История ментальностей – отрасль исторической науки, изучающая ментальности различных эпох.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История ментальностей – отрасль исторической науки, изучающая ментальности различных эпох.



Исследования по истории ментальностей носят выраженный междисциплинарный характер. История ментальностей активно взаимодействует с историей повседневности, а также с психологией, этнографией, социологией, политологией, культурологией и другими дисциплинами.

Само понятие «ментальности» (mentalités), введенное в научный оборот представителями первого поколения школы «Анналов», до сих пор не имеет общепризнанного определения, что накладывает отпечаток и на определение предмета и задач истории ментальностей. Часто под предметом истории ментальностей понимают социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. При этом объектами изучения могут выступать как обыденное создание людей, так и культурные артефакты.

Традиции изучения ментальностей заложены школой «Анналов». По мнению Л. Февра, история ментальностей должна изучать психическую жизнь во всем ее объеме от наиболее эмоциональных проявлений в области чувств до наиболее интеллектуальных форм в области религиозного и научного мышления. В рамках данного определения истории ментальностей работали такие историки как Р. Мандру, Ж. Делюмо, А. Корбен, чьи работы иногда квалифицируют как «историю чувств» (страха, безопасности, отношения к телесности и т.д.). Другой аспект истории ментальностей, выдвинутый Л. Февром, – изучение т.н. «ментального инструментария» (границ мыслимого и немыслимого в ту или иную эпоху) – был развит в работах Ф. Арьеса и М.Фуко.

С точки зрения М.Блока, истории ментальностей должна быть более «социальной», поскольку изучение мира психического, мира представлений неполно без изучения социальных корней тех или иных идей и представлений, без принятия во внимание различных (в т.ч. материальных) ограничений, навязываемых обществом человеку. Разделяя мысль Э.Дюркгейма о том, что основным системообразующим фактором каждого общества является единая система ценностей (включающая религию, верования, представления, обычаи, нравы), М. Блок делал акцент на изучении, прежде всего, наименее осмысленных и наименее выраженных форм ментальной деятельности, повседневных поступков и привычек, через которые утверждается и обновляется социальная связь.

Полем изучения ментальности для М.Блока было не индивидуальное сознание, а весь общественный организм в целом. Ментальности объединяют всех членов общества. При этом, по большей части, они не осознаются самими людьми, а проявляются через особенности видения мира, представления о времени и пространстве, организацию труда и распорядок повседневных дел, через поведение и высказывания – как бы помимо их намерений и воли. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания, будучи имплицированы в языке и других знаковых системах, в обычаях, традициях и верованиях. Выявление ментальностей позволяет установить то общее, что существует у представителей одной социально-культурной общности, а изучение их трансформаций во времени – установить особенности мировосприятия эпохи.

По мнению А. Бюргьера, именно «эта история привычек, обычаев, всего того, что назвали бы в XVIII в. «обиходным сознанием», «сознанием привычек», это продолжение истории ментальностей в том виде, как она задумывалась М. Блоком, называется сегодня исторической антропологией».

Изучение истории ментальностей в России прочно связано с именем А.Я.Гуревича.

Несмотря на серьезные расхождения в определении ментальностей, они стали одним из главных предметов анализа «новой исторической науки», а история ментальностей – одной из наиболее плодотворно развивавшихся отраслей научного знания.

История повседневности.

История повседневности – дисциплина исторической науки, изучающая повседневную (частную, в отличие от публичной) жизнь людей, в контексте деятельности индивидов и семей, механизмы их выживания и приспособления к существующей реальности. Начав с изучения народных низов, история повседневности постепенно включила в свою предметную область повседневную жизнь всех социальных классов и групп, независимо от их положения в общественной иерархии.

В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально-политические предпочтения т.д. подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался в истории преимущественно «безымянным» и «молчаливым».

На сегодня в рамках истории повседневности сформировались два подхода. Сторонники первого подхода, исследуя «повседневность», акцентируют внимание на ее «элементах повторяемости». Они считают, что именно из-за повторяемости и рутинизации происходит «подчинение людей авторитету» и, соответственно, стабилизация социальных структур. Адепты второго подхода в своих исследованиях «повседневности» ориентируются, наоборот, на выявление в ней переменного и внутренне противоречивого, чтобы через реконструкцию трансформаций «повседневности» выявить: каким образом участники исторического процесса становились или могли стать объектами истории, а каким - ее субъектами.

В определении предмета изучения истории повседневности как научного направления в современном гуманитарном знании нет согласия. Историка повседневности интересует все: и история быта, и событийная история (влияние тех или иных событий на повседневный быт людей), история личных переживаний и межличностных отношений. Немаловажную роль играет задача выяснения, каким образом унаследованные культурные традиции, обычаи, представления определяют поведение людей в специфических исторических обстоятельствах. Необъятность проблематики, безграничной как сама жизнь, и наличие явных и неявных взаимосвязей делают трудным вычленение основных направлений. В определении методов изучения истории повседневности также нет единства. В известной степени работы носят экспериментальный характер. Труды по истории повседневности основаны на микроанализе, стремятся к географической и временной локализации. Они обрисовывают часто небольшой регион, охватывают малый период времени, но предполагают углубление анализа за счет жизненных историй представителей разных возрастных, профессиональных, социальных и других когорт, их взаимосвязей и взаимодействий. Реконструируемые повседневные поведенческие нормы есть нечто большее, чем обычные описания ситуаций обыденности: они помогают понять суть тех, кто является субъектами и одновременно объектами истории. Проблематика источниковой базы истории повседневности состоит в том, что приемы микроанализа далеко не в равной степени применимы к различным историческим эпохам.

