Психологические особенности людей с ограниченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности людей с ограниченными возможностями здоровья



 Одну из основных задач реабилитации составляют психологиче­ская коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизнен­ных ситуациях, которые возникают у человека в связи с заболеванием или инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических осо­бенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами способствует успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными - непосредствен­но вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой го­ловного мозга. Но возникают и вторичные психологически обус­ловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказывают­ся пораженными, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит с взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформиро­ванные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложивший­ся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребнос­тей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фруст­рации, т.е. реактивное состояние в ответ на невозможность удов­летворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, имеющего нарушение здоровья, встает сложная задача - как жить дальше в условиях болезни или дефекта.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый от­печаток на всю личность больного в целом, также приводит к по­степенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслитель­ных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, со­циальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологи­ческими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), соци­альными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрес­сией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически боль­ных людей.

Для анализа психических особенностей инвалидов необходимо остановиться на положениях некоторых теорий, которые позво­ляют рассматривать психологию инвалида как человека с форми­рующейся «внутренней картиной болезни».

Внутренняя картина болезни, по определению А. Р.Лурия, - это «все то, что испытывает и переживает больной, общее самочувст­вие, вся масса его ощущений, самонаблюдений, его представле­ния о своей болезни, о ее причинах - весь тот огромный мир больного человека, который состоит из весьма сложных сочета­ний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Отношение больного к заболеванию определяется специфи­кой заболевания, возрастом, особенностями личности и нервной системы заболевшего, индивидуальными потребностями, а также факторами социальной среды, формирующими сознание и пове­дение человека. В системе потребностей, которые фрустрируются заболеванием, Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушаков (1976) выделяют: ви­тальные, общественно-профессиональные, этические, эстетиче­ские, связанные с интимной жизнью.

К социальным факторам, влияющим на формирование внутрен­ней картины болезни (ВКБ), можно отнести объективные условия жиз­ни больного: социальное и семейное положение, условия его жизни, диапазон вызванных болезнью функциональных ограни­чений, отношение родственников и социального окружения, по­явление новых проблем в семье, в профессиональной деятельно­сти и т.д.

Существуют разные качественные классификации типов ВКБ, но в целом в зависимости от отношения к болезни формируется поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:

- компенсаторное поведение (борьба, адаптация);

- капитуляция перед болезнью;

- игнорирующее поведение - стремление больного не при­знавать дефекта.

Таким образом, в одних случаях ВКБ направляет поведение на преодоление болезни и ее последствий на функциональном уров­не, а в других, наоборот, является фактором, который усугубляет течение болезни. ВКБ перестает выполнять адаптационную функ­цию и становится источником стресса. Она способствует разви­тию тревоги и вытесняет все ценности человека, сама, становясь сверхценностью.

Таким образом, ВКБ - основной комплекс вторичных, пси­хологических по своей природе, симптомов заболевания, кото­рый в ряде случаев может осложнять течение болезни, снижать эффективность лечебных мероприятий и тормозить ход реабили­тационного процесса. Этот вторичный симптомокомплекс сам по себе может стать источником стойкой инвалидизации больного.

По динамике ВКБ можно судить о постепенном измене­нии жизненной позиции инвалида, о присвоении им социальной «роли» инвалида, о становлении нового смыслообразующего мо­тива - мотива сохранения здоровья, становящегося впоследствии зачастую новым ведущим мотивом деятельности и определяющим всю новую постболезненную направленность личности. Именно поэтому ВКБ является центральным психологическим образова­нием, на которое следует направлять реабилитационное воздей­ствие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.018 с.)