Порядок разработки и реализации ИПРА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок разработки и реализации ИПРА



Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) является документом, в соответствии с которым инвалиду проводятся реабилитационные мероприятия соответствующими учреждениями и организациями.

В Федеральном законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» приведено следующее определение ИПРА:

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с приказом Минтруда России от 31.07.2015 N 528н (ред. от 27.01.2016) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее соответственно - ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), (в ред. Приказа Минтруда России от 27.01.2016 N 26н).

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:

а) Проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики. Такая диагностика осуществляется специалистами бюро при проведении медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма и реабилитационного потенциала.

б) Оценка реабилитационного потенциала.

Реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Выделяют следующие составляющие (уровни) реабилитационного потенциала:

- биомедицинский – возможность восстановления или компенсации нарушенного здоровья медицинскими средствами;

- психофизиологический – возможность достижения определенного уровня физического развития и физической выносливости, уровня психоэмоционального развития и устойчивости;

- образовательный – возможность овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности;

- социально-бытовой – возможность достижения самообслуживания и ведения быта без помощи других лиц;

- профессионально-трудовой – возможность достижения трудовой занятости инвалида, профессионального обучения, адаптации к трудовому процессу;

- социально-средовой – возможность достижения социальной адаптации, самостоятельной общественной и семейной деятельности, социальной независимости.

Оценка реабилитационного потенциала предусматривает определение способностей, свойственных данному индивиду, сохранившихся вопреки заболеванию и служащих предпосылкой для восстановления его социального, профессионального, личностного статуса, а также прогнозирование возможности восстановления или компенсации имеющихся нарушений жизнедеятельности.

Реабилитационный потенциал зависит от возраста, течения болезни, возможности устранения либо компенсации ограничений здоровья медицинскими средствами (планируется ли операция, протезирование), от уровня физической выносливости инвалида, от уровня сохранности профессиональных навыков, общего развития и запаса знаний, от уровня сохранности социально-бытовых навыков и микросоциальных связей, от уровня психоэмоциональной устойчивости и психологического настроя больного.

Все эти факторы, определяющие реабилитационный потенциал, можно условно разделить на две группы:

- внутренние факторы, определяемые на уровне организма (состояние здоровья, физиологические, психологические, интеллектуальные характеристики самого инвалида);

- внешние факторы (имеющиеся социально-бытовые и социально-средовые условия жизни инвалида, профессионально-образовательные факторы).

При оценке реабилитационного потенциала устанавливаются следующие его характеристики:

- высокий реабилитационный потенциал – возможно полное восстановление здоровья, всех обычных для индивида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация);

- удовлетворительный реабилитационный потенциал – возможно неполное выздоровление с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнение основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме, частичное снижение трудоспособности, потребность в социальной поддержке;

- низкий реабилитационный потенциал - невозможность компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, прогрессирующее течение заболевания, выраженное нарушение функций, стойкая или полная утрата трудоспособности, потребность в постоянном уходе и помощи.

в) Определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Реабилитационный прогноз – это предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество, обусловленный содержанием реабилитационного потенциала и воздействием внешних факторов, влияющих на его реализацию в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

Реабилитационный прогноз расценивается как:

- благоприятный – возможность полной интеграции в общество и восстановления нарушенных ограничений жизнедеятельности;

- относительно благоприятный – возможность частичной интеграции в общество при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, уменьшении степени их ограничений, и переходу к частичной социальной поддержке;

- сомнительный (неопределенный) - неясный прогноз;

- неблагоприятный – отсутствие возможности или возможность незначительной интеграции в общество, при невозможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений в личностном, социальном и социально-средовом статусе.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданину

ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида доводится до сведения инвалида и ребенка-инвалида (его законного или уполномоченного представителя) соответственно в доступной форме. ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453; 2010, N 47, ст. 6186; 2013, N 12, ст. 1319; N 38, ст. 5096), так и реабилитационные или абилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается инвалиду (ребенку-инвалиду) (его законному или уполномоченному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй экземпляр приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

Приложение N 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 528н содержит форму ИПРА.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) составляется в трех экземплярах: один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки; второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования; третий экземпляр в трехдневный срок с момента утверждения индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) руководителем соответствующего бюро направляется территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) для обеспечения техническими средствами реабилитации.

ИПРА является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

При этом для инвалида ИПРА имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного мероприятия или от реализации всей программы в целом.

Реализацию ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения.

После выполнения рекомендованного мероприятия исполнитель должен указать в соответствующей графе ИПРА дату выполнения, заверить подписью ответственного лица этой организации, печатью.

