Формирование заемных финансовых ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование заемных финансовых ресурсов



7.4.1. Процесс формирования заемных финансовых ресурсов

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых фи­нансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капи­тал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем исполь­зуемых заемных средств значительно превосходит объем собс­твенного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направлен­ной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Процесс управления привлечением заемных финансовых ресурсов (заемных средств) предприятием строится по следу­ющим основным этапам (рис. 7.10):

 

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является вы­явление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использова­ния.

На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом пери­оде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операци­онной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

• Навтором этапе анализа определяются основные фор­мы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и текущих обязательств по расчетам в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответс­твующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На четвертом этапе анализа изучается состав конкрет­ных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

 

 

Рис. 7.10. Основные этапы управления привлечением заемных средств

 

На пятом этапе анализа изучается эффективность ис­пользования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ра­нее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предпри­ятии в сложившихся объемах и формах.

 

2. Определение целей привлечения заемных средств в пред­стоящем периоде. Эти средства привлекаются, как правило, на целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлече­ния заемных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части обо­ротных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеет возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборот­ ных активов. Какую бы модель финансирования активов ни использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.;                                                                                        

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

 

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а ) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собствен­ного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает ли­ мит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

 

4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предпри­ятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребнос­тей предприятия в заемном капитале.

 

5. Определение соотношения объема заемных средств при­влекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывает­ся на целях их использования в предстоящем периоде. На долго­ срочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекают­ся и для обеспечения формирования оборотного капитала).

На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих рас­четов является установление сроков использования привлека­емых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средств представ­ляет собой период времени с начала их поступления до оконча­тельного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:

а) срок полезного использования это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства и своей хозяйственной де­ятельности;

б) льготный период это период времени с момента окон­чания полезного использования заемных средств до начала по гашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;                                                                           

в) срок погашения это период времени, в течение которо­го происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель использу­ется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока исполь­зования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного срока использования заемных средств осу­ществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.

Средний срок использования заемных средств представ­ ляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии. Он определяется по формуле

где СС3 — средний срок использования заемных средств;

СП3 — срок полезного использования заемных средств;

ЛП — льготный период;

ПП — срок погашения.

Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с уче­том стоимости их привлечения.

 

6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исхо­дя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности. 

 

7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основны­ми кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерчес­кие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

 

8. Формирование эффективных условий привлечения кре­дитов. К числу важнейших из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита;

б) ставка процента за кредит;

в) условия выплаты суммы процента;

г) условия выплаты основной суммы долга;

д) прочие условия, связанные с получением кредита.

Срок предоставления кредита является одним из опре­деляющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, долгосрочный кредит — на срок реализации инвестиционного проекта; то­варный кредит — на период полной реализации закупленных товаров и т. п.).

Ставка процента за кредит характеризуется тремя основ­ными параметрами: ее формой, видом и размером.

По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дискон­тирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

По применяемым видам различают фиксированную став­ку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плаваю­щую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки Центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, назы­вается процентным периодом. В условиях инфляции для пред­приятия предпочтительнее является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.

Размер ставки процента за кредит является определяю­щим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные това­ры, выраженной в годовом исчислении.

Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант.

Условия выплаты, основной суммы долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сво­дятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы долга в течение общего периода функциониро­вания кредита, полному возврату всей суммы долга по истече­нии срока использования кредита; возврату основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант для предприятия предпочтительнее.

Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты до­полнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т. п.

 

9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели обо­рачиваемости и рентабельности заемного капитала.

 

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кре­дитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в пла­тежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

На предприятиях, привлекающих большой объем заем­ных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общее управление привлечением заемных средств может быть детализировано затем в разрезе указанных форм

кредита.

Банковский кредит

В составе финансового кредита, привлекаемого предпри­ятиями для расширения хозяйственной деятельности, приори­тетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных целях. В последние годы в кредитовании предприятий принимают участие не только отечественные, но и зарубежные банки (особенно в кредитовании совместных пред­приятий с участием иностранного капитала).

 

Банковский кредит — денежная ссуда, выдаваемая бан­ком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента.

Банковский кредит предоставляется предприятием на сов­ременном этапе в следующих основных видах (рис. 7.11).

Многообразие видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потреб­ности в этом виде заемных финансовых средств. В этом случае цели и методы привлечения заемного капитала конкретизиру­ются с учетом особенностей банковского кредитования, выде­ляясь при необходимости в самостоятельный вид финансового управления.

Такое управление осуществляется по следующим основным этапам (рис. 7.12):

 

 

1. Определение целей использования привлекаемого бан­ковского кредита. Так как различные виды банковского кредита в полной мере могут удовлетворить весь спектр потребностей предприятия в заемных средствах (в этом проявляется уни­версальность банковского кредита), цели его использования вытекают из общих целей привлечения заемного капитала, рассмотренных ранее.

