Действенность речи лектора и ее условия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действенность речи лектора и ее условия.



Главная задача лектора – передать средствами звучащей речи воплощенную в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействовать на слушателей в определенном направлении. Между лектором и слушателями должны установиться отношения взаимодействующих партнеров. Для этого нужно в первую очередь, чтобы в основе речи был определенный волевой посыл, обращенный к слушателям, стремление убедить их в чем-то, зажечь каким-либо чувством, побудить их к определенным поступкам, т. е. воздействовать в желательном направлении на их мысли, чувство и волю. Краткую формулировку намерений испол­нителя (преимущественно через посредство глагола «хочу») принято назы­вать «установлением исполнительской задачи». К. С. Станиславский называл эту конечную задачу — «главную всеобъемлющую цель, притягиваю­щую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремле­ние двигателей психической жизни и элементов самочувствия артиста-роли», — сверхзадачей.

Для того чтобы речь была действенной, исполнителю необходимо точно понимать цель своего чтения. Всякий чтец, выступающий с каким-либо произведением, должен ясно представлять себе, зачем он его испол­няет. Верная це­ленаправленность исполнения может возникнуть лишь в результате глубокого, всестороннего понимания исполняемого.

Лектор должен определить тему произведения, т. е. обобщить в сжатой формулировке, о чем, о каком жизненно важном вопросе, о каком круге явлений, требующих осмысления, о какой, иными словами, проблеме идет в нем речь. Исполнитель не может не дать себе отчета в том, какова идея, т. е. руководящая мысль автора, его решение проблемы, заключенной в теме, в чем творческая взволнованность данного произведения.

Вместе с тем лектор настолько должен усвоить, «увидеть» последова­тельность действий и картин, чтобы уметь вкратце передать события, взаимодействия героев, из которых складывается развивающееся действие или сюжет произведения. Он должен охарактеризовать образы героев, понять авторскую оценку каждого из них, мотивировку их мировоззрения и поступков, приводящих к конфликту, который лежит в основе сюжета. Надо понять творческий образ автора, стиль эпохи, жанр и стиль самого произведения. Разбор и осмысление текста — необходимый подготовительный этап в работе исполнителя; осмысленность — важнейшее условие действенности речи чтеца.

Действенность речи — сложное искусство. Подобно тому как живописец раздельно изучает законы перспективы, рисунок, цвет и т. д., мастер слова должен детально изучать все элементы выразительности, чтобы в совер­шенстве применять их для достижения поставленной художественной задачи.

Мысль и смысл

В речи надо различать мысль и смысл. Мысль определяется грамма­тически организованным сочетанием слов. Смысл определяется намерением: одна и та же мысль может в устах разных лиц и даже одного лица приобретать различный смысл в зависимости от того, зачем, с какой целенаправленностью, в какой обстановке, с каким внутренним состоянием (чувством, настроением) она произносится.

Множественность смысловых оттенков слова интересно раскрывает артистка С. Бирман: «Слово „здравствуйте» может скрывать в себе десятки, сотни разных оттенков чувств.

Поссорившиеся люди — один говорит другому: „Здравствуйте", и оно может прозвучать как «Прости меня». И другой в ответ: «Здравствуй­те» — «Я не сержусь, прощаю» или же «Нет, не прощу никогда, уходи». Или — зависимый человек: «Здравствуйте» — «Обратите внимание, и я су­ществую» и т. д. «Здравствуйте» может прозвучать как угроза...

Другой пример: «Последний снег тает». Объективная мысль этого предложения совершенно ясна. Однако субъективный смысл его может быть многообразен:

1. Эти слова произносит наблюдатель-метеоролог, занося их в дневник погоды (смысл: объективное установление факта).

2. Эту фразу произносит директор МТС, которого наступление весны застало врасплох (смысл: ах, черт возьми, уже весна!).

3. Их же произносит страстный лыжник (смысл: какая жалость, прощай лыжи!).

4. Эти слова произносит любитель гребли (ура! скоро на воду!).

5. Это ответ на предложение надеть валенки (ну вот еще, на что они мне?).

Многообразное изменение одного и того же грамматического предло­жения осуществляется сменой интонаций. Интонация может осмыслить даже такие словосочетания, которые в написанном виде не выражают никакой мысли. Научный язык книги сводит роль интонации к минимуму. Наоборот, крайне взволнованный человек зачастую передает свое состояние в гораздо большей мере тем, как он произносит слова, чем их непосредственным значением.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.007 с.)