Координация мероприятий по реализации мероприятий ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

При очередном переосвидетельствовании инвалида ИПРА предъявляется им в бюро медико-социальной экспертизы для оценки результатов проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Содержание разделов мероприятий в ИПРА

В индивидуальной программе реабилитации инвалида или абилитации (ребенка-инвалида) специалистами бюро медико-социальной экспертизы указываются:

1) перечень конкретных мероприятий реабилитации или абилитации, нуждаемость в которых определена гражданину специалистами бюро медико-социальной экспертизы;

2) срок проведения указанных мероприятий реабилитации или абилитации;

3) исполнители проведения указанных мероприятий реабилитации или абилитации (учреждения и организации системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, службы занятости, отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, общественные организации);

4) отметка о выполнении или невыполнении мероприятий реабилитации или абилитации (делается учреждением-исполнителем соответствующего мероприятия).

ИПРА содержит следующие разделы.

 Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации.

В данный раздел ИПРА включаются следующие данные (в зависимости от потребностей инвалида):

1. Мероприятия восстановительной медицины (восстановительное лечение больных непосредственно после интенсивного (консервативного, оперативного) лечения острых заболеваний, травм, отравлений и медицинская реабилитация больных и инвалидов с последствиями травм, операций, хронических заболеваний).

2. Мероприятия лекарственного обеспечения при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности.

3. Мероприятия восстановительной (реконструктивной) хирургии.

4. Нуждаемость в санаторно-курортном лечении.

5. Нуждаемость в протезировании и ортезировании.

В качестве исполнителя мероприятий медицинской реабилитации указывается организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь.

Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации (разрабатываются для лиц трудоспособного возраста).

В данный раздел ИПРА в зависимости от потребностей инвалида включаются мероприятия по содействию в восстановлении конкурентоспособности инвалида на рынке труда и информация о противопоказанных и доступных ему видах труда.

1. Мероприятия профессиональной ориентации, включающие профинформацию, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор.

Профинформация позволяет инвалиду получить максимум сведений о мире профессий и их содержании, рынке труда в регионе, требованиях, предъявляемых к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства.

Профконсультирование — оказание инвалиду услуг в выборе и перемены профессии с учетом его склонностей, возможнотей, медицинских показаний и противопоказаний, а также имеющихся на рынке труда вакансий, перспектив трудоустройства. При проведении профконсультирования широко используется психодиагностические методики, с помощью которых выявляются профессиональные склонности и интересы инвалида, характер общей и трудовой мотивации, особенности обучаемости и его личностные характеристики.

Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компоненты: медицинскую, физиологическую, педагогическую и психологическую.

Профессиональный подбор - процесс подбора работника с желаемыми свойствами, соответствующими определенным требованиям, способными вовремя и качественно выполнять задачи (работы) и достигать поставленных целей.

2. Мероприятия по профессиональному обучению и переобучению.

Вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой инвалиду к приобретению, о рекомендуемом уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная).

3. Мероприятия по содействию в трудоустройстве:

- поиск и подбор на предприятии (учреждении) общего или специализированного типа рабочего места, обеспечивающего рациональность трудового устройства инвалида,

- создание для инвалида специального рабочего места, организацию трудоустройства по специальным программам, организация трудоустройства на дому;

- содействие в организации предпринимательской деятельности.

4. Производственная адаптация – мероприятия, направленные на создание условий, позволяющих инвалиду приспособиться к условиям труда и решать производственные задачи.

5. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда – указываются специалистами бюро медико-социальной экспертизы с учетом имеющихся у конкретного инвалида медицинских показаний и противопоказаний.

Для инвалидов третей группы показана работа в обычных условиях труда при снижении тяжести, напряженности или уменьшении объема работы и при условии исключения противопоказанных факторов.

Общие характеристики условий труда, противопоказанных для трудового устройства инвалидов:

- вредные и опасные условия труда;

- воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других опасных и вредных физических факторов, токсических веществ;

- значительные постоянные физические динамические и статические нагрузки при подъеме, перемещении и удержании тяжестей;

- работа преимущественно в вынужденных позах, стоя, без смены рабочего положения тела; длительная ходьба;

- регламентированный (заданный) темп работы;

- выраженная монотонность труда;

- значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

- работа в экстремальных условиях, на высоте,  с повышенным риском для жизни.

Для инвалидов второй группы и тех инвалидов первой группы, которые могут выполнять элементарную трудовую деятельность, показана работа в специально созданных условиях труда с использованием специальных технических средств, а также работа на дому.

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов указываются в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом профессии (должности), характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций

В качестве исполнителя мероприятий профессиональной реабилитации инвалида (профессиональной ориентации, обучения и переобучения, содействия в трудоустройстве) указывается служба занятости населения;  для трудоустроенных инвалидов, которые могут продолжать трудиться на прежнем месте работы – в качестве исполнителя мероприятий производственной адаптации, показаний и противопоказаний к труду указывается работодатель.

 Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации (указываются для лиц с категорией «ребенок-инвалид» (до 18 лет).

1. Получение дошкольного воспитания и обучения.

Специалистами бюро медико-социальной экспертизы указывается тип дошкольного образовательного учреждения:

- дошкольное учреждение общего назначения;

- дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима;

- коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения;

- специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

2. Получение общего образования.

Указывается тип школьного образовательного учреждения:

- общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса);

- коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения;

- специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Указываются условия получения общего образования (в общеобразовательном учреждении; на дому; в лечебном (реабилитационном) учреждении) и форма получения (очная, заочная, вечерняя, семейное образование, самообразование, экстернат).

Указывается режим занятий: учебная нагрузка в день в часах; объём изучаемого материала (в процентах от объёма учебной программы).

3. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (указываются для лиц из категории «ребенок-инвалид» в возрасте от 14 до 18 лет)

4. Проведение психолого-педагогической коррекции:

- коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков;

- коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;

- формирование мотивации к обучению, социально-бытовых и других навыков.

В качестве исполнителя мероприятий психолого-педагогической реабилитации указывается учреждение системы образования.

Мероприятия социальной реабилитации или абилитации

1. Социально-средовая реабилитация или абилитация. В соответствии с потребностями инвалида в ИПРА вносятся следующие  мероприятия:

1) Обучение персональной сохранности - овладение мерами безопасности, знаниями и навыками в таких видах деятельности, как пользование газом, электроприборами, туалетом, ванной, лекарствами, транспортом, переходами на улице, пользование уличными знаками и др.

2) Обучение социальным навыкам и социальной независимости -  включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, в том числе «социальным такси», посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания, кредитные организации.

3) Обучение пользованию техническими (тифлотехническими и сурдотехническими) средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе:

- оптическими средствами (лупы, расширители поля зрения, призматические очки, специальные устройства для чтения «говорящих книг» и др.);

- телефонами (с текстовым вводом - выходом, с Брайлеровским текстом, громкоговорящими, головными); телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и др.;

- средствами связи «лицом к лицу» (наборы и шаблоны букв и символов, генераторы голоса и др.);

- слуховыми средствами и средствами сигнализации (звуковой информатор «электронная сиделка», сигнализаторы звука с вибрационной, световой индикацией, системами подачи сигнала тревоги и др.)

4) Информирование, консультирование по вопросам: организации и проведения социальной реабилитации или абилитации; предоставления установленных действующим законодательством натуральных льгот и компенсационных выплат, материальной помощи; оказания помощи в оформлении документов; содействия в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг.

2. Социально-педагогическая реабилитация или абилитация - процесс освоения инвалидами соответствующих образовательных программ, знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия. В соответствии с потребностями инвалида в названную строку ИПРА вносятся следующие мероприятия:

1) Обучение социальному общению — занятия, групповые тренировки и игры, раскрывающие правила общения в стандартных социокультурных ситуациях (на работе, в семье, в образовательном учреждении, в общественных учреждениях и т.д).

2) Формирование мотивации к обучению; формирование (коррекция) профессиональных планов и навыков в соответствии с интересами и возможностями инвалида; проведение мероприятий по обучению доступным трудовым и профессиональным навыкам в условиях учебно(лечебно)-трудовых мастерских.

3) Коррекционная педагогическая помощь.

4) Логопедическая помощь (коррекция речевых недостатков).

5) Обучение навыкам занятий физкультурой и спортом, проведение упражнений, обучения и тренировок с помощью тренажерного и спортивного оборудования.

6) Обучение родителей ребенка-инвалида основам его реабилитации или абилитации в домашних условиях.

3. Социально-психологическая реабилитация или абилитация - это процесс восстановления (формирования) психологических способностей инвалида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и т.д.) и осуществлять реальное включение в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности.

Конкретные мероприятия (услуги) социально-психологической реабилитации или абилитации, в которых нуждается инвалид, определяются на основании психодиагностики и обследования личности в бюро МСЭ.

В соответствии с потребностью в ИПРА вносятся следующие мероприятия:

1) Социально-психологическое консультирование - выявление путем собеседования проблем, связанных с инвалидностью, с целью оказания квалифицированной помощи в формировании адекватного отношения к своим физическим дефектам, вызванным заболеванием или травмой, правильного понимания и налаживания межличностных отношений, в т.ч. предупреждения семейных конфликтов, формирования семейных супружеских отношений в молодых семьях, создания в них благоприятного климата и др.

2) Психологическая коррекция - коррекция нарушенных свойств личности (мотивов, интересов, установок, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.д.), вызванных последствиями заболевания или травмы, в целях успешной и эффективной самореализации в различных видах деятельности (игровой, учебной, коммуникативной, профессиональной) в различных условиях социальной среды.