Рис. 7.11. Основные виды банковских кредитов, предоставляемых предприятиям

 

2. Оценка собственной кредитоспособности. Разрабатывае­мая предприятием политика привлечения банковского кредита должна корреспондировать по основным своим параметрам с соответствующими параметрами кредитной политики банков. В составе параметров кредитной политики банков одно из основных мест принадлежит оценке уровня кредитоспособности заем­щиков, определяющего дифференциацию условия кредитования клиентов. Для того чтобы предприятие могло определить базу переговоров с банками об условиях кредитования, оно должно предварительно оценить уровень своей кредитоспособности.

 

3. Выбор необходимых и доступных для предприятия видов привлекаемого банковского кредита. Этот выбор определяется в основном следующими условиями:

• целями использования кредита;

• периодом намечаемого использования заемных средств;

• определенностью сроков начала и окончания использова­ния привлекаемых средств;

• возможностями обеспечения привлекаемого кредита.

 

 

 

Рис. 7.12. Основные этапы управления привлечением банковского кредита

 

В соответствии с установленным перечнем видов привле­каемого кредита предприятие проводит изучение и оценку ком­мерческих банков, которые могут предоставить ему эти виды кредитов. Оценка таких банков проводится лишь по привлека­тельности их кредитной политики; рейтинг банка, рассчитанный по другим показателям его деятельности, в данном случае не является определяющим и может служить лишь вспомогатель­ным ориентиром при его оценке.

 

4. Изучение и оценка условий осуществления банковского кредита в разрезе видов кредитов. Этот этап формирования политики привлечения банковских кредитов является наиболее трудоемким и ответственным в силу многообразия оцениваемых условий и осуществления многочисленных расчетов. Состав ос­новных кредитных условий, подлежащих изучению и оценке в процессе формирования политики привлечения предприятием банковского кредита, приведен на рис. 7.13.

 

Предельный размер кредита коммерческие банки уста­навливают в соответствии с кредитным рейтингом клиента и действующей системой обязательных экономических нормати­вов, утверждаемых центральным банком. При осуществлении кредитной политики коммерческие банки руководствуются в этом вопросе следующими видами обязательных экономических нормативов:

• максимальный размер риска на одного заемщика (или группу связанных заемщиков);

• максимальный размер крупных кредитных рисков;      

• максимальный размер кредитов, предоставляемых банком своим акционерам или пайщикам; 

• максимальный размер кредитов, предоставляемых банком своим инсайдерам.

 

Кроме этих обязательных экономических нормативов кредитной деятельности каждый коммерческий банк устанав­ливает обычно собственную систему лимитов отдельных видов кредита.

Рис. 7.13. Состав основных кредитных условий, подлежащих изуче­нию и оценке в процессе привлечения банковского кредита

 

Предельный срок кредита каждый коммерческий банк устанавливает в соответствии со своей кредитной политикой в форме лимитных периодов предоставления отдельных видов кредита.

Валюта кредита имеет для предприятия-заемщика значимость только в том случае, если оно ведет внешнеэконо­мические операции. При осуществлении таких операций предприятие может нуждаться в кредитах в одной из необходимых ему иностранных валют. Мультивалютные формы кредита (его предоставление одновременно в нескольких видах иностранных валют) в практике кредитования предприятий встречаются крайне редко.

Уровень кредитной ставки является определяющим усло­вием при оценке кредитной привлекательности коммерческих банков. В его основе лежит стоимость межбанковского кредита, формируемая на базе учетной ставки центрального банка страны и средней маржи коммерческих банков (в зарубежной практике в этих целях используется ставка LIBOR, которая ежедневно фиксируется в одиннадцать часов по Гринвичу участниками Лондонского межбанковского рынка), прогнозируемого темпа инфляции, вида кредита и его срока, уровня премии за риск с учетом финансового состояния заемщика и предоставляемого им обеспечения ссуды.

Форма кредитной ставки отражает уровень ее динамики на протяжении кредитного периода. Так, банковский кредит может предоставляться на условиях фиксированной или плавающей кредитной ставки. Фиксированная кредитная ставка использу­ется обычно при краткосрочном кредитовании предприятий; она позволяет более точно определять стоимость банковского креди­та, прогнозировать поток платежей по его обслуживанию.

Вид кредитной ставки играет существенную роль в оп­ределении стоимости банковского кредита. По применяемым видам различают процентную (для наращения суммы долга) и учетную (для дисконтирования суммы долга) кредитные став­ки. Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано предприятием процентной ставке, так как в этом случае его платежи по обслуживанию долга (а соответственно и стоимость кредита) будут меньшими.

