Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9 Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов
· Содержание и задачи профессиональной реабилитации инвалидов · Профессиональное образование инвалидов · Содействие трудоустройству инвалидов
Содержание и задачи профессиональной реабилитации инвалидов Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, трудовое устройство или трудовую занятость. Основная цель профессиональной реабилитации - обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов и возможности самообеспечения. Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреплены в ряде нормативных документов, основные из которых: - Трудовой кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 19.02.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Минтруда России от 19.11.2013 г. № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с тяжелыми расстройствами нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»; - Приказ Минтруда России от 04.08.2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности». Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста - соответственно 82,8 и 78,7% от численности инвалидов указанных возрастных групп. Основу разработки программы профессиональной реабилитации составляют три компонента. Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению. Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилитационной программы, включающая определение характеристик интегральной реакции организма инвалида на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности.
Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и определение развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков. Профессиональное образование инвалидов Профессиональное образование инвалидов – это одно из основных, наиболее проблемных направлений профессиональной реабилитации, первоначальным этапом которого является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка труда, существующих учебных заведений и центров профессиональной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального оптимального самоопределения человека. Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие данных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой материал содержится в описаниях профессий - профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрицательные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека), социально-экономические особенности профессии.
Важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессиональной деятельности и в конечном итоге профессиональной пригодности. Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиологические возможности и способности соответствуют определенной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Затем с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуемый считается профессионально пригодным. При изучении профессионального интереса и склонностей человека следует учитывать, что многие инвалиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии. Проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психологическая поддержка. Окончательное решение в выборе профессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации. После выбора будущей профессии планируется перечень возможных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реальные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления. В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяющего использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов. При профессиональном обучении больных и инвалидов как следующем методе реабилитации должна решаться комплексная задача, в решении которой овладение специальными знаниями, умениями, навыками будет сочетаться с формированием способностей к социально-психологической адаптации. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости. Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области, рекомендуемой профессиональной деятельности. Профессиональное образование предоставляет больным и инвалидам следующие возможности: - приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели; - приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становиться невозможной или малопроизводительной; - повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе. При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду, что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые. Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов. Можно отметить три основных пути получения новой профессии: - самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам); - бесплатное переобучение через службу занятости. Право на это имеют инвалиды III и II групп, I группы - с трудовой рекомендацией; - поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте. Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства. Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов - их общеобразовательная подготовка. Наличие среднего и высшего образования значительно повышает конкурентоспособность инвалидов. Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.) |