Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности ветхозаветных исторических повествований и их толкование ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
- Понимание истории в Ветхом Завете - Жанровые особенности ветхозаветных нарративов - Основные герменевтические правила, необходимые для понимания и толкования ветхозаветных исторических нарративов - Наиболее распространённые ошибки в толковании ветхозаветных исторических нарративов. От текста к применению: наиболее актуальные богословские темы и этические нормы для современного славянского читателя
[1] Т.е. книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-4 Царств (в еврейской традиции они именуются иначе: 1-2 Самуила и 1-2 Царей), 1-2 Паралипоменон (иначе: 1-2 Хроник), Ездры и Неемии, Есфирь. [2] То же самое можно сказать и про книги 1-2 Пар., Езд. и Неем., Есф., Руфь (эти книги входят в раздел Писаний). [3] «Поздними пророками» в еврейской традиции именуются привычные христианскому читателю пророческие книги: от Исайи до Малахии. [4] Талмуд сохранил предание о том, что Иисус Навин написал свою книгу (Baba’ Bathra, 15а). Также он приписывает строки о смерти Иисуса Навина Елеазару-священнику (24:29-30), а строки о смерти Елеазара – его сыну Финеесу (24:33). [5] Относительно даты исхода евреев из Египта мнения исследователей Ветхого Завета расходятся: середина XV или XIII вв. до н.э. [6] Подробнее см. John Goldingay. Models for Interpretation of Scripture. Pp. 17-21. [7] Фараон Рамзес II известен своими масштабными строительными работами в дельте Нила (см. также Исх. 1:1) – город Пи-Рамзез, в строительстве которого были активно задействованы рабы, евреи. Сторонники ранней даты исхода связывают его с периодом господства гиксосов в Египте. Однако город Аварис (в дельте Нила), который традиционно связывают с гиксосами, был разрушен ок. 1540 (или 1530) г. до н.э. Представители же последующей 18-й династии фараонов Египта не отметились масштабным строительством в данной местности. [8] Так, например, Иосафат какое-то время был соправителем Асы (возможно, даже в течение 3-4 лет). [9] Их появление в Израиле может быть связано с эпохой Соломона. Мы знаем, что Храм в Иерусалиме и царский дворец строили мастеровые из