Психосоциальные методы реабилитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосоциальные методы реабилитации



  Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологи­чески благоприятную микросоциальную среду.

Выделяют основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств - психодинамические и поведенческие. По психоди­намической теории,развитие личности определяется двусторонни­ми отношениями «человек-среда» и их взаимным влиянием. Со­гласно концепции психосоциальной идентичности личности, пред­ложенной Э. Эриксоном, личность воспринимает себя в неразрыв­ном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных отношений приводит к трансформации прежней иден­тичности, что вызывает определенный кризис, продолжающийся до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. Пси­ходинамический подход широко используется в современной пси­хиатрии и психологии для понимания природы возникновения психических, личностных и поведенческих расстройств. В свою оче­редь, это дает основание для выбора социально-терапевтических воздействий. В практике психодинамической модели психосоциаль­ной работы основной акцент делается на изучение природы про­блем клиента в аспекте жизненного опыта и стереотипа разреше­ния межличностных конфликтов и реагирования на стресс.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокуп­ность реакций организма на воздействие внешней среды, на на­бор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействую­щими регулирующими системами. Это - внешние стимулирую­щие события, внешнее подкрепление и, самое главное, проме­жуточные когнитивные процессы. Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ ин­терпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно дан­ному подходу влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, ка­ким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.

На теориях социального научения и когнитивной модифика­ции поведения основана поведенческая терапия, которая исполь­зует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.

Методы поведенческой терапии, которые применяются в психо­социальной работе, опираются на способность человека к целена­правленному и осмысленному изменению поведения. В процессе тренингов, ориентированных на решение конкретных поведен­ческих задач, человек учится справляться с жизненными трудно­стями и повышает свои способности к самоконтролю и активным действиям.

Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы пси­хокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциаль­ная помощь относится к наиболее важной составной части реаби­литации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возмож­ностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению соци­ального поведения индивида.

Основные направления психосоциальной работы составляют:

- социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);

- психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную тера­пию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;

- информационно-образовательная работа с инвалидами и об­ществом.

Социотерапия - это меры социального терапевтического воз­действия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации.Методологическую основу социотерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навы­ков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также те­рапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.

В процессе психосоциальной работы осуществляется психокоррекция, которая направлена на исправление недостатков в психи­ческом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.

Выделяют следующие специфические черты, характерные для психокоррекционного процесса:

- ориентация на людей, имеющих в повседневной жизни труд­ности, проблемы и желающих изменить свою жизнь или ставящих перед собой цель повысить способность к самореализации;

- ориентация на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения (может применяться как у психически здоро­вых, так и у больных людей при сохранении критики к собствен­ной личности и поведению);

- направленность на изменение поведения, межличностных отношений (семейных, коллективных) и развитие личности кли­ента.

Психокоррекционная социальная работа проводится в инди­видуальной и групповой формах. Психосоциальная работав виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем (social casework):социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осу­ществляться с одним пациентом или группой лиц (например, чле­нами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких слу­чаях понимается как особая форма индивидуальной работы.

Наиболее распространенный метод индивидуальной психосо­циальной работы - консультирование,при котором основным сред­ством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее задача - помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, по­высить эффективность управления собственной жизнью. Консуль­тирование представляет собой серию сессий, направленных на ре­шение проблемы.

Психосоциальная групповая работаориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми с различными социально-психологическими патологиями. В этом случае, в отли­чие от социальной работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных вза­имоотношений, психотерапевтическая группанесет в себе определенный лечебный потенциал и является активным помощни­ком социального работника в психокоррекционном процессе.

Методы групповой социально-психологической терапии. В прак­тике групповой психосоциальной работы широкое распростране­ние и популярность в связи с высокой эффективностью получили методы поведенческой терапии. В пове­денческой терапии большую роль играет опыт корректирующего научения, тренинг умений, позволяющий пациентам приобрести новые навыки поведения, повысить свою коммуникативную ком­петентность или научиться преодолевать свои дезадаптивные при­вычки и разрушительные эмоциональные конфликты.