3) Психологический тренинг - активное психологическое воздействие, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности инвалида, ослабленных вследствие заболевания, травмы или особенностей социальной среды, но необходимых для его успешной самореализации в различных видах деятельности, в том числе реализация социальных функций и ролей. В зависимости от направленности выделяют тренинги психических функций (внимания, памяти и пр.), коммуникативный тренинг (поведенческий, социально-психологический), тренинг креативности и др. Циклы тренинговых занятий, как правило, достаточно длительные (не менее 1-1,5 месяцев) и должны быть систематическими.

4) Психологическая помощь и поддержка - психологические воздействия в системе «психолог — клиент», направленные на решение проблем инвалида, лежащих в основе жизненных трудностей и межличностных конфликтов.

5) Психопрофилактическая работа - формирование общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений в становлении и развитии личности.

6) Социально-психологический патронаж ребенка и его семьи — систематическое наблюдение с целью своевременного выявления ситуаций психологического дискомфорта, личностного и межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугублять трудную жизненную ситуацию ребенка-инвалида и его семьи; оказание им необходимой социально-психологической помощи.

4. Социокультурная реабилитация или абилитация - это комплекс мероприятий, имеющий целью помочь инвалиду в  реализации культурных интересов и запросов, ускорение процесса социализации личности и вхождения индивида в социум путем усвоения общечеловеческих ценностей и социокультурных норм. В соответствии с потребностями инвалида в указанную строку ИПРА вносятся следующие мероприятия:

1) Обучение навыкам проведения отдыха и досуга.

Используются как традиционные формы рекреации (организация посещения театров, кинотеатров, музеев, выставок, концертных залов), так и специфичные для инвалидов развивающие формы досуга (занятие арт-терапией, хореографическим искусством, живописью, графикой, музыкой (для лиц с нарушением слуха, с поражением опорно-двигательной системы); глинотерапией, художественным вязанием и вышиванием, шитьем, музыкой, вокалом (для лиц с нарушением зрения); лекотерапией, гарденотерапией (для лиц с нарушением нервно-психических функций).

2) Обеспечение учебно-методической, справочно-информационной, периодической и художественной литературой, в том числе издаваемой (для слабовидящих и слепых) на дисках, магнитофонных кассетах и шрифтом Брайля.

3) Содействие участию в фестивалях, экскурсиях, слетах, выставках, концертах творческой самодеятельности и других культурных мероприятиях.

5. Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов, создание определённой бытовой среды жизнедеятельности, адаптированной для инвалида. Данное направление включает следующие мероприятия.

1) Обучение самообслуживанию - навыкам соблюдения личной гигиены и осуществления уборки помещений; подготовки и приему пищи; навыкам пользования бытовыми приборами и безопасности при пользовании газовыми и электрическими домашними приборами, спичками, кранами; навыкам осуществлять ремонт одежды, белья; навыкам пользоваться замками, запорами, выключателями.

2) Обучение пользованию техническими средствами реабилитации (приспособлениями для умывания, подъемниками, опорами, поручнями, приспособлениями для захвата и передвижения предметов, для одевания и раздевания, ходунками, костылями, тростями, креслами-колясками, подъёмниками).

3) Обучение передвижению - формирование движений, увеличение их объема в конечностях и туловище, обучение ходьбе с использованием различных упражнений, устройств и специальных тренажёров, аппаратов, технических средств реабилитации (указанные мероприятия назначаются инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).

4) Оборудование жилых помещений специальными средствами и приспособлениями - указываются архитектурно-планировочные предложения по адаптации жилого помещения для инвалида: расширение дверных проёмов, снятие порогов, перепланировка розеток и выключателей; установка поручней а также приспособлений и технических средств реабилитации (сигнализаторы для ориентации и информации, дверной глазок, опоры в спальне и т.д.) с учетом характера патологии и степени выраженности нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха.

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт. В соответствии с потребностями инвалида в указанную строку ИПРА вносятся следующие мероприятия

1) Занятия адаптивной физической культурой и спортом (при отсутствии медицинских противопоказаний) - использование физических упражнений, массажа, закаливающих процедур для стимулирования восстановления организма.

2) Информирование и консультирование по вопросам адаптивной физкультуры и спорта.

3) Содействие участию в организуемых и проводимых физкультурно-спортивных мероприятиях.

В качестве основного исполнителя программы социальной реабилитации указываются учреждения системы социальной защиты населения – территориальное отделение социального обслуживания, центры реабилитации инвалидов, центры социального обслуживания. Также в качестве исполнителей могут указываться образовательные учреждения, общественные организации инвалидов, органы управления физкультурой и спортом, физкультурно-спортивные организации, клубы  для инвалидов.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.026 с.)