Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История ментальностей – отрасль исторической науки, изучающая ментальности различных эпох.
Исследования по истории ментальностей носят выраженный междисциплинарный характер. История ментальностей активно взаимодействует с историей повседневности, а также с психологией, этнографией, социологией, политологией, культурологией и другими дисциплинами. Само понятие «ментальности» (mentalités), введенное в научный оборот представителями первого поколения школы «Анналов», до сих пор не имеет общепризнанного определения, что накладывает отпечаток и на определение предмета и задач истории ментальностей. Часто под предметом истории ментальностей понимают социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. При этом объектами изучения могут выступать как обыденное создание людей, так и культурные артефакты. Традиции изучения ментальностей заложены школой «Анналов». По мнению Л. Февра, история ментальностей должна изучать психическую жизнь во всем ее объеме от наиболее эмоциональных проявлений в области чувств до наиболее интеллектуальных форм в области религиозного и научного мышления. В рамках данного определения истории ментальностей работали такие историки как Р. Мандру, Ж. Делюмо, А. Корбен, чьи работы иногда квалифицируют как «историю чувств» (страха, безопасности, отношения к телесности и т.д.). Другой аспект истории ментальностей, выдвинутый Л. Февром, – изучение т.н. «ментального инструментария» (границ мыслимого и немыслимого в ту или иную эпоху) – был развит в работах Ф. Арьеса и М.Фуко. С точки зрения М.Блока, истории ментальностей должна быть более «социальной», поскольку изучение мира психического, мира представлений неполно без изучения социальных корней тех или иных идей и представлений, без принятия во внимание различных (в т.ч. материальных) ограничений, навязываемых обществом человеку. Разделяя мысль Э.Дюркгейма о том, что основным системообразующим фактором каждого общества является единая система ценностей (включающая религию, верования, представления, обычаи, нравы), М. Блок делал акцент на изучении, прежде всего, наименее осмысленных и наименее выраженных форм ментальной деятельности, повседневных поступков и привычек, через которые утверждается и обновляется социальная связь.
Полем изучения ментальности для М.Блока было не индивидуальное сознание, а весь общественный организм в целом. Ментальности объединяют всех членов общества. При этом, по большей части, они не осознаются самими людьми, а проявляются через особенности видения мира, представления о времени и пространстве, организацию труда и распорядок повседневных дел, через поведение и высказывания – как бы помимо их намерений и воли. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания, будучи имплицированы в языке и других знаковых системах, в обычаях, традициях и верованиях. Выявление ментальностей позволяет установить то общее, что существует у представителей одной социально-культурной общности, а изучение их трансформаций во времени – установить особенности мировосприятия эпохи. По мнению А. Бюргьера, именно «эта история привычек, обычаев, всего того, что назвали бы в XVIII в. «обиходным сознанием», «сознанием привычек», это продолжение истории ментальностей в том виде, как она задумывалась М. Блоком, называется сегодня исторической антропологией». Изучение истории ментальностей в России прочно связано с именем А.Я.Гуревича. Несмотря на серьезные расхождения в определении ментальностей, они стали одним из главных предметов анализа «новой исторической науки», а история ментальностей – одной из наиболее плодотворно развивавшихся отраслей научного знания. История повседневности. История повседневности – дисциплина исторической науки, изучающая повседневную (частную, в отличие от публичной) жизнь людей, в контексте деятельности индивидов и семей, механизмы их выживания и приспособления к существующей реальности. Начав с изучения народных низов, история повседневности постепенно включила в свою предметную область повседневную жизнь всех социальных классов и групп, независимо от их положения в общественной иерархии. В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально-политические предпочтения т.д. подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался в истории преимущественно «безымянным» и «молчаливым».