Условия выплаты процента характеризуются сроками его уплаты. Эти условия сводятся к трем принципиальным ва­риантам:

а) выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита;

б) выплате суммы процента по кредиту равномерными час­тями (обычно в форме аннуитета);

в) выплате всей суммы процента в момент погашения основ­ной суммы долга. При прочих равных условиях наиболее пред­почтительным для предприятия является третий вариант.

Условия погашения основного долга также оказывают су­щественное влияние как на стоимость, так и на размер реально используемых кредитных средств. Существуют три принци­пиальных варианта амортизации основного долга: а) опреде­ленными частями в процессе кредитного периода; б) сразу же после окончания кредитного периода; в) после окончания срока кредитования с предоставлением льготного периода для пога­шения долга. Естественно, при прочих равных условиях наибо­лее предпочтительным для предприятия является последний вариант.

Формы обеспечения кредита определяют в основном его стоимость — чем надежнее обеспечение кредита, тем ниже уро­вень его стоимости при прочих равных условиях за счет диффе­ренциации размера премии за риск. Вместе с тем одна из форм обеспечения кредита определяет и реальный размер используе­мых кредитных средств. Речь идет о требовании банка держать без использования определенную часть полученного кредита (обычно в размере 10%) в виде компенсационного остатка де­ нежных активов на расчетном счете предприятия. В этом случае не только возрастает реальная стоимость банковского кредита (так как процент выплачивается по всей его сумме), но и, соот­ветственно, уменьшается на размер компенсационного остатка сумма используемых предприятием кредитных средств.

Таким образом, основными условиями, повышающими сто­имость банковского кредита и снижающими реальный размер используемых предприятием кредитных средств, являются:

• применение в расчетах кредитного процента учетной (дисконтной) ставки;     

авансовый платеж суммы процентов по кредиту;            

• частичная амортизация суммы основного долга на протяжении кредитного периода;

хранение определенной суммы привлеченных кредитных средств в форме компенсационного остатка денежных активов.

Эти неблагоприятные для предприятия условия банков­ского кредитования должны быть компенсированы ему путем снижения уровня используемой кредитной ставки по сравне­нию со среднерыночным ее уровнем (по аналогичным видам кредитов).

В этих целях в процессе оценки условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредитов использу­ется специальный показатель "грант-элемент", позволяющий оценить стоимость привлечения финансового кредита (соот­ветственно, на рынке денег или капитала в зависимости от про­должительности кредитного периода). Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

где ГЭ — показатель грант-элемента, характеризующий размер отклонения стоимости конкретного финансового кредита на условиях, предложенных коммерческим банком, от среднеры­ночной стоимости аналогичных кредитных инструментов, %',

ПР(n) — сумма уплачиваемого процента в конкретном ин­тервале (n)кредитного периода;

ОД(n) — сумма амортизируемого основного долга в конкретном интервале (n) кредитного периода;                                                                                                          

БК — общая сумма банковского кредита, привлекаемого предприятием;        

i — средняя ставка процента за кредит, сложившаяся на финансовом рынке по аналогичным кредитным инструментам, выраженная десятичной дробью;

n — конкретный интервал кредитного периода, по которому осуществляется платеж средств коммерческому банку;

t — общая продолжительность кредитного периода, выра­женная числом входящих в него интервалов.

Так как грант-элемент сравнивает отклонение стоимости привлечения конкретного кредита от среднерыночной (вы­раженное в процентах к сумме кредита), его значения могут характеризоваться как положительной, так и отрицательной величинами. Ранжируя значения грант-элемента, можно оце­нить уровень эффективности условий привлечения предпри­ятием финансового кредита в соответствии с предложениями отдельных коммерческих банков.

 

5. "Выравнивание" кредитных условий в процессе заключе­ния кредитного договора. Термин "выравнивание" характеризу­ет процесс приведения условий конкретного кредитного договора в соответствие со средними условиями покупки-продажи кре­дитных инструментов на финансовом рынке. "Выравнивание" кредитных условий осуществляется в процессе переговоров с представителями конкретных коммерческих банков при под­готовке проекта кредитного договора. В качестве основного критерия при проведении процесса "выравнивания" кредитных условий используются показатель "грант-элемент" и эффектив­ная ставка процента на кредитном рынке.

 

6. Обеспечение условий эффективного использования бан­ковского кредита. Так как банковский кредит представляет в современных условиях один из наиболее дорогих видов привле­каемого заемного капитала, обеспечению условий эффективного его использования на предприятии должно уделяться первосте­пенное внимание. Критерием такой эффективности выступают следующие условия:

• уровень кредитной ставки по краткосрочному банковскому кредиту должен быть ниже уровня рентабельности хозяйствен­ных операций, для осуществления которых он привлекается;

• уровень кредитной ставки по долгосрочному банковско­му кредиту должен быть ниже коэффициента рентабельности активов, иначе эффект финансового левериджа будет иметь отрицательное значение.

