Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная политика в отношении лиц,Стр 1 из 34Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная динамика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в России настоящий момент превышает 10 млн. человек, соответственно примерно каждый тринадцатый житель России имеет инвалидизирующую патологию здоровья. Большое значение в связи с этим приобретает подготовка специалистов, владеющих знаниями в области реабилитации. Эти вопросы включает дисциплина «Социальная абилитация и реабилитация инвалидов», которая входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (Б1.В12). Цель курса лекций – сформировать представление о комплексном подходе к реабилитации, дать систему знаний в области нормативно-правового регулирования и организации реабилитационных услуг инвалидам.
Курс лекций по дисциплине предполагает формирование следующих профессиональных компетенций: ПК-3: способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов. ПК-5: способность к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан. Трудоемкость лекционного курса составляет 18 часов (0,5 зачетных единицы). РАЗДЕЛ 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ Лекция 1 Теоретические основы социальной абилитации и реабилитации: характеристика понятий и категорий · Сущность понятия «инвалид» и «инвалидность» · Причины и динамика инвалидности · Социальные ограничения инвалидов · Реабилитация как наука · Сущность, содержание и принципы реабилитации Болезнь, травма, дефект Функциональные нарушения Социальная недостаточность Рис. 1. Схема социализации болезни
Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям функционирования органов и систем. С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. Знание о болезни или изменившееся поведение индивида, или ограничение его деятельности могут поставить конкретного человека в невыгодное положение по отношению к окружающим, таким образом болезнь приобретает социальный характер. Это проявление отражает социальную недостаточность, вытекающую из нарушения и ограничения жизненных функций.
Социальный уровень развития болезни отражает реакцию общества на состояние индивида и проявляется во взаимоотношениях индивида с обществом. Таким образом, нарушение или недостаток(impairment) - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции.Нарушение характеризуется потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразумевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая систему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается врачами - специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми. Ограничение жизнедеятельности (disability) - это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые считают нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограничение жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятельности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельностью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограничения в выполнении действий. Социальная недостаточность (handicap или disadvantage)- это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения). Таким образом, согласно современной концепции ВОЗ поводом для определения инвалидности служат не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологической или анатомической структуры либо функций, приводящих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности (социальной дезадаптации). Реабилитация как наука Медицинская наука давно занимается изучением и устранением структурных и функциональных нарушений в организме человека, возникающих под воздействием того или иного патологического процесса. Под влиянием различных теоретических течений возникла и еще более стала привлекать к себе внимание концепция «личность и болезнь», которая позволила по иному взглянуть на эти понятия. Под болезнью понимают процессы дезорганизации организма, сопровождающиеся нарушением биологических и социальных свойств личности. Чисто биологическая модель болезни заменена так называемой смешанной моделью, предполагающей взаимодействие и взаимодополнение биологического и психосоциального. Биологическое в человеке всегда опосредуется социальным, а личность человека как целостное интегральное понятие непосредственно образует связь между биологическим и социальным. Благодаря так называемой биологической ориентации современных общественных и естественных наук, в том числе медицины, стиль мышления изменяется в сторону более широкого эволюционно-популяционного понятия, где организм рассматривается в живой связи с окружающей средой.
Сама цель лечения сводится, в конечном счете, не только к избавлению организма человека от разрушающего действия патологического процесса, к предотвращению летального исхода, восстановлению функций или продолжению жизни при заранее известном фатальном исходе. Больной должен иметь возможность полноценно жить, сохраняя человеческое достоинство, а не просто существовать. Восстановлением статуса личности с философской точки зрения занимается реабилитация. Вторая половина 20 века ознаменовалась широким внедрением реабилитации в практику работы врачей различных специальностей и разработкой теоретических основ и многообразных частных методик реабилитации. Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ведущее значение имеют: · интенсификация темпов научно-технического прогресса, сопровождающегося дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них ограниченным приложением человеческих усилий; · большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны подготовки их; · изменения в демографической структуре общества (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста); · изменения в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением жизнедеятельности и дееспособности); · изменения условий жизни (урбанизация, частые поездки на транспорте, большая занятость в сфере производства, малочисленные семьи и др.), предъявляющие высокие требования к уровню само - и взаимообслуживания. В научной разработке проблемы реабилитации приняли участие представители различных отраслей (врачи, биологи, социологи, педагоги, юристы, психологи и др.), что способствовало формированию представления о реабилитации, как о межотраслевой проблеме. В то же время это обусловило существование многих идей, принципов и методов, которые органично не слились в единую науку с четким методологическим обоснованием, конкретными принципами и методиками, общепринятым понятийным аппаратом и терминологией. Поэтому в отношении термина реабилитация были предложены десятки различных определений, которые в основе своей верны, но фрагментарны и не вскрывают всего многообразия реабилитации, как системы научной и практической деятельности. Следовательно, применительно к реабилитации необходим системный подход.
