Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиция озвученного литературного произведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Строение озвученного литературного произведения, состоящего из интонационно сопоставляемых между собой частей, называется его композицией. Как живописец ищет колористического единства для своей картины и, применяя различные краски, стремится сочетать их в гармоничных пропорциях и оттенках, так и чтец должен стремиться к созданию гармоничных, соразмерных произведений своего искусства. Членение произведения на тематические куски служит в композиции важным, но не единственным фактором. Очень существенную роль в композиции играет развертывание сюжета (завязка, развитие, кульминация и развязка); этот фактор композиции находит полное отражение в делении произведения на тематические части. Однако в композиционном членении принимают участие и другие факторы: изменение языкового стиля на протяжении произведения, в стихах — строфическое строение, смена стихотворных размеров и т. д. Можно наметить два основных типа композиции — композицию статическую и композицию динамическую. В одних произведениях (чаще в области лирики — в описаниях природы, в размышлениях, наблюдениях — во всяком случае, только в произведениях бессюжетных) напряжение мысли, чувства, воли на всем протяжении произведения остается более или менее ровным. В качестве примеров статической композиции можно назвать стихотворения Пушкина «Приметы», «Домовому», «Царскосельская статуя», Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную...») или «Есть речи — значенье...», многие стихотворения Тютчева и Фета. Более сложной является композиция динамическая. Для нее характерен такой композиционный состав: а) исходная точка, которая нередко развертывается в более широкую экспозицию, сохраняющую на всем своем протяжении постоянный уровень напряжения; б) завязка — событие, благодаря которому возникают все следующие «толчки»; в) развитие, в котором либо сменяются моменты большего и меньшего напряжения конфликта противоборствующих сил, либо напряжение постепенно возрастает; г) кульминация - момент наивысшего напряжения (идейно-сюжетного, действенно-эмоционального); д) заключение (развязка), разрешающее кульминационное напряжение; заключение может в произведении отсутствовать или, даже при его наличии, напряжение может остаться неразрешенным. Кульминационных вершин может быть несколько, моменты напряжения и разрешения могут чередоваться, но в таких случаях обычно одна из вершин будет главной. Композиционные части при любом способе структурного построения должны быть более или менее четко разграничены, а главное, они должны в той или иной мере контрастировать друг с другом. Композиция озвученного произведения соответствует его смысловой перспективе и отражает, с одной стороны, объективные данные литературного произведения, с другой — толкование его исполнителем. Основные принципы и законы построения лекции. Выбор произведения Творческая работа чтеца начинается с выбора произведения для исполнения. Кроме общеобязательных требований идейности и художественности, чтецу приходится считаться со специфической пригодностью намечаемого литературного материала. Пригодность литературного материала для исполнения определяется исключительно качествами каждого отдельного произведения, а не общими свойствами того или другого рода литературы или временем написания того или другого произведения. Указать точно комплекс признаков, определяющих специфическую пригодность каждого отдельного произведения для исполнения средствами художественной речи, не представляется возможным. Наметим лишь некоторые пожелания. Всякое произведение искусства должно быть понято воспринимающими его людьми. Литературное произведение, читаемое глазами, может быть прочтено в местах, вызывающих затруднение, дважды и трижды. Слушатель же должен воспринимать мысль произведения с тою скоростью, которая диктуется исполнителем. «Отставший» от исполнителя слушатель не может восстановить отзвучавшую часть текста и перестает понимать его продолжение. Поэтому ясно, что в отношении понятности мы должны быть особо требовательны к литературному материалу, предназначенному для исполнения. Прямым следствием этого является требование законченности исполняемого произведения или его части: трудно понять повествование, начатое с середины или оставленное без конца. Это надо иметь в виду и при выборе отрывков, и при сокращениях текста. Опыт показывает, что произведения сюжетные, т. е. обладающие в своем содержании цепью сменяющихся действий, легче для восприятия, чем бессюжетные. Во первых самая последовательность развертывающихся событий заинтересовывает слушателя, заставляя его следить за развитием действия. Это не значит, что вещи бессюжетные не должны исполняться. Мы знаем, что ряд произведений, не обладающих определенным сюжетом, тем не менее воздействует на слушателей, например публицистика, лирика и т. д. Однако несомненно, что при исполнении последних чтецу труднее овладеть аудиторией, чем при исполнении тех произведений, в которых занимательность действия служит гарантией внимания слушателей. Наличие в избираемом материале ярких образов также повышает его пригодность для исполнения, в особенности если образы героев повествования выявляются в действиях и речи, а не в описаниях. Правда, пристрастие некоторых исполнителей к диалогу — это недооценка выразительных средств художественной речи. Однако нельзя не признать, что сплошь описательный текст читать значительно труднее. Эмоциональность исполняемого может компенсировать отсутствие сюжета и образов. Взволнованность текста повышает его действенность. Поэтому произведения лирические: ораторские и т. п., не обладающие развертывающимся сюжетом, обязывают чтеца к особо эмоциональной и вдумчивой подаче. Далеко не всякое произведение подходит для исполнения любому чтецу. Индивидуальность исполнителя играет большую роль при выборе. Нужно, чтобы произведение было «в средствах» исполнителя, чтобы оно отвечало его чтецкому амплуа. При этом ощущение чтецом интереса, желания исполнить данное произведение чрезвычайно показательно. Это желание можно назвать «творческим предвидением». Останавливая свой выбор на определенном литературном материале, чтец обязательно должен предчувствовать творчески — в фантазии — предоставляемые этим произведением возможности, которые позволят ему средствами художественной речи создать нечто не менее, а, может быть, и более выразительное, нежели исходный материал. Если исполнитель не раскроет ничего нового, то слушатель, естественно, останется неудовлетворенным. Поэтому «творческое предвидение» — необходимый советчик при выборе репертуара. Конечно, не всякое произведение вызывает у читающего яркое желание исполнить его. Иногда лишь после многократных обращений к тексту чтец начинает чувствовать вкус к исполнению. Но даже в тех случаях, когда есть определенное задание (диктуемое школьной программой, например), его следует выполнять, не пренебрегая моментом творческого отбора. При выборе той или иной части произведения, при сокращении или монтировании текста исполнитель неминуемо приложит тот же критерий своего творческого вкуса, своей творческой изобразительности — словом, своего творческого предвидения. Надо полюбить произведение — только тогда исполнение его будет полнокровным. Не менее важно точно учитывать общественное звучание произведения, его соответствие интересам сегодняшнего дня. Беспримерная жадность нашей аудитории к познанию представляет чтецам исключительные по широте возможности. При выборе произведения необходимо учитывать его предназначение: предполагает ли чтец исполнять его в смешанном концерте, или на литературном вечере, или иллюстрируя литературную лекцию. Предназначение определяет требования к объему и содержанию материала, к допускаемым им средствам выразительности. Многие литературные произведения могут быть исполнены в любых условиях. Таковы, например, короткие новеллы Мопассана, Горького или Чехова, которые равно применимы и в эстрадном концерте, и в литературной лекции. Но, скажем, отрывок из какого-либо романа, длительностью минут на 35, вряд ли можно выносить в смешанный концерт, тогда как для литературного вечера это может дать прекрасный материал. Ясно также, что для иллюстрирования литературной лекции, где лектор предварительно разъясняет слушателям смысл и содержание исполняемого, могут быть приготовлены более сложные вещи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.006 с.) |