Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый этап в развитии зарубежной историографии.

Поиск

Второй этап в развитии зарубежной историографии.

Третий этап в развитии зарубежной историографии.

Развитие мировой науки в XX веке шло ускоренными темпами. Тот же процесс затронул и общественные науки. Изучение истории превратилось в важнейшую гуманитарную отрасль знания, которая помогает справиться со многим современными проблемами Человечества.

Современная зарубежная историческая наука – это целый комплекс, в который входят:

- научные школы со своими традициями,

- научно-исследовательские учреждения, тесно связанные с практической деятельностью,

- постоянная издательская деятельность

И многое другое.

В ХХ веке зарубежная историческая наука прошла в своем развитии несколько этапов: от критики позитивизма в начале столетия к формированию так называемой «новой исторической науки». Большое влияние на ее развитие оказали крупнейшие исторические события: Первая и Вторая мировые войны, Октябрьская социалистическая революция в России, «холодная война», НТР. Таким образом, развитие истории шло совместно с развитием человеческой цивилизации. В центре ее изучения по-прежнему находится Человек.

На протяжении XX в. историческая наука не раз претерпевала радикальные изменения, которые ученые назвали поворотами. Эти изменения касались понимания предмета науки, ее содержания, проблематики, методов исследования и в конечном счете ее профессионально-научного и социального статуса.

Главные ступени развития исторической науки восходят к важнейшим этапам общественного развития. Так как существенным фактором в процессе познания является методология, то и этапы развития науки различаются по изменяющимся методам исследования, смене мировоззренческих принципов в осмыслении прошлого.

Исходя из этого следует говорить о таких этапах в развитии исторической науки, как:

  1. Историческая наука в эпоху Древности.
  2. Историческая наука в эпоху Средневековья.
  3. Историографии эпохи Возрождения (исходный рубеж для историографии Новой и Новейшей истории), XIV – XV вв.
  4. Историческая наука в эпоху Просвещения, XVII-XVIII вв.
  5. Историография романтизма (первая половина XIX в.).
  6. Историография позитивизма (вторая половина XIX в.).
  7. Возникновение и развитие марксистской исторической науки (К. Маркс и Ф. Энгельс), в основе которой лежит материалистическое понимание истории.
  8. Эволюция ортодоксального позитивизма в первой и второй трети ХХ в.
  9. «Новая историческая наука» (1960-е – 1980-е гг.).
  10. Постмодернистская историография (1990-е – 2000-е – 2010-е гг.).

 

1.

Кризис историографии в начале XX в. был связан со сменой научных парадигм, принципов и методов познания, а также с изменениями социального статуса исторической науки. В любой отрасли знания в какой-то момент возникает ситуация, когда ее доминирующая научная модель оказывается не в состоянии объяснить полученные научным сообществом новые результаты. Усиливается разрыв между эмпирическими данными науки и ее теоретическими постулатами. Период кризиса – это период ломки старой парадигмы науки и активного поиска ее нового образа, соответствующего изменившимся реалиям. Поэтому он характеризуется острыми методологическими дискуссиями, появлением конкурирующих исследовательских стратегий, существенным расширением самого познавательного поля науки.

Кризис исторической науки в XX в. являлся закономерным следствием бурного развития исторического познания предшествующего столетия, в результате чего возникла острая потребность привести теоретическое знание об истории в соответствие с ее значительно расширившейся эмпирической базой.

Пересмотр старой научной парадигмы начался уже на рубеже XIX-XX вв. с утверждения принципиального различия между историческим и естественнонаучным познанием, что в конце концов привело к радикальным изменениям в самом образе истории. Однако в первом десятилетии XX в. никто еще не отрицал, что история является наукой, имеющей дело с конкретным, единичным, неразложимым на более простые элементы историческим фактом. Более решительная атака на позитивизм была предпринята только накануне и во время Первой мировой войны. Начавшийся на рубеже веков методологический кризис в годы войны получил колоссальный импульс и превратился в общий кризис исторической науки.

Будучи формой самосознания общества, история чутко реагирует на его проблемы, и чем эти проблемы значительнее и острее, тем масштабнее их влияние на состояние науки. Вот почему проблема кризиса исторической науки имеет еще и выраженный социальный аспект, который существенно осложняет и обостряет все его течение. Потрясения начала века развеяли оптимистическую уверенность в безостановочном поступательном развитии западной цивилизации, способной гармонично решать все свои проблемы. Рушилась теория прогресса, вновь появилось стремление найти идеал в прошлом. Вместе с оптимистическими ожиданиями потерпел крушение образ самой истории – мудрой наставницы жизни, способной на основании глубокого понимания прошлого прорицать будущее. Остро встал вопрос о том, нужна ли история вообще.

Под вопрос была поставлена сама возможность рационального познания мира. На первый план постепенно выходила событийная история.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.009 с.)