Государственная политика в отношении лиц, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика в отношении лиц,



ОГЛАВЛЕНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1 Государственная политика в отношении лиц, нуждающихся в социальной абилитации и реабилитации 5
ЛЕКЦИЯ 1 Теоретические основы социальной абилитации и реабилитации: характеристика понятий и категорий. 5
ЛЕКЦИЯ 2 Нормативно-правовая база реабилитации инвалидов 20
ЛЕКЦИЯ 3 Организационно-правовые основы медико-социальной экспертизы 28
ЛЕКЦИЯ 4 Индивидуальная программа абилитации и реабилитации инвалида 41
ЛЕКЦИЯ 5 Структура системы комплексной реабилитации в РФ 57
РАЗДЕЛ 2 Формы и методы основных видов абилитации и реабилитации инвалидов 67
ЛЕКЦИЯ 6 Медицинская абилитация и реабилитация как компонент комплексной реабилитации 67
ЛЕКЦИЯ 7 Направления и содержание социальной абилитации и реабилитации 75
ЛЕКЦИЯ 8 Психосоциальные методыабилитации и  реабилитации инвалидов 85
ЛЕКЦИЯ 9 Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов 102
РАЗДЕЛ 3 Особенности абилитации и реабилитации отдельных категорий инвалидов 116
ЛЕКЦИЯ 10 Социальная абилитация и реабилитация детей с особенностями развития 116
ЛЕКЦИЯ 11 Особенности социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста 133
ЛЕКЦИЯ 12 Особенности социальной абилитации и реабилитации инвалидов с нарушениями слуха, зрения 143
ЛЕКЦИЯ 13 Социальная абилитация и реабилитация больных с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью 156
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
  ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 164
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 165

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная ди­намика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в России настоящий момент превышает 10 млн. человек, соответственно примерно каждый тринадцатый житель России имеет инвалидизирующую патологию здоровья.

Большое значение в связи с этим приобретает подготовка спе­циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации. Эти вопросы включает дисциплина «Социальная абилитация и реабилитация инвалидов», которая входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (Б1.В12). Цель курса лекций – сформировать представление о комплексном подходе к реабилитации, дать систему знаний в области нормативно-правового регулирования и организации реабилитационных услуг инвалидам.

Курс лекций по дисциплине предполагает формирование следующих профессиональных компетенций:

ПК-3: способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов.

ПК-5: способность к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан.

Трудоемкость лекционного курса составляет 18 часов (0,5 зачетных единицы).

РАЗДЕЛ 1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ,            

НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Лекция 1 Теоретические основы социальной абилитации и реабилитации:  характеристика понятий и категорий

· Сущность понятия «инвалид» и «инвалидность»

· Причины и динамика инвалидности

· Социальные ограничения инвалидов

· Реабилитация как наука

· Сущность, содержание и принципы реабилитации

Болезнь, травма, дефект

 


Функциональные нарушения

Социальная недостаточность

Рис. 1. Схема социализации болезни

 

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям функционирования органов и систем. С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. Знание о болезни или изме­нившееся поведение индивида, или ограничение его деятельнос­ти могут поставить конкретного человека в невыгодное положе­ние по отношению к окружающим, таким образом болезнь при­обретает социальный характер. Это проявление отражает соци­альную недостаточность, вытекающую из нарушения и ограничения жизненных функций.

Социальный уровень развития болезни отражает реакцию об­щества на состояние индивида и проявляется во взаимоотноше­ниях индивида с обществом.

Таким образом, нарушение или недостаток(impairment) - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции.Нарушение характеризует­ся потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразу­мевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая си­стему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается вра­чами - специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности (disability) - это любое огра­ничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые счита­ют нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограниче­ние жизнедеятельности относится к сложным или интегрирован­ным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятель­ности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельно­стью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограниче­ния в выполнении действий.

Социальная недостаточность (handicap или disadvantage)- это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток дан­ного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнеде­ятельности, при котором человек может выполнять лишь ограни­ченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения).