По мнению большинства исследователей, системный подход представляет собой научную методологию и развивается под воздействием определенных потребностей научного мышления. Одним из основных положений системного подхода является принцип целостности. Методическим приемом, обеспечивающим соблюдение принципа целостности, является ориентация на конечную цель. Таким образом, сущность системного подхода заключается в том, что любая структура, любой процесс рассматриваются в качестве целостной системы, все компоненты которой находятся в сложной динамической связи и генетической взаимообусловленности, а функции их подчинены одной задаче - нахождению более рационального способа достижения конечной цели. Следовательно, любая практическая задача, относящаяся к человеку, может быть решена только в том случае, если учитывается многообразие соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных условий в их взаимосвязи. С позиции системного подхода, реабилитация - это система научной и практической деятельности, которая направлена на частичное и полное восстановление (сохранение) личностного и социального статуса человека путем комплексного воздействия на личность медицинских, социальных, психологических, педагогических, правовых и др. факторов. В системе реабилитации следует различать подсистемы с их основными элементами: · клинико-биологическая подсистема (включает в качестве основных элементов составляющие - гомеостаз, адаптация, компенсация); · социально-психологическая подсистема (взаимоотношения больных с окружающей социальной средой). Современные представления о реабилитации: сущность, содержание, принципы Реабилитация больных и инвалидов привлекает все большее внимание исследователей и практических врачей в связи с возрастающей социальной значимостью проблемы восстановления трудоспособности и предупреждения инвалидности (И.М. Гринвальд, О.Н. Щепетова, 1986). В литературе можно встретить многочисленные определения понятия «реабилитация» (Маккавейский П.А., 1972; Юмашев Г.С., Ренкер К., 1973; Каптели А.Ф., Ласская Л.А., 1979 и др.). Определение понятия «реабилитация» впервые дал Франц Иозеф Ритте фон Бус в книге «Система общего попечительства над бедными» (1903). По отношению к лицам с физическими уродствами термин «реабилитация» был использован в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Креста для инвалидов (В.П. Белов).
В Большой медицинской энциклопедиидается следующее определение: «Реабилитация... (восстановление) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больных и инвалидов». На протяжении ряда лет термин «реабилитация» широко использовался в правовом отношении. Только в 1963 г. термин «реабилитация» получает дополнительное медицинское толкование, согласно которому «реабилитация» - восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. С точки зрения медицины реабилитация - завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса больного. Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности. Реабилитация основана на партнерстве врача и пациента, разноплановости усилий и воздействий, направленных на разные сферы жизнедеятельности, единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействий. По определению, данному на IX совещании министров здравоохранения социалистических стран, состоявшемся в Праге в 1967 г. реабилитация в обществе - это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и др. мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных, инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. На международном симпозиуме социалистических стран по реабилитации (г. Галле, октябрь, 1964 г.) было решено под реабилитацией понимать деятельность коллектива медработников, педагогов, экономистов, руководителей общественных организаций, направленных на восстановление здоровья (в физическом, психическом и социальном смыслах) и трудоспособности инвалидов. По определению международной организации труда (МОТ, 1978), под реабилитацией следует понимать восстановление здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями с целью достижения максимального их развития с физической, психической, социальной точек зрения. На заседании экспертов по реабилитации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указывалось, что реабилитация - это процесс, целью которого является профилактика по предупреждению инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они будут способны в рамках соответствующего заболевания. Это комбинируемое и координируемое использование медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мер с целью обучения или переучивания инвалидов для достижения ими, по возможности, наиболее высокого уровня функциональных возможностей. Динамическая система взаимосвязанных аспектов реабилитации (клинического, физического, психологического, трудового) направлена на достижение конечной цели - восстановление статуса личности. Таким образом, реабилитация - это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и др. мероприятий. Следует рассматривать реабилитацию и как многоэтапный процесс, целью