История повседневности стала выделяться в самостоятельное научное направление благодаря школе «Анналов». Ее представители показали тесную связь между образом жизни людей, их бытом и их ментальным складом и предложили перейти от описательной истории быта к аналитическому изучению комплексной истории человека, события и факты частной жизни которого подчас могут влиять не только на факты его собственной повседневности, но и на жизнь общества в целом. Из наиболее известных работ, переведенных на русский язык нужно назвать книгу Ф.Броделя о структурах повседневности. С начала 1980-х гг. в Западной Германии возник массовый интерес к изучению прошлого своего города или поселка, к истории своей семьи. Наибольший вклад в разработку научной “истории повседневности” внес сотрудник Института истории имени Макса Планка в Геттингене Альф Людтке. Он показал, что люди активно участвуют в постоянном процессе создания и переустройства структур повседневности, они пытаются «присвоить» и приспособить к себе тот жизненный мир, который их окружает. К концу 1980-х гг. история повседневности стала общепризнанным научным направлением, получила известность за пределами ФРГ, разрабатывается в Австрии, Швейцарии и других странах. Анализ западной историографии повседневности и размышления о возможностях этого направления в России есть в книгах А.Л. Ястребицкой.

Среди отечественных историков, заново открывших мир повседневности, был Ю.М.Лотман, опубликовавший в 1970-х гг. работы о коде бытового поведения людей ХVIII-ХIХ вв. Возникновению интереса к структурам повседневности способствовали также работы другого выдающегося медиевиста – Ю.Л.Бессмертного. Издававшийся под его редакцией альманах «Казус» изначально ориентирован на микроисторию и историю повседневности. В настоящее время на территории России действует несколько центров изучения истории повседневности. Написаны диссертации, опубликованы монографии. Продуктивным оказался опыт проведения конференций в различных регионах страны с последующей публикаций сборников материалов, иногда перерастающих в коллективные монографии. История повседневности сейчас переживает настоящий бум. Однако многие работы описательны, эклектичны, серьезного научного значения не имеют. Мода грозит опасностью дискредитации всего научного направления в целом. Нельзя допустить сужения истории повседневности до картинок из быта маленьких людей. Только комплексный подход к повседневной жизни как целостному феномену может дать принципиально новое историческое знание. 

Гендерная история. Гендерная история как часть нового междисциплинарного научного направления – тендерных исследований – сформировалась на Западе в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в., хотя поиски истоков неизбежно приведут нас в 1960-е годы, когда в рамках бурно развивавшегося женского движения новый импульс получило стремление придать феминистскому сознанию собственную историческую ретроспективу. Именно тогда многие молодые ученые стали заниматься историей женщин, обоснованно полагая, что изучение прошлого, как и анализ современности, должно опираться на информацию, касающуюся обоих полов.

В последующую четверть века история женщин пережила невероятный бум. Публикации по этой тематике получили свою постоянную рубрику в десятках научных журналов. Ежегодно стало выходить в свет множество исследований по всем периодам и регионам, а в обобщающих работах разного уровня освещались практически все вопросы, имеющие отношение к жизни женщин прошедших эпох.

Гендерная история – это научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е годы.

Гендерная история – дисциплина исторической науки, изучающая историю взаимодействия мужского и женского социокультурного опыта как одного из важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование и изменения социальной действительности в пространстве и времени в рамках различных исторических ситуаций.

Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е гг. Понятие возникло в начале 1980-х гг. вместе с появлением термина гендер, его теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт в своей знаменитой статье «Гендер: полезная категория исторического анализа» (1986 г.). Появление гендерной истории стало реакцией на развитие женских исследований и истории женщин, которые в конце 1970-х гг. зашли в тупик как в плане методологии, так и в плане определяющих познавательных концепций. Историки гендера исходили из представлений о комплексной социокультурной детерминации различий и иерархии полов. 

Задача гендерной истории, считает Л.П. Репина, выявить роль фактора пола в складывании и функционировании важнейших институтов общества (семья, государство, армия, религиозная община и т. д.), регулировании распределения материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества, класса или этнической группы, а также проанализировать роль гендерных представлений в межличностном взаимодействии, выявление исторического характера гендерных отношений на межличностном уровне и их динамики. Взаимоотношения полов в социокультурном плане варьируются от одного культурного пространства к другому.

Интеллектуальная история. Термин «интеллектуальная история» указывает не на особое качество того, что выходит из-под пера ученого, который ею занимается, а на то, что фокус исследования направлен на один из аспектов и одну из сфер человеческой деятельности (так же, как в экономической или политической истории).

