Система экспертизы граждан с целью установления инвалидности в Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система экспертизы граждан с целью установления инвалидности в Российской Федерации



Служба, занимающаяся экспертизой граждан с целью установления инвалидности, появилась около ста лет назад. Первые декреты по социальному страхованию, предусматривающие выплаты денежных компенсаций работникам, получившим увечья, и создание государственных органов врачебной экспертизы, были приняты в 1917 году. При страховых кассах были созданы врачебно-контрольные комиссии, основной задачей которых было определение степени утраты трудоспособности в процентах.

Положением о социальном обеспечении и Кодексом законов о труде от 1918 года была предусмотрена первая организационная структура государственной врачебной экспертизы в виде губернских и уездных бюро с тремя задачами - определение инвалидности, видов работ, которые может выполнять лицо, прошедшее экспертизу, и возможностей восстановления его трудоспособности. В первые годы бюро находились в ведении органов социального обеспечения, страхования, труда. В 1921 году они были переданы органам здравоохранения, а в 1929 году врачебно-трудовая экспертиза вновь вошла в структуру органов социального страхования и социального обеспечения.

В 1924 г. было разработано и утверждено первое Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), в котором оп­ределялись критерии установления группы инвалидности. Принятое в 1956 г. усовершенствованное положение о ВТЭК просуществовало до 1996 г. В задачи ВТЭК входили оценка состояния трудоспособности при возникновении заболеваний и травм, влекущих за собой снижение трудоспособности, изучение причин заболеваемости и инвалидности, установление научно-обоснованных трудовых рекомендаций инвалидам, позволяющих им участвовать в общественно-полезном труде. С 1963 г. в обязанности ВТЭК вменялась реабилитационная деятельность, которая сводилась исключительно к установлению профессиональной пригодности и содействию трудоустрой­ства инвалидов. Причем определение того, какую профессиональ­ную деятельность освидетельствуемый может выполнять, осно­вывалось только на медицинских кри­териях.

Созданием научной базы врачебно-трудовой экспертизы и проведением научно-исследовательской работы в данной области с 30-х годов прошлого века занимались «Институт экспертизы трудоспособности» при Московском областном отделе здравоохранения и «Центральный научно-исследовательский институт трудоустройства инвалидов», которые в 1937 году были объединены в «Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности инвалидов» (ЦИЭТИН). В последующие годы на базе этого института был создан Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦЭРИ), ставший ведущим научным учреждением по проблемам инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а с 1 января 2005 года он преобразован в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

С 1996 года произошла реорганизация системы врачебно-трудовой экспертизы в систему медико-социальной экспертизы.

Появление термина «медико-социальная экспертиза» взамен «врачебно-трудовой экспертизы» обусловлено, прежде всего, изменением понятия инвалидности, связанным не только с ограничением трудоспособности, но и с другими ограничениями жизнедеятельности (самообслуживанием, передвижением, общением, ориентацией, обучением, контролем за своим поведением). Первоначально же понятие «инвалид» определялось преимущественно медико-биологическим содержанием: инвалидом считался человек, имеющий тяжелые хронические заболевания или грубые анатомические дефекты, ограничивающие его трудоспособность. Существовавшие длительное время подобные определения по сути не раскрывали полного значения инвалидности. Сначала 90-х годов традиционные принципы государственной политики в отношении инвалидов утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права.

С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. была определена государственная политика в отношении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Данный закон ввел новое понятие инвалидности и статуса инвалида, потребовал коренного изменения организационно-методических подходов к установлению инвалидности, критериев ее оценки, формированию основных принципов медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В соответствии с Законом медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Инвалидность следует рассматривать как сложное социальное явление, которое зависит от многих социально-экономических, идеологических, правовых и других факторов - всего многообразия материальной и духовной жизни, присущих обществу и необходимых для полноценной социальной жизни, социальной достаточности личности.

В связи с этим медико-социальная экспертиза должна оценивать нарушенные функции организма не только применительно к трудовой деятельности, как это было при проведении врачебно-трудовой экспертизы, но и с точки зрения всех аспектов жизни человека (биологической, личностной, социальной).

Кроме этого, современная служба медико-социальной экспертизы призвана определять нуждаемость инвалидов в комплексных мерах медицинской, социальной, профессиональной реабилитации, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций с целью снятия или уменьшения ограничений жизнедеятельности.

Порядок организации и деятельность федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

Структура и функции системы учреждений медико-социальной экспертизы определены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 г. № 310н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

Учреждения медико-социальной экспертизы находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Структура учреждений медико-социальной экспертизы включает:

- Федеральное государственное казенное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты;

- Главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации;

- Бюро медико-социальной экспертизы по городам и районам, входящие в структуру Главных бюро по субъектам российской Федерации.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля, в том числе для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, лиц в возрасте до 18 лет, смешанного профиля.

Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тысяч человек при условии проведения медико-социальной экспертизы для установления инвалидности и определения в установленном порядке потребностей гражданина в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию 1,8 - 2 тысячам человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества проведенных медико-социальных экспертиз в год.

В зависимости от количества бюро, входящих в состав главных бюро, главные бюро подразделяются на категории: от 40 и более бюро - 1 категория; от 25 до 39 бюро - 2 категория; от 15 до 24 бюро - 3 категория; от 8 до 14 бюро - 4 категория; до 7 бюро - 5 категория.

В состав бюро медико-социальной экспертизы (а также в экспертный состав Главного бюро, экспертный состав Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из:

- врачей по медико-социальной экспертизе,

- психологов,

- специалистов по реабилитации.

Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

При необходимости в состав специалистов бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) вводится специалист по социальной работе.

Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизыявляются:

- установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;

- изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Бюро медико-социальной экспертизы выполняет следующие функции:

- проводит медико-социальную экспертизу граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;

- разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

- устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;

- определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

- определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

- дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

- представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

Главное бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации выполняет следующие функции:

- проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения бюро, а также медико-социальную экспертизу по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;

- проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

- рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;

- дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

- формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

- участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

- координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории.

Федеральное бюро медико-социальной экспертизы выполняет следующие функции:

- проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро;

- проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;

- проводит при осуществлении контроля за решениями главных бюро повторную медико-социальную экспертизу, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения экспертных составов главных бюро;

- рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;

- осуществляет комплексную экспертно-реабилитационную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности и потребности в мерах социальной защиты;

- проводит по поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности;

- осуществляет мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

- оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро, обеспечивает единообразное применение законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

- осуществляет мероприятия по комплексной реабилитации инвалидов, в том числе занимающихся физкультурой и спортом, включая медицинскую реабилитацию и оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

- осуществляет мероприятия по сбору статистической отчетности, информационных и аналитических материалов о деятельности главных бюро.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.60.144 (0.009 с.)