Тренинг социальных навыков направлен на повышение социаль­ной компетентности инвалидов в повседневной жизни и конкре­тизируется в тех или иных сферах: домашнее хозяйство, работа, досуг. К основным видам жизненных умений, которым обучаются в группе, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, роди­тельские функции, коммуникативные умения.

Для терапии широкого диапазона межличностных проблем - от ограниченности социально-поведенческого репертуара до со­циальной тревоги - применяется тренинг ассертивности. Ассертивность - термин, означающий уверенность, настой­чивость, напористость, способность утверждать себя. Неассертивные люди испытывают тревогу в социальных ситуациях и страда­ют от низкой самооценки, они не в состоянии выражать свои чувства и отстаивать свои законные права. Поведенческая репетиция для обучения ассертивности хорошо подходит для групповой терапии, поскольку члены группы могут обеспечить более разнообразную обратную связь, чем один тера­певт, и также способны быть источником целого спектра модели­рующих влияний.

Помимо навыков самоутверждения и уверенности в себе суще­ствуют и другие социальные навыки, отсутствие которых может создавать определенные трудности в повседневной жизни. Напри­мер, знакомиться, общаться, разрешать межличностные конф­ликты. Целью различных многочисленных групп тренинга служат расширение поведенческого репертуара, умение действовать в раз­личных жизненных ситуациях, повышение социальной компетент­ности как способности находить компромисс между самореализа­цией и социальным приспособлением. Ролевая игра,на которой строится тренинг, рассматривается как развитие анализа практической ситуации. Она с успехом мо­жет использоваться при наличии поведенческих и межличност­ных проблем.

Группы встреч. Их можно также отнести к группам роста или группам взаимной поддержки или самопомощи (Self - help model). Цель группы встреч - пробудить внутренние резервы, стрем­ление к самоосознанию и межличностному развитию, к возмож­но полной реализации того потенциала, который заложен в каж­дом индивиде.

Группы совместной деятельности. Важно, что в процессе совместной деятельности члены группы устанавливают более тесные контакты, поощряют друг друга к активности и взаимодействию, ненавяз­чиво корригируют поведение и приобретают новые навыки. Такие группы особенно полезны для больных с выраженными дефицитарными синдромами и явлениями социальной дезинтеграции.

Группы терапии творческим самовыражением. Для длительно болеющих людей и инвалидов с успехом можно использовать ме­тод терапии творческим самовыражением, разработанный для пси­хически больных психотерапевтом М.Е. Бурно (1989). Метод на­правлен на обучение приемам целебного творческого самовыра­жения с осознанием ценности своей жизни.

Информационно-образовательная работа с инвалидами и обще­ством. В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:

1. проведение образовательных программ, касающихся воп­росов здоровья;

2. предоставление информации по правовым вопросам, о на­личии сети реабилитационных учреждений, об общественных объ­единениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т.п.

В образовательные программы, или, как их еще называют, «шко­лы здоровья», входят лекции и вспомогательные информационные материалы (брошюры, буклеты), которые освещают клинические особенности того или иного заболевания, перечень мероприятий, необходимых для поддержания хорошего самочувствия и предот­вращения обострений, современные достижения в лечении и ре­абилитации. Немаловажное значение для инвалидов имеют информация и образование, которые распространяются на все жизненные обла­сти (о правах и льготах, о тех инстанциях и учреждениях, где можно получить помощь, о существующих в сообществах видах поддержки).

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются психологические особенности людей с инвалидизирующей патологией?

2. Дайте характеристику понятию «внутренняя картина болезни».

3. Охарактеризуйте основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств – психодинамическую и поведенческую.

4. Каковы основные методы социотерапии личности?

5. Каковы основные методы психокоррекционной работы с личностью и ее ближайшим окружением?

6. В чем заключается информационно-образовательная работа с инвалидами и об­ществом?

7. Что такое терапевтическая среда и как ее организовать?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.012 с.)