Таким образом, согласно современной кон­цепции ВОЗ поводом для определения инва­лидности служат не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологи­ческой или анатомической структуры либо функций, приводя­щих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недоста­точности (социальной дезадаптации).

Реабилитация как наука

Медицинская наука давно занимается изучением и устранением струк­турных и функциональных нарушений в организме человека, возникающих под воздействием того или иного патологического процесса. Под влиянием различных теоретических течений возникла и еще более стала привлекать к себе внимание концепция «личность и болезнь», которая позволила по иному взглянуть на эти понятия. Под болезнью понимают про­цессы дезорганизации организма, сопровождающиеся нарушением биологи­ческих и социальных свойств личности. Чисто биологическая модель болез­ни заменена так называемой смешанной моделью, предполагающей взаимо­действие и взаимодополнение биологического и психосоциального. Биоло­гическое в человеке всегда опосредуется социальным, а личность человека как целостное интегральное понятие непосредственно образует связь между биологическим и социальным. Благодаря так называемой биологической ориентации современных общественных и естественных наук, в том числе медицины, стиль мышления изменяется в сторону более широкого эволюционно-популяционного понятия, где организм рассматривается в живой связи с окружающей средой.

Сама цель лечения сводится, в конечном счете, не только к избавлению организма человека от разрушающего действия патологического процесса, к предотвращению летального исхода, восстановлению функций или продол­жению жизни при заранее известном фатальном исходе. Больной должен иметь возможность полноценно жить, сохраняя человеческое достоинство, а не просто существовать. Восстановлением статуса личности с философской точки зрения занимается реабилитация.

Вторая половина 20 века ознаменовалась широким внедрением реаби­литации в практику работы врачей различных специальностей и разработкой теоретических основ и многообразных частных методик реабилитации. Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ве­дущее значение имеют:

· интенсификация темпов научно-технического прогресса, сопровождающе­гося дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них ограниченным приложением человеческих усилий;

· большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны подготовки их;

· изменения в демографической структуре общества (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста);

· изменения в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением жизнедеятельности и дееспособности);

· изменения условий жизни (урбанизация, частые поездки на транспорте, большая занятость в сфере производства, малочисленные семьи и др.), предъявляющие высокие требования к уровню само - и взаимообслужива­ния.

В научной разработке проблемы реабилитации приняли участие пред­ставители различных отраслей (врачи, биологи, социологи, педагоги, юри­сты, психологи и др.), что способствовало формированию представления о реабилитации, как о межотраслевой проблеме. В то же время это обусловило существование многих идей, принципов и методов, которые органично не слились в единую науку с четким методологическим обоснованием, кон­кретными принципами и методиками, общепринятым понятийным аппара­том и терминологией. Поэтому в отношении термина реабилитация были предложены десятки различных определений, которые в основе своей верны, но фрагментарны и не вскрывают всего многообразия реабилитации, как системы научной и практической деятельности. Следовательно, примени­тельно к реабилитации необходим системный подход.

По мне­нию большинства исследователей, системный подход представляет собой научную методологию и развивается под воздействием определенных по­требностей научного мышления. Одним из основных положений системного подхода является принцип целостности. Методическим приемом, обеспечи­вающим соблюдение принципа целостности, является ориентация на конеч­ную цель. Таким образом, сущность системного подхода заключается в том, что любая структура, любой процесс рассматриваются в качестве целостной системы, все компоненты которой находятся в сложной динамической связи и генетической взаимообусловленности, а функции их подчинены одной за­даче - нахождению более рационального способа достижения конечной це­ли.

Следовательно, любая практическая задача, относящаяся к человеку, может быть решена только в том случае, если учитывается многообразие со­матических, нервно-физиологических, психологических и социальных усло­вий в их взаимосвязи.

С позиции системного подхода, реабилитация - это система на­учной и практической деятельности, которая направлена на частичное и полное восстановление (сохранение) личностного и социального статуса че­ловека путем комплексного воздействия на личность медицинских, социаль­ных, психологических, педагогических, правовых и др. факторов.

В системе реабилитации следует различать под­системы с их основными элементами:

· клинико-биологическая подсис­тема (включает в качестве основных элементов составляющие - гомеостаз, адаптация, компенсация);

· социально-психологическая подсистема (взаимоотношения больных с окружающей социальной средой).

Современные представления о реабилитации: сущность, содержание, принципы

  Реабилитация больных и инвалидов привлекает все большее внимание исследователей и практических врачей в связи с возрастающей социальной значимостью проблемы восстановления трудоспособности и предупрежде­ния инвалидности (И.М. Гринвальд, О.Н. Щепетова, 1986). В литературе можно встретить многочисленные определения понятия «реабилитация» (Маккавейский П.А., 1972; Юмашев Г.С., Ренкер К., 1973; Каптели А.Ф., Ласская Л.А., 1979 и др.).

Определение понятия «реабилитация» впервые дал Франц Иозеф Ритте фон Бус в книге «Система общего попечительства над бедными» (1903). По отношению к лицам с физическими уродствами термин «реабилитация» был использован в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Кре­ста для инвалидов (В.П. Белов).

В Большой медицинской энциклопедиидается следующее определение: «Реабилитация... (вос­становление) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) на­рушенных функций организма больных и инвалидов». На протяжении ряда лет термин «реабилитация» широко использовался в правовом отношении. Только в 1963 г. термин «реабилитация» получает дополнительное медицин­ское толкование, согласно которому «реабилитация» - восстановление здоро­вья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. С точки зрения медицины реабилитация - завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса больного. Правильное, рациональное сочетание физических и психических мето­дов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических забо­леваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособ­ности. Реабилитация основана на партнерстве врача и пациента, разноплано­вости усилий и воздействий, направленных на разные сферы жизнедеятель­ности, единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействий.

По определению, данному на IX совещании министров здравоохране­ния социалистических стран, состоявшемся в Праге в 1967 г. реабилитация в обществе - это система государственных, социально-экономических, меди­цинских, профессиональных, педагогических и др. мероприятий, направлен­ных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных, инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.

На международном симпозиуме социалистических стран по реабили­тации (г. Галле, октябрь, 1964 г.) было решено под реабилитацией пони­мать деятельность коллектива медработников, педагогов, экономистов, ру­ководителей общественных организаций, направленных на восстановление здоровья (в физическом, психическом и социальном смыслах) и трудоспо­собности инвалидов.

По определению международной организации труда (МОТ, 1978), под реабилитацией следует понимать восстановление здоровья лиц с ограничен­ными физическими и психическими возможностями с целью достижения максимального их развития с физической, психической, социальной точек зрения.

На заседании экспертов по реабилитации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указывалось, что реабилитация - это процесс, целью которого является профилактика по предупреждению инвалидности в пери­од лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной фи­зической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они будут способны в рамках соответствующего заболевания. Это комбинируемое и координируемое использование меди­цинских, социальных, просветительных и профессиональных мер с целью обучения или переучивания инвалидов для достижения ими, по возможно­сти, наиболее высокого уровня функциональных возможностей. Динамиче­ская система взаимосвязанных аспектов реабилитации (клинического, физи­ческого, психологического, трудового) направлена на достижение конечной цели - восстановление статуса личности.

Таким образом, реабилитация - это общественно необходимое функ­циональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, осуществляемое комплексным применением государственных, обществен­ных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и др. мероприятий.

Следует рассматривать реабилитацию и как многоэтапный процесс, целью которого является предупреждение (по индивидуальной программе) инвалидности в период лечения, восстановление здоровья (личного и соци­ального статуса) до возможного оптимума и максимума в физическом, пси­хическом (духовном), социальном, профессиональном отношении. Таким образом, реабилитацию, на основании вышесказанного можно представить как:

· комплекс мероприятий;

· систему мероприятий (всех возможных);

· профессиональную адаптацию, реадаптацию, переквалификацию (специальную, общую, неспецифическую);

· область деятельности различных специалистов (взаимосвязь,
взаимодействие);

· многоэтапный процесс взаимодействия индивидуума (реабилити­руемого) и участников реабилитации (реабилитирующих и созда­ющих условия для нее).

Задачи реабилитации,а также ее формы и методы меняются в зави­симости от этапа. Если на первом этапе (восстановительное лечение) задача состоит в профилактике дефекта, инвалидности, то на следующих этапах она заключается в приспособлении индивидуума к жизни и труду, в рациональ­ном бытовом и трудовом устройстве, в создании благоприятной микросреды (Кабанов М.М., 1978).

Общие правила проведения реабилитационных мероприятий (По Юмашеву Г.С, Ренкеру К.):

· раннее начало

· непрерывность и комплексный характер

· индивидуальный подход

· осуществление в коллективе

· возвращение по возможности к активному общественно-
полезному труду.

В соответствии с федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В настоящее время существуют специальные программы реабилитации, разработанные под контролем ООН и реализуемые ВОЗ, Международ­ной организацией труда, ЮНЕСКО и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, бюро ООН по социальным вопросам осуществляет наблюдение за всеми конкретными мероприятиями по реабилитации. При Международной организации социального обеспечения создана комиссия по реабилитации. В 1960 г. было организовано Международное общество по реабилитации инвалидов (ИСРД), которое занимается вопроса­ми реабилитации во всех странах мира и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным Рабочим Бюро (МРБ). Каждые три года ИСРД проводит международные конгрессы. Между конгрессами работает Совет ИСРД и Исполнительный Комитет Совета. В ИСРД входят комиссии, кото­рые занимаются отдельными вопросами реабилитации. При ИСРД имеется информационный центр, который дает информацию по всем вопросам реа­билитации.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность биосоциальной модели болезни?

2. Каковы предпосылки развития реабилитации как науки?

3. В чем сущность системного подхода применительно к реабилитации?

4. Охарактеризуйте содержание реабилитации.

5. Перечислите характеристики процесса реабилитации.

6. Каковы правила проведения реабилитационных мероприятий?

7. Дайте определение основным категориям здоровья и их показате­лям (заболеваемости, болезненности, инвалидности).

8. Какова динамика состояния здоровья и инвалидности в России?

9. Каковы основные причины детской инвалидности и возможные меры по предупреждению ее роста?

10. Что означает термин «инвалид» и когда он стал упот­ребляться в России?

11. В чем заключается современная концепция инвалидности?

12. Дайте определение понятиям «инвалид», «ограничение жизнедея­тельности», «социальная недостаточность».

13. Охарактеризуйте социальные барьеры людей с ограниченными возможностями.

В Красноярском крае реабилитация осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством, где основополагающее значение имеют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов», Закон Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов» (ред. от 16.12.2014). Закон определяет социальную политику в отношении инвалидов на территории Красноярского края, полномочия органов государственной власти края и местного самоуправления при исполнении законодательства об инвалидах, устанавливает дополнительные к предусмотренным федеральным законодательством льготы и права инвалидам, в том числе регламентирует ежемесячную денежную выплату родителям и законным представителям детей-инвалидов, осуществляющим их воспитание и обучение на дому (ст.2); передачу транспортных средств (ст.3.1); расходы на оплату проезда к месту проведения лечения гемодиализом, медицинского обследования, медико-социальной экспертизы, реабилитации и обратно (ст. 3.2); ежемесячную денежную выплату (ст. 3.3); финансирование мер социальной поддержки инвалидов (ст. 4).

В настоящее время Россия проходит путь от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию инвалида политическим и полноценным гражданином страны.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику основным международным правовым документам в отно­шении прав инвалидов.

2. Каковы основные принципы политики государств в решении проблемы инвалидности?

3. Перечислите стандарты, которые по­зволяют оценивать политику каждой страны в отношении инва­лидов.

4. В чем заключается профилактические меры инвалидности?

5. Охарактеризуйте законодательство в Российской Федерации в области реализации прав инвалидов.

Лекция 4 И ндивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА)

· Порядок разработки и реализации ИПРА

· Содержание разделов реабилитационных мероприятий в ИПРА

· Технические средства реабилитации и услуги

Содержание разделов мероприятий в ИПРА

В индивидуальной программе реабилитации инвалида или абилитации (ребенка-инвалида) специалистами бюро медико-социальной экспертизы указываются:

1) перечень конкретных мероприятий реабилитации или абилитации, нуждаемость в которых определена гражданину специалистами бюро медико-социальной экспертизы;

2) срок проведения указанных мероприятий реабилитации или абилитации;

3) исполнители проведения указанных мероприятий реабилитации или абилитации (учреждения и организации системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, службы занятости, отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, общественные организации);

4) отметка о выполнении или невыполнении мероприятий реабилитации или абилитации (делается учреждением-исполнителем соответствующего мероприятия).

ИПРА содержит следующие разделы.

  Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации.

В данный раздел ИПРА включаются следующие данные (в зависимости от потребностей инвалида):

1. Мероприятия восстановительной медицины (восстановительное лечение больных непосредственно после интенсивного (консервативного, оперативного) лечения острых заболеваний, травм, отравлений и медицинская реабилитация больных и инвалидов с последствиями травм, операций, хронических заболеваний).

2. Мероприятия лекарственного обеспечения при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности.

3. Мероприятия восстановительной (реконструктивной) хирургии.

4. Нуждаемость в санаторно-курортном лечении.

5. Нуждаемость в протезировании и ортезировании.

В качестве исполнителя мероприятий медицинской реабилитации указывается организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь.

Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации (разрабатываются для лиц трудоспособного возраста).

В данный раздел ИПРА в зависимости от потребностей инвалида включаются мероприятия по содействию в восстановлении конкурентоспособности инвалида на рынке труда и информация о противопоказанных и доступных ему видах труда.

1. Мероприятия профессиональной ориентации, включающие профинформацию, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор.

Профинформация позволяет инвалиду получить максимум сведений о мире профессий и их содержании, рынке труда в регионе, требованиях, предъявляемых к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства.

Профконсультирование — оказание инвалиду услуг в выборе и перемены профессии с учетом его склонностей, возможнотей, медицинских показаний и противопоказаний, а также имеющихся на рынке труда вакансий, перспектив трудоустройства. При проведении профконсультирования широко используется психодиагностические методики, с помощью которых выявляются профессиональные склонности и интересы инвалида, характер общей и трудовой мотивации, особенности обучаемости и его личностные характеристики.

Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компоненты: медицинскую, физиологическую, педагогическую и психологическую.

Профессиональный подбор - процесс подбора работника с желаемыми свойствами, соответствующими определенным требованиям, способными вовремя и качественно выполнять задачи (работы) и достигать поставленных целей.

2. Мероприятия по профессиональному обучению и переобучению.

Вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой инвалиду к приобретению, о рекомендуемом уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная).

3. Мероприятия по содействию в трудоустройстве:

- поиск и подбор на предприятии (учреждении) общего или специализированного типа рабочего места, обеспечивающего рациональность трудового устройства инвалида,

- создание для инвалида специального рабочего места, организацию трудоустройства по специальным программам, организация трудоустройства на дому;

- содействие в организации предпринимательской деятельности.

4. Производственная адаптация – мероприятия, направленные на создание условий, позволяющих инвалиду приспособиться к условиям труда и решать производственные задачи.

5. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда – указываются специалистами бюро медико-социальной экспертизы с учетом имеющихся у конкретного инвалида медицинских показаний и противопоказаний.

Для инвалидов третей группы показана работа в обычных условиях труда при снижении тяжести, напряженности или уменьшении объема работы и при условии исключения противопоказанных факторов.

Общие характеристики условий труда, противопоказанных для трудового устройства инвалидов:

- вредные и опасные условия труда;

- воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других опасных и вредных физических факторов, токсических веществ;

- значительные постоянные физические динамические и статические нагрузки при подъеме, перемещении и удержании тяжестей;

- работа преимущественно в вынужденных позах, стоя, без смены рабочего положения тела; длительная ходьба;

- регламентированный (заданный) темп работы;

- выраженная монотонность труда;

- значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

- работа в экстремальных условиях, на высоте,  с повышенным риском для жизни.

Для инвалидов второй группы и тех инвалидов первой группы, которые могут выполнять элементарную трудовую деятельность, показана работа в специально созданных условиях труда с использованием специальных технических средств, а также работа на дому.

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов указываются в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом профессии (должности), характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций

В качестве исполнителя мероприятий профессиональной реабилитации инвалида (профессиональной ориентации, обучения и переобучения, содействия в трудоустройстве) указывается служба занятости населения;  для трудоустроенных инвалидов, которые могут продолжать трудиться на прежнем месте работы – в качестве исполнителя мероприятий производственной адаптации, показаний и противопоказаний к труду указывается работодатель.

 Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации (указываются для лиц с категорией «ребенок-инвалид» (до 18 лет).

1. Получение дошкольного воспитания и обучения.

Специалистами бюро медико-социальной экспертизы указывается тип дошкольного образовательного учреждения:

- дошкольное учреждение общего назначения;

- дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима;

- коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения;

- специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

2. Получение общего образования.

Указывается тип школьного образовательного учреждения:

- общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса);

- коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения;

- специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Указываются условия получения общего образования (в общеобразовательном учреждении; на дому; в лечебном (реабилитационном) учреждении) и форма получения (очная, заочная, вечерняя, семейное образование, самообразование, экстернат).

Указывается режим занятий: учебная нагрузка в день в часах; объём изучаемого материала (в процентах от объёма учебной программы).

3. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (указываются для лиц из категории «ребенок-инвалид» в возрасте от 14 до 18 лет)

4. Проведение психолого-педагогической коррекции:

- коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков;

- коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;

- формирование мотивации к обучению, социально-бытовых и других навыков.

В качестве исполнителя мероприятий психолого-педагогической реабилитации указывается учреждение системы образования.

Мероприятия социальной реабилитации или абилитации

1. Социально-средовая реабилитация или абилитация. В соответствии с потребностями инвалида в ИПРА вносятся следующие  мероприятия:

1) Обучение персональной сохранности - овладение мерами безопасности, знаниями и навыками в таких видах деятельности, как пользование газом, электроприборами, туалетом, ванной, лекарствами, транспортом, переходами на улице, пользование уличными знаками и др.

2) Обучение социальным навыкам и социальной независимости -  включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, в том числе «социальным такси», посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания, кредитные организации.

3) Обучение пользованию техническими (тифлотехническими и сурдотехническими) средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе:

- оптическими средствами (лупы, расширители поля зрения, призматические очки, специальные устройства для чтения «говорящих книг» и др.);

- телефонами (с текстовым вводом - выходом, с Брайлеровским текстом, громкоговорящими, головными); телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и др.;

- средствами связи «лицом к лицу» (наборы и шаблоны букв и символов, генераторы голоса и др.);

- слуховыми средствами и средствами сигнализации (звуковой информатор «электронная сиделка», сигнализаторы звука с вибрационной, световой индикацией, системами подачи сигнала тревоги и др.)

4) Информирование, консультирование по вопросам: организации и проведения социальной реабилитации или абилитации; предоставления установленных действующим законодательством натуральных льгот и компенсационных выплат, материальной помощи; оказания помощи в оформлении документов; содействия в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг.

2. Социально-педагогическая реабилитация или абилитация - процесс освоения инвалидами соответствующих образовательных программ, знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия. В соответствии с потребностями инвалида в названную строку ИПРА вносятся следующие мероприятия:

1) Обучение социальному общению — занятия, групповые тренировки и игры, раскрывающие правила общения в стандартных социокультурных ситуациях (на работе, в семье, в образовательном учреждении, в общественных учреждениях и т.д).

2) Формирование мотивации к обучению; формирование (коррекция) профессиональных планов и навыков в соответствии с интересами и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.11 с.)