которого является предупреждение (по индивидуальной программе) инвалидности в период лечения, восстановление здоровья (личного и социального статуса) до возможного оптимума и максимума в физическом, психическом (духовном), социальном, профессиональном отношении. Таким образом, реабилитацию, на основании вышесказанного можно представить как: · комплекс мероприятий; · систему мероприятий (всех возможных); · профессиональную адаптацию, реадаптацию, переквалификацию (специальную, общую, неспецифическую); · область деятельности различных специалистов (взаимосвязь, · многоэтапный процесс взаимодействия индивидуума (реабилитируемого) и участников реабилитации (реабилитирующих и создающих условия для нее). Задачи реабилитации,а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если на первом этапе (восстановительное лечение) задача состоит в профилактике дефекта, инвалидности, то на следующих этапах она заключается в приспособлении индивидуума к жизни и труду, в рациональном бытовом и трудовом устройстве, в создании благоприятной микросреды (Кабанов М.М., 1978). Общие правила проведения реабилитационных мероприятий (По Юмашеву Г.С, Ренкеру К.): · раннее начало · непрерывность и комплексный характер · индивидуальный подход · осуществление в коллективе · возвращение по возможности к активному общественно- В соответствии с федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. В настоящее время существуют специальные программы реабилитации, разработанные под контролем ООН и реализуемые ВОЗ, Международной организацией труда, ЮНЕСКО и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, бюро ООН по социальным вопросам осуществляет наблюдение за всеми конкретными мероприятиями по реабилитации. При Международной организации социального обеспечения создана комиссия по реабилитации. В 1960 г. было организовано Международное общество по реабилитации инвалидов (ИСРД), которое занимается вопросами реабилитации во всех странах мира и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным Рабочим Бюро (МРБ). Каждые три года ИСРД проводит международные конгрессы. Между конгрессами работает Совет ИСРД и Исполнительный Комитет Совета. В ИСРД входят комиссии, которые занимаются отдельными вопросами реабилитации. При ИСРД имеется информационный центр, который дает информацию по всем вопросам реабилитации. Контрольные вопросы: 1. В чем сущность биосоциальной модели болезни? 2. Каковы предпосылки развития реабилитации как науки? 3. В чем сущность системного подхода применительно к реабилитации? 4. Охарактеризуйте содержание реабилитации. 5. Перечислите характеристики процесса реабилитации. 6. Каковы правила проведения реабилитационных мероприятий? 7. Дайте определение основным категориям здоровья и их показателям (заболеваемости, болезненности, инвалидности). 8. Какова динамика состояния здоровья и инвалидности в России? 9. Каковы основные причины детской инвалидности и возможные меры по предупреждению ее роста? 10. Что означает термин «инвалид» и когда он стал употребляться в России? 11. В чем заключается современная концепция инвалидности? 12. Дайте определение понятиям «инвалид», «ограничение жизнедеятельности», «социальная недостаточность». 13. Охарактеризуйте социальные барьеры людей с ограниченными возможностями. В Красноярском крае реабилитация осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством, где основополагающее значение имеют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов», Закон Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов» (ред. от 16.12.2014). Закон определяет социальную политику в отношении инвалидов на территории Красноярского края, полномочия органов государственной власти края и местного самоуправления при исполнении законодательства об инвалидах, устанавливает дополнительные к предусмотренным федеральным законодательством льготы и права инвалидам, в том числе регламентирует ежемесячную денежную выплату родителям и законным представителям детей-инвалидов, осуществляющим их воспитание и обучение на дому (ст.2); передачу транспортных средств (ст.3.1); расходы на оплату проезда к месту проведения лечения гемодиализом, медицинского обследования, медико-социальной экспертизы, реабилитации и обратно (ст. 3.2); ежемесячную денежную выплату (ст. 3.3); финансирование мер социальной поддержки инвалидов (ст. 4). В настоящее время Россия проходит путь от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию инвалида политическим и полноценным гражданином страны. Контрольные вопросы: 1. Дайте характеристику основным международным правовым документам в отношении прав инвалидов. 2. Каковы основные принципы политики государств в решении проблемы инвалидности? 3. Перечислите стандарты, которые позволяют оценивать политику каждой страны в отношении инвалидов. 4. В чем заключается профилактические меры инвалидности? 