.: Просвещение, 1980. 2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1973. – 260 с. 3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974. – 230 4. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Педагогика, 1982. – 86 с. 5. Вопросы теории и психологии творчества./Под ред. Б.А. Лезина. – М.: Знание, 1977. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1982. 7. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. – М.: Музыка, 1975. – 230 с. 8. Громов Е.С. Природа художественного творчества. – М.: Просвещение, 1986. - 90 с. 9. Грузенберг С.О. Психология творчества. – Минск: 1953, 190 с. 10. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987. – 160 11. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. – М.: Просвещение, 1977. 12. Кошкина Л.В. Проблеми творчої педагогічної діяльності. – К.: ІЗМН, - 2004. 13. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. – 63 с. 14. Моляко В.А. Психологічна готовність до творчої праці. К.: Знання, 1989. – 48 с. 15. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1997.–115 с. 16. Рибалка В.Р. Психологія розвитку творчої особистості: Навч. посіб.. – К.: ІЗМН, 2001. 17. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки.- В 2 т. Л.: Сов. композитор, 1980. 18. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Мысль, 1977. – 182 с.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.009 с.) |