Особенности ветхозаветных исторических повествований и их толкование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности ветхозаветных исторических повествований и их толкование



- Понимание истории в Ветхом Завете

- Жанровые особенности ветхозаветных нарративов

- Основные герменевтические правила, необходимые для понимания и

толкования ветхозаветных исторических нарративов

- Наиболее распространённые ошибки в толковании ветхозаветных исторических нарративов.

От текста к применению: наиболее актуальные богословские темы и этические нормы для современного славянского читателя

 


[1] Т.е. книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-4 Царств (в еврейской традиции они именуются иначе: 1-2 Самуила и 1-2 Царей), 1-2 Паралипоменон (иначе: 1-2 Хроник), Ездры и Неемии, Есфирь.

[2] То же самое можно сказать и про книги 1-2 Пар., Езд. и Неем., Есф., Руфь (эти книги входят в раздел Писаний).

[3] «Поздними пророками» в еврейской традиции именуются привычные христианскому читателю пророческие книги: от Исайи до Малахии.

[4] Талмуд сохранил предание о том, что Иисус Навин написал свою книгу (Baba’ Bathra, 15а). Также он приписывает строки о смерти Иисуса Навина Елеазару-священнику (24:29-30), а строки о смерти Елеазара – его сыну Финеесу (24:33).

[5] Относительно даты исхода евреев из Египта мнения исследователей Ветхого Завета расходятся: середина XV или XIII вв. до н.э.

[6] Подробнее см. John Goldingay. Models for Interpretation of Scripture. Pp. 17-21.

[7] Фараон Рамзес II известен своими масштабными строительными работами в дельте Нила (см. также Исх. 1:1) – город Пи-Рамзез, в строительстве которого были активно задействованы рабы, евреи. Сторонники ранней даты исхода связывают его с периодом господства гиксосов в Египте. Однако город Аварис (в дельте Нила), который традиционно связывают с гиксосами, был разрушен ок. 1540 (или 1530) г. до н.э. Представители же последующей 18-й династии фараонов Египта не отметились масштабным строительством в данной местности.

[8] Так, например, Иосафат какое-то время был соправителем Асы (возможно, даже в течение 3-4 лет). 

[9] Их появление в Израиле может быть связано с эпохой Соломона. Мы знаем, что Храм в Иерусалиме и царский дворец строили мастеровые из Финикии (см. 3Цар. 6:1, 38; 8:2).

[10] См. также Агг. 1:1, 15; Зах. 1:1, 7.

[11] Самое длинное в В.З. предложение – Есф. 8:9. В переводах оно обычно разбивается на несколько.

[12] Исключительно прозой написаны книги Руфь, Езд. и Неем., Есф.

[13] Скорее всего, в Израиле существовали сборники о жизни и деяниях пророков: автор 2Пар. 13:22 упоминает среди своих источников «сказание пророка Адды», а чуть ранее (в 12:15) он ссылается на «записи Самея пророка и Адды прозорливца».

[14] http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/rasskaz/?q=458&n=188

[15] Многие начинающие или неопытные экзегеты допускают распространенную ошибку: пытаются толковать отрывки из Писания без учета их литературного жанра. Очевидно, что поэзию (как «высокую», так и «низкую», например, частушки или насмешливые песни) нелепо толковать, исходя только из прямого (буквального) значения слов, ведь для нее характерна иносказательность и образность, которых, в свою очередь, нет у законодательных или исторических произведений. А читая газетную статью, мы не ожидаем получить такое же эстетическое удовольствие, что и от чтения литературной повести, романа или поэмы…

 

[16] Типовым эпизодом в Пятикнижии, например, является «встреча с будущей невестой у колодца» (Быт., 24 Исаак и Ревека; Быт. 29 Иаков и Рахиль; Исх. 2 Моисей и Сепфора). В исторических книгах Ветхого Завета таким типовым эпизодом является «объявление о рождении младенца (который станет героем) бесплодной женщине» (Суд. 13 - родители Самсона; 1Цар. 1 - Анна, мать Самуила).

[17] Сюда входят и типовые эпизоды, отрывки и книги, построенные по принципу хиазма. Но более всего следует отметить принцип «отображения реальности в повествовании как в зеркале» (литература как зеркало реальности).

[18] Так, с одной стороны, история восхождения Давида к власти (1Цар. 16-31) – личный конфликт между Саулом и Давидом, с другой стороны, это еще и конфликт у Бога с Саулом, более того, это еще и борьба (конфликт) Давида со своей плотской природой (как у обычного человека, у него возникает естественное желание убить своего соперника, но как богобоязненный человек, он этого не делает, когда предоставляется удобный случай). На другом уровне история взаимоотношений Давида и Саула – конфликт между двумя коленами Израиля – Иудой и Вениамином.

[19] В некоторых контекстах место действия играет очень важную роль: например, встреча Бога с Илией происходит на вершине горы (г. Хорив), в том же самом месте, что когда-то с Моисеем (Исх. 19; 32-34), причем в обоих случаях богоявление (т.н. «теофания») сопровождалось одними и теми же природными явлениями.

В случае с Иисусом Навином (И.Нав. 24, когда тот в конце совей жизни в качестве своеобразного «завещания» проводит церемонию обновления завета) финальное обращение к израильтянам происходит именно в Сихеме, месте «культовом» для истории Израиля во всех отношениях, начиная с эпохи патриархов. 