5. Охарактеризуйте законодательство в Российской Федерации в области реализации прав инвалидов. Лекция 4 И ндивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) · Порядок разработки и реализации ИПРА · Содержание разделов реабилитационных мероприятий в ИПРА · Технические средства реабилитации и услуги Содержание разделов мероприятий в ИПРА В индивидуальной программе реабилитации инвалида или абилитации (ребенка-инвалида) специалистами бюро медико-социальной экспертизы указываются: 1) перечень конкретных мероприятий реабилитации или абилитации, нуждаемость в которых определена гражданину специалистами бюро медико-социальной экспертизы; 2) срок проведения указанных мероприятий реабилитации или абилитации; 3) исполнители проведения указанных мероприятий реабилитации или абилитации (учреждения и организации системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, службы занятости, отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, общественные организации); 4) отметка о выполнении или невыполнении мероприятий реабилитации или абилитации (делается учреждением-исполнителем соответствующего мероприятия). ИПРА содержит следующие разделы. Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации. В данный раздел ИПРА включаются следующие данные (в зависимости от потребностей инвалида): 1. Мероприятия восстановительной медицины (восстановительное лечение больных непосредственно после интенсивного (консервативного, оперативного) лечения острых заболеваний, травм, отравлений и медицинская реабилитация больных и инвалидов с последствиями травм, операций, хронических заболеваний). 2. Мероприятия лекарственного обеспечения при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности. 3. Мероприятия восстановительной (реконструктивной) хирургии. 4. Нуждаемость в санаторно-курортном лечении. 5. Нуждаемость в протезировании и ортезировании. В качестве исполнителя мероприятий медицинской реабилитации указывается организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь. Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации (разрабатываются для лиц трудоспособного возраста). В данный раздел ИПРА в зависимости от потребностей инвалида включаются мероприятия по содействию в восстановлении конкурентоспособности инвалида на рынке труда и информация о противопоказанных и доступных ему видах труда. 1. Мероприятия профессиональной ориентации, включающие профинформацию, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор. Профинформация позволяет инвалиду получить максимум сведений о мире профессий и их содержании, рынке труда в регионе, требованиях, предъявляемых к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства. Профконсультирование — оказание инвалиду услуг в выборе и перемены профессии с учетом его склонностей, возможнотей, медицинских показаний и противопоказаний, а также имеющихся на рынке труда вакансий, перспектив трудоустройства. При проведении профконсультирования широко используется психодиагностические методики, с помощью которых выявляются профессиональные склонности и интересы инвалида, характер общей и трудовой мотивации, особенности обучаемости и его личностные характеристики. Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компоненты: медицинскую, физиологическую, педагогическую и психологическую. Профессиональный подбор - процесс подбора работника с желаемыми свойствами, соответствующими определенным требованиям, способными вовремя и качественно выполнять задачи (работы) и достигать поставленных целей. 2. Мероприятия по профессиональному обучению и переобучению. Вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой инвалиду к приобретению, о рекомендуемом уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная). 3. Мероприятия по содействию в трудоустройстве: - поиск и подбор на предприятии (учреждении) общего или специализированного типа рабочего места, обеспечивающего рациональность трудового устройства инвалида, - создание для инвалида специального рабочего места, организацию трудоустройства по специальным программам, организация трудоустройства на дому; - содействие в организации предпринимательской деятельности. 4. Производственная адаптация – мероприятия, направленные на создание условий, позволяющих инвалиду приспособиться к условиям труда и решать производственные задачи. 5. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда – указываются специалистами бюро медико-социальной экспертизы с учетом имеющихся у конкретного инвалида медицинских показаний и противопоказаний. Для инвалидов третей группы показана работа в обычных условиях труда при снижении тяжести, напряженности или уменьшении объема работы и при условии исключения противопоказанных факторов. Общие характеристики условий труда, противопоказанных для трудового устройства инвалидов: - вредные и опасные условия труда; - воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других опасных и вредных физических факторов, токсических веществ; - значительные постоянные физические динамические и статические нагрузки при подъеме, перемещении и удержании тяжестей; - работа преимущественно в вынужденных позах, стоя, без смены рабочего положения тела; длительная ходьба; - регламентированный (заданный) темп работы; - выраженная монотонность труда; - значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки; - работа в экстремальных условиях, на высоте, с повышенным риском для жизни. Для инвалидов второй группы и тех инвалидов первой группы, которые могут выполнять элементарную трудовую деятельность, показана работа в специально созданных условиях труда с использованием специальных технических средств, а также работа на дому. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов указываются в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом профессии (должности), характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций В качестве исполнителя мероприятий профессиональной реабилитации инвалида (профессиональной ориентации, обучения и переобучения, содействия в трудоустройстве) указывается служба занятости населения; для трудоустроенных инвалидов, которые могут продолжать трудиться на прежнем месте работы – в качестве исполнителя мероприятий производственной адаптации, показаний и противопоказаний к труду указывается работодатель. Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации (указываются для лиц с категорией «ребенок-инвалид» (до 18 лет). 1. Получение дошкольного воспитания и обучения. Специалистами бюро медико-социальной экспертизы указывается тип дошкольного образовательного учреждения: - дошкольное учреждение общего назначения; - дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; - коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; - специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 2. Получение общего образования. Указывается тип школьного образовательного учреждения: - общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса); - коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения; - специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Указываются условия получения общего образования (в общеобразовательном учреждении; на дому; в лечебном (реабилитационном) учреждении) и форма получения (очная, заочная, вечерняя, семейное образование, самообразование, экстернат). Указывается режим занятий: учебная нагрузка в день в часах; объём изучаемого материала (в процентах от объёма учебной программы). 3. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (указываются для лиц из категории «ребенок-инвалид» в возрасте от 14 до 18 лет) 4. Проведение психолого-педагогической коррекции: - коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков; - коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; - формирование мотивации к обучению, социально-бытовых и других навыков. В качестве исполнителя мероприятий психолого-педагогической реабилитации указывается учреждение системы образования. Мероприятия социальной реабилитации или абилитации 1. Социально-средовая реабилитация или абилитация. В соответствии с потребностями инвалида в ИПРА вносятся следующие мероприятия: 1) Обучение персональной сохранности - овладение мерами безопасности, знаниями и навыками в таких видах деятельности, как пользование газом, электроприборами, туалетом, ванной, лекарствами, транспортом, переходами на улице, пользование уличными знаками и др. 2) Обучение социальным навыкам и социальной независимости - включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, в том числе «социальным такси», посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания, кредитные организации. 3) Обучение пользованию техническими (тифлотехническими и сурдотехническими) средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе: - оптическими средствами (лупы, расширители поля зрения, призматические очки, специальные устройства для чтения «говорящих книг» и др.); - телефонами (с текстовым вводом - выходом, с Брайлеровским текстом, громкоговорящими, головными); телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и др.; - средствами связи «лицом к лицу» (наборы и шаблоны букв и символов, генераторы голоса и др.); - слуховыми средствами и средствами сигнализации (звуковой информатор «электронная сиделка», сигнализаторы звука с вибрационной, световой индикацией, системами подачи сигнала тревоги и др.) 4) Информирование, консультирование по вопросам: организации и проведения социальной реабилитации или абилитации; предоставления установленных действующим законодательством натуральных льгот и компенсационных выплат, материальной помощи; оказания помощи в оформлении документов; содействия в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг. 2. Социально-педагогическая реабилитация или абилитация - процесс освоения инвалидами соответствующих образовательных программ, знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия. В соответствии с потребностями инвалида в названную строку ИПРА вносятся следующие мероприятия: 1) Обучение социальному общению — занятия, групповые тренировки и игры, раскрывающие правила общения в стандартных социокультурных ситуациях (на работе, в семье, в образовательном учреждении, в общественных учреждениях и т.д). 2) Формирование мотивации к обучению; формирование (коррекция) профессиональных планов и навыков в соответствии с интересами и
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.11 с.) |