 

7. Организация контроля за текущим обслуживанием бан­ковского кредита. Текущее обслуживание банковского кредита заключается в своевременной уплате процентов по нему в соот­ветствии с условиями заключенных кредитных договоров. Эти платежи включаются в разрабатываемый предприятием пла­тежный календарь и контролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности.

 

8. Обеспечение своевременного и полного возврата суммы основного долга по банковским кредитам. Способы амортизации суммы основного долга зависят от предусмотренных кредит­ным договором условий его погашения. По требованиям этого договора (по инициативе заемщика) на предприятиях может заблаговременно создаваться специальный фонд погашения кредита, платежи в который осуществляются по разработанному графику. На средства этого фонда, хранимые в коммерческом банке, начисляется депозитный процент.

Облигационный заем

Одним из источников привлечения заемных средств явля­ется эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому ис­точнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

Решение о выпуске облигаций предприятие принимает са­ мостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

Как кредитный инструмент облигационный заем имеет оп­ределенные преимущества и недостатки.

Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:

а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над уп­равлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);

б) облигации могут быть выпущены при относительно невы­соких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;

в) облигации имеют большую возможность распростране­ния, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.

Вместе с тем этот источник привлечения заемных финан­совых средств имеет и ряд недостатков:

а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банков­ский или коммерческий кредит может быть использован для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);

б) эмиссия облигаций связана с существенными затрата­ми финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, назы­ваемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигаций; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью защиты; зарегистрировать их выпуск; решить другие вопросы и т. п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут позволить себе лишь крупные предприятия;

в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;

г) после выпуска облигаций вследствие изменения конъ­юнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигациям; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга.

                                                                                                                                               

Основной целью управления эмиссией облигаций предпри­ятия является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.

Управление облигационным займом строится на предприятии по следующим основным этапам (рис. 7.14):

 

 

 

    

 

 

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия. Выбор обли­гационного займа в качестве альтернативного источника при­влечения предприятием заемных средств может быть продик­тован в первую очередь низкой стоимостью этого вида заемного капитала и условиями быстрого размещения предполагаемой эмиссии облигаций на фондовом рынке. Оба эти условия связаны с состоянием конъюнктуры фондового рынка и уровнем инвести­ционной привлекательности намечаемых к эмиссии облигаций. Поэтому принципиальное решение об эмиссии облигаций может быть принято лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестицион­ной привлекательности своих облигаций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка, проводимый в этих целях, включает изучение состояния спроса и предло­жения по долговым ценным бумагам разных видов, характера обращения облигаций других предприятий, условий их эмиссии, динамики уровня цен их котировок, объемов продаж облигаций предприятий новых эмиссий и ряда других показателей. Ре­зультатами проведения такого анализа являются выявление диапазона стоимости привлечения облигационного займа, оп­ределение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии облигаций предприятия и оценка потенциала поглощения рынком этой эмиссии.

Оценка инвестиционной привлекательности своих об­ лигаций проводится с позиций возможных условий их эмиссии и возможного их кредитного рейтинга на фондовом рынке. В процессе оценки определяются минимальные параметры условий эмиссии облигаций предприятия, обеспечивающие высокий уровень их ин­вестиционной привлекательности в сравнении с обращающимися на фондовом рынке долговыми ценными бумагами других эмитентов.

2. Определение целей привлечения средств облигационного займа. К облигационному займу предприятие прибегает, как пра­вило, в целях финансирования своего стратегического развития при ограниченном доступе к другим альтернативным источникам привлечения долгосрочного заемного капитала. Основными из этих целей могут быть:

• региональная диверсификация операционной деятель­ности предприятия, обеспечивающая увеличение объема реа­лизации продукции;

• реальное инвестирование (модернизация, реконструкция и т. п.), обеспечивающее

быстрый возврат вложенного капитала за счет прироста чистого денежного потока;

• иные стратегические цели, требующие быстрой акку­муляции заемного капитала, привлечение которого из других источников затруднено.

3. Оценка собственного кредитного рейтинга. Потенциал размещения облигационного займа и его стоимость существенно зависят от кредитного рейтинга предприятия, определяющего реальный уровень его кредитоспособности с позиций возмож­ного кредитного риска для инвесторов. Уровень кредитного рейтинга предприятия (а соответственно, и эмитируемой им облигации) формирует на фондовом рынке соответствующий размер " кредитного спрэда", т. е. разницу в уровнях доходности и ценах котировки между эмитируемой и так называемой "ба­ зисн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.095 с.)