На сегодня в рамках истории повседневности сформировались два подхода. Сторонники первого подхода, исследуя «повседневность», акцентируют внимание на ее «элементах повторяемости». Они считают, что именно из-за повторяемости и рутинизации происходит «подчинение людей авторитету» и, соответственно, стабилизация социальных структур. Адепты второго подхода в своих исследованиях «повседневности» ориентируются, наоборот, на выявление в ней переменного и внутренне противоречивого, чтобы через реконструкцию трансформаций «повседневности» выявить: каким образом участники исторического процесса становились или могли стать объектами истории, а каким - ее субъектами. В определении предмета изучения истории повседневности как научного направления в современном гуманитарном знании нет согласия. Историка повседневности интересует все: и история быта, и событийная история (влияние тех или иных событий на повседневный быт людей), история личных переживаний и межличностных отношений. Немаловажную роль играет задача выяснения, каким образом унаследованные культурные традиции, обычаи, представления определяют поведение людей в специфических исторических обстоятельствах. Необъятность проблематики, безграничной как сама жизнь, и наличие явных и неявных взаимосвязей делают трудным вычленение основных направлений. В определении методов изучения истории повседневности также нет единства. В известной степени работы носят экспериментальный характер. Труды по истории повседневности основаны на микроанализе, стремятся к географической и временной локализации. Они обрисовывают часто небольшой регион, охватывают малый период времени, но предполагают углубление анализа за счет жизненных историй представителей разных возрастных, профессиональных, социальных и других когорт, их взаимосвязей и взаимодействий. Реконструируемые повседневные поведенческие нормы есть нечто большее, чем обычные описания ситуаций обыденности: они помогают понять суть тех, кто является субъектами и одновременно объектами истории. Проблематика источниковой базы истории повседневности состоит в том, что приемы микроанализа далеко не в равной степени применимы к различным историческим эпохам. История повседневности стала выделяться в самостоятельное научное направление благодаря школе «Анналов». Ее представители показали тесную связь между образом жизни людей, их бытом и их ментальным складом и предложили перейти от описательной истории быта к аналитическому изучению комплексной истории человека, события и факты частной жизни которого подчас могут влиять не только на факты его собственной повседневности, но и на жизнь общества в целом. Из наиболее известных работ, переведенных на русский язык нужно назвать книгу Ф.Броделя о структурах повседневности. С начала 1980-х гг. в Западной Германии возник массовый интерес к изучению прошлого своего города или поселка, к истории своей семьи. Наибольший вклад в разработку научной “истории повседневности” внес сотрудник Института истории имени Макса Планка в Геттингене Альф Людтке. Он показал, что люди активно участвуют в постоянном процессе создания и переустройства структур повседневности, они пытаются «присвоить» и приспособить к себе тот жизненный мир, который их окружает. К концу 1980-х гг. история повседневности стала общепризнанным научным направлением, получила известность за пределами ФРГ, разрабатывается в Австрии, Швейцарии и других странах. Анализ западной историографии повседневности и размышления о возможностях этого направления в России есть в книгах А.Л. Ястребицкой.
Среди отечественных историков, заново открывших мир повседневности, был Ю.М.Лотман, опубликовавший в 1970-х гг. работы о коде бытового поведения людей ХVIII-ХIХ вв. Возникновению интереса к структурам повседневности способствовали также работы другого выдающегося медиевиста – Ю.Л.Бессмертного. Издававшийся под его редакцией альманах «Казус» изначально ориентирован на микроисторию и историю повседневности. В настоящее время на территории России действует несколько центров изучения истории повседневности. Написаны диссертации, опубликованы монографии. Продуктивным оказался опыт проведения конференций в различных регионах страны с последующей публикаций сборников материалов, иногда перерастающих в коллективные монографии. История повседневности сейчас переживает настоящий бум. Однако многие работы описательны, эклектичны, серьезного научного значения не имеют. Мода грозит опасностью дискредитации всего научного направления в целом. Нельзя допустить сужения истории повседневности до картинок из быта маленьких людей. Только комплексный подход к повседневной жизни как целостному феномену может дать принципиально новое историческое знание. Гендерная история. Гендерная история как часть нового междисциплинарного научного направления – тендерных исследований – сформировалась на Западе в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в., хотя поиски истоков неизбежно приведут нас в 1960-е годы, когда в рамках бурно развивавшегося женского движения новый импульс получило стремление придать феминистскому сознанию собственную историческую ретроспективу. Именно тогда многие молодые ученые стали заниматься историей женщин, обоснованно полагая, что изучение прошлого, как и анализ современности, должно опираться на информацию, касающуюся обоих полов.
В последующую четверть века история женщин пережила невероятный бум. Публикации по этой тематике получили свою постоянную рубрику в десятках научных журналов. Ежегодно стало выходить в свет множество исследований по всем периодам и регионам, а в обобщающих работах разного уровня освещались практически все вопросы, имеющие отношение к жизни женщин прошедших эпох. Гендерная история – это научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е годы. Гендерная история – дисциплина исторической науки, изучающая историю взаимодействия мужского и женского социокультурного опыта как одного из важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование и изменения социальной действительности в пространстве и времени в рамках различных исторических ситуаций. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е гг. Понятие возникло в начале 1980-х гг. вместе с появлением термина гендер, его теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт в своей знаменитой статье «Гендер: полезная категория исторического анализа» (1986 г.). Появление гендерной истории стало реакцией на развитие женских исследований и истории женщин, которые в конце 1970-х гг. зашли в тупик как в плане методологии, так и в плане определяющих познавательных концепций. Историки гендера исходили из представлений о комплексной социокультурной детерминации различий и иерархии полов. Задача гендерной истории, считает Л.П. Репина, выявить роль фактора пола в складывании и функционировании важнейших институтов общества (семья, государство, армия, религиозная община и т. д.), регулировании распределения материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества, класса или этнической группы, а также проанализировать роль гендерных представлений в межличностном взаимодействии, выявление исторического характера гендерных отношений на межличностном уровне и их динамики. Взаимоотношения полов в социокультурном плане варьируются от одного культурного пространства к другому. Интеллектуальная история. Термин «интеллектуальная история» указывает не на особое качество того, что выходит из-под пера ученого, который ею занимается, а на то, что фокус исследования направлен на один из аспектов и одну из сфер человеческой деятельности (так же, как в экономической или политической истории).