Само выражение интеллектуальная история означает историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.

Интеллектуальная история – историческая дисциплина, изучающая исторические аспекты одной из сфер человеческой деятельности – творческую и интеллектуальную, через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей, включая ее условия, формы и результаты.

В общекультурное пространство интеллектуальную историю вывел в начале ХХ в. американский философ и историк А.О.Лавджой, основавший 1940 г. «Journal of the History of Ideas» («Журнал по истории идей»). Он же – автор книги «Великая цепь бытия», ставшей классикой интеллектуальной истории. Лавджой отдавал приоритет термину «история идей».

К 1980-м гг. предметное поле «истории идей» расширилось и эволюционировало к «истории интеллектуалов» и «социальной истории идей», в которых акцентировалась роль социального контекста. История ментальностей и «социальная история идей» в разных ее формах сыграли решающую роль в переосмыслении и переопределении «истории идей», которая вновь стала восприниматься как более предпочтительный термин, подразумевающий радикальное расширение предметного поля интеллектуальной истории за пределы не только «великих идей», но и тех, которые разделялись и артикулировались большими группами людей просто образованных, а фактически всех идей, которые в нем были в ходу в конкретный период или в конкретном обществе – от популярных до эрудитских.

Интеллектуальная история получила распространение во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг., что нашло отражение в расширении ее места в учебных программах университетов, в росте числа периодических изданий, специально посвященных ее сюжетам или имеющих соответствующие постоянные рубрики, в институциональном оформлении нового научного сообщества. В 1994 г. было создано Международное общество интеллектуальной истории (International Society for International History – ISIH), в руководящий комитет которого вошли ведущие ученые из разных стран мира.

Современная интеллектуальная история включает в себя разнородные составляющие: традиционную философски ориентированную историю идей, идейных систем, историю естествознания и техники, историю общественной, политической, философской, исторической мысли, а также социально-интеллектуальную историю, сосредоточенную на социологическом и организационном аспектах познавательной деятельности. Одной из исходных предпосылок современной интеллектуальной истории является осознание неразрывной связи между историей самих идей и идейных комплексов, с одной стороны, и историей условий и форм интеллектуальной деятельности, с другой. В 1969 г. в своей программной статье о задачах интеллектуальной истории Хейден Уайт подчеркивал, что она нуждается в «опоре на социальную реальность, которой ей так долго недоставало».

В рамках историко-антропологических исследований интеллектуальная история изучает весь разноуровневый интеллектуальный ландшафт того или иного исторического периода (восприятие тех или иных идей массовым сознанием, пути и способы распространения новых идей, в частности через популярную литературу, прежде всего в переломные периоды, изучение политического «языка», анализ политических дискурсов, собственно история идей: идеи свободы, равенства, справедливости, прогресса, тирании и др.

Интеллектуальная история также призвана выявлять исторические изменения фундаментальных принципов, категорий, методов и содержания познания, изучать процессы становления и развития научной картины мира, стиля мышления, средств и форм научного исследования – в общем контексте духовной культуры, социально-организационных и информационно-идеологических условий конкретной эпохи.

Сегодня активно действуют различные международные и национальные организации по изучению интеллектуальной истории. Например, Международное Общество интеллектуальной истории (International Society for Intellectual History), представляющее собой профессиональную ассоциацию ученых-историков интеллектуальной культуры. Его возглавляет президент д-р Констанс Блэквелл (Constance Blackwell). Во Франции в 1978 г. был создан Институт новой и современной истории (Institut d'histoire moderne et contemporaine, IHМС) как исследовательский центр, одновременно принадлежащий Высшей Нормальной школе (ENS) и Национальному центру научных исследований (CNRS); административное и идейное руководство им осуществляет известный французский историк Кристоф Шарль. Кристоф Шарль является автором нескольких работ по истории европейских культурных и интеллектуальных институций, истории европейских университетов, сравнительной истории интеллектуалов, а также ряда публикаций по культурной и политической истории европейских столиц, в том числе фундаментального труда «Рождение интеллектуалов». В Институте всеобщей истории РАН создан Центр интеллектуальной истории, которым руководит Репина Лорина Петровна, д.и.н., вед. н. с. С 1999 г. Центр издает «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории» (в 2010 г. вышел 31-й номер) – первое в России научное периодическое издание, специально посвященное проблемам интеллектуальной истории, исследовательское пространство которой охватывает историю идей и идеологий, философской, общественной и политической мысли, естествознания и техники, социальных и гуманитарных наук, историю книги и историю религии, историю историографии и историю литературы, историю искусства и музыки и т.д. С ноября 2001 г. под патронатом ИВИ РАН действует Российское Общество интеллектуальной истории (РОИИ) – общественное объединение, содействующее развитию научных исследований по проблемам интеллектуальной истории. Общество действует в 35-ти регионах Российской Федерации. Центральное правление Общества издает информационно-аналитическое издание «Вестник РОИИ» (выходит 3 раза в год).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.008 с.)