[20] Также для некоторых контекстов важны даты (время): Ездра зачитывает книгу Закона в первый день седьмого месяца. Месяц выбран неслучайно. Именно в это время евреи праздновали ряд важных праздников, в их числе, например, «День искупления» и «Праздник кущей».

[21] В случае из 2Цар.9 социальное обрамление – ключ к пониманию того, насколько великодушно и милостиво отнесся царь Давид к сыну Саула Мемфивосфею.

[22] Так, например, читая книги Ездры и Неемии, мы понимаем, насколько изначально важен был исторический контекст во время их написания. Именно перемены в международной политике – сцена, на фоне которой Господь выводит Свой народ из Вавилонского рабства (это событие представлено автором книги Ездры как «второй исход»), даруя ему новое начало. А в случае с 1-2Пар. именно после-пленный контекст, когда и была написана книга, помогает понять ее цель, послание и метод составления.

[23] В случае с Писанием, мы понимаем, что речь идет о человеческих авторах, вдохновленных Богом и передающих Его откровение.

[24] Неемия ограничен, к примеру, во времени, поэтому ему необходимо сначала узнать о проблемах от кого-то. Независимо ни от кого сделать он этого не может (Неем. 5:6-8).

[25] Аудитория текста – читатель (тот, кто читает текст), подразумеваемый читатель (аудитория читателей, которую подразумевал автор, писавший текст), адресант (тот, к кому непосредственно обращается рассказчик). Наша задача (как читателей исторических книг) упрощается, поскольку в Ветхом Завете не находим значимого для понимания различия между подразумеваемым читателем и адресантом.

[26] В Суд. 17:6 и 21:25 после этих слов добавляются слова: «каждый делал то, что ему казалось справедливым». Другой пример комментария рассказчика – 3Цар. 1:6.

[27] Другой пример «вездесущего» рассказчика – книга Есфирь, где он свободно перемещается в пространстве между сценами общения Есфири и Мардохея, Амана с его женой и друзьями, царя и его подчиненных (Есф. 2-6).

[28] В книге И.Нав. особый акцент на том, что Яхве исполняет все Свои обещания, данные патриархам (1:6; 5:6; 21:43, 44; 23:14 ср. Быт. 12:7; 13:14-17; 15:7; 17:8; 24:7; 28:13, 14; 35:12; 48:4).

[29] Интересно, как в тексте книги И.Нав. подчеркивается ряд параллелей между Иисусом Навином и Моисеем, что указывает не столько на физическую, сколько на духовную преемственность: (1) Иисус Навин вводит народ в Обетованную Землю (что от него изначально и ожидалось, см. Втор. 1:38; 3:21, 28; 31:3; 34:9), а духовное руководство он осуществляет на основании книги Закона Моисеева (И.Нав. 1:8-9); (2) Народ воспринимает его как преемника Моисея (1:17; 4:14); (3) народ под предводительством Иисуса Навина переходит Иордан посуху точно так же, как и Красное Море при Моисее (И.Нав. 3:7; 4:14); (4) эпизод с явлением Иисусу Навину вождя воинства Господня во многих чертах повторяет явление Господа Моисею в несгорающем кусте: например оба снимают обувь (ср. И.Нав. 5:15 и Исх. 3:5);(5) Иисус Навин, как и Моисей, вступается перед Богом за грешный народ (ср. И.Нав. 7:7-9 и Втор. 9:25-29); (6) обеспечивает соблюдение народном праздника Пасхи (И.Нав. 5:10-11) и др.

 

[30] В книге Судей автор дает весьма нелестную характеристику народу, который лишился общенационального лидера, которым был Иисус Навин (а также старейшины его поколения): «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (см. 17:6; 21:15), более того, неоднократно повторяется фраза «Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа» (см., напр., 2:11).

[31] В каноне Еврейской Библии книга Руфь следует за книгой Притчей (сразу же после «Гимна отважной женщине», см. Пр. 31:10-31) как история, показывающая, каким образом собранные в Гимне добродетели реализуются в жизни простой женщины, язычницы Руфь.

[32] В 1Цар. 7 находим рассказ о том, как благодаря поддержке и молитве Самуила народ Израиля одерживает победу над филистимлянами. Сам Господь выступает на стороне народа. Поэтому последующую просьбу старейшин о царе Самуил воспринимает с недоумением и раздражением (1Цар. 8:6), ведь под сомнение поставлен даже не его авторитет (как судьи-пророка Яхве), но авторитет самого Бога Израиля, являвшегося подлинным царем Своего народа.

[33] В 3-4Цар. Яхве представлен как Творец неба и земли (4Цар. 19:15), полновластный Хозяин мира (3Цар. 8:9, 14-21, 27-30), управляющий природными стихиями, которые другие народы обожествляли (4Цар. 1:2-17; 4:8-37). От Него, а не от других богов, зависит, будут ли дожди и урожай (3Цар. 18:20-40). Он направляет ход истории (3Цар. 11:14, 23; 14:1-18; 4Цар. 5:1-18; 10:32-33).

[34] Надо сказать, что крен в язычество начался в народе Божьем не с Иеровоама, а с самого Соломона, закончившего свои дни идолопоклонником (3Цар. 11:7-13)!

[35] В 3-4Цар. особое место занимают повествования о царях Ахаве на севере и Езекии на юге страны, которые представлены как два антипода: первый – идолопоклонник (почитатель Ваала), навлекший на себя Божью кару, второй – беспредельно преданный Яхве и борющийся с язычеством верующий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.019 с.)