Само выражение интеллектуальная история означает историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей. Интеллектуальная история – историческая дисциплина, изучающая исторические аспекты одной из сфер человеческой деятельности – творческую и интеллектуальную, через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей, включая ее условия, формы и результаты. В общекультурное пространство интеллектуальную историю вывел в начале ХХ в. американский философ и историк А.О.Лавджой, основавший 1940 г. «Journal of the History of Ideas» («Журнал по истории идей»). Он же – автор книги «Великая цепь бытия», ставшей классикой интеллектуальной истории. Лавджой отдавал приоритет термину «история идей». К 1980-м гг. предметное поле «истории идей» расширилось и эволюционировало к «истории интеллектуалов» и «социальной истории идей», в которых акцентировалась роль социального контекста. История ментальностей и «социальная история идей» в разных ее формах сыграли решающую роль в переосмыслении и переопределении «истории идей», которая вновь стала восприниматься как более предпочтительный термин, подразумевающий радикальное расширение предметного поля интеллектуальной истории за пределы не только «великих идей», но и тех, которые разделялись и артикулировались большими группами людей просто образованных, а фактически всех идей, которые в нем были в ходу в конкретный период или в конкретном обществе – от популярных до эрудитских. Интеллектуальная история получила распространение во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг., что нашло отражение в расширении ее места в учебных программах университетов, в росте числа периодических изданий, специально посвященных ее сюжетам или имеющих соответствующие постоянные рубрики, в институциональном оформлении нового научного сообщества. В 1994 г. было создано Международное общество интеллектуальной истории (International Society for International History – ISIH), в руководящий комитет которого вошли ведущие ученые из разных стран мира. Современная интеллектуальная история включает в себя разнородные составляющие: традиционную философски ориентированную историю идей, идейных систем, историю естествознания и техники, историю общественной, политической, философской, исторической мысли, а также социально-интеллектуальную историю, сосредоточенную на социологическом и организационном аспектах познавательной деятельности. Одной из исходных предпосылок современной интеллектуальной истории является осознание неразрывной связи между историей самих идей и идейных комплексов, с одной стороны, и историей условий и форм интеллектуальной деятельности, с другой. В 1969 г. в своей программной статье о задачах интеллектуальной истории Хейден Уайт подчеркивал, что она нуждается в «опоре на социальную реальность, которой ей так долго недоставало». В рамках историко-антропологических исследований интеллектуальная история изучает весь разноуровневый интеллектуальный ландшафт того или иного исторического периода (восприятие тех или иных идей массовым сознанием, пути и способы распространения новых идей, в частности через популярную литературу, прежде всего в переломные периоды, изучение политического «языка», анализ политических дискурсов, собственно история идей: идеи свободы, равенства, справедливости, прогресса, тирании и др. Интеллектуальная история также призвана выявлять исторические изменения фундаментальных принципов, категорий, методов и содержания познания, изучать процессы становления и развития научной картины мира, стиля мышления, средств и форм научного исследования – в общем контексте духовной культуры, социально-организационных и информационно-идеологических условий конкретной эпохи. Сегодня активно действуют различные международные и национальные организации по изучению интеллектуальной истории. Например, Международное Общество интеллектуальной истории (International Society for Intellectual History), представляющее собой профессиональную ассоциацию ученых-историков интеллектуальной культуры. Его возглавляет президент д-р Констанс Блэквелл (Constance Blackwell). Во Франции в 1978 г. был создан Институт новой и современной истории (Institut d'histoire moderne et contemporaine, IHМС) как исследовательский центр, одновременно принадлежащий Высшей Нормальной школе (ENS) и Национальному центру научных исследований (CNRS); административное и идейное руководство им осуществляет известный французский историк Кристоф Шарль. Кристоф Шарль является автором нескольких работ по истории европейских культурных и интеллектуальных институций, истории европейских университетов, сравнительной истории интеллектуалов, а также ряда публикаций по культурной и политической истории европейских столиц, в том числе фундаментального труда «Рождение интеллектуалов». В Институте всеобщей истории РАН создан Центр интеллектуальной истории, которым руководит Репина Лорина Петровна, д.и.н., вед. н. с. С 1999 г. Центр издает «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории» (в 2010 г. вышел 31-й номер) – первое в России научное периодическое издание, специально посвященное проблемам интеллектуальной истории, исследовательское пространство которой охватывает историю идей и идеологий, философской, общественной и политической мысли, естествознания и техники, социальных и гуманитарных наук, историю книги и историю религии, историю историографии и историю литературы, историю искусства и музыки и т.д. С ноября 2001 г. под патронатом ИВИ РАН действует Российское Общество интеллектуальной истории (РОИИ) – общественное объединение, содействующее развитию научных исследований по проблемам интеллектуальной истории. Общество действует в 35-ти регионах Российской Федерации. Центральное правление Общества издает информационно-аналитическое издание «Вестник РОИИ» (выходит 3 раза в год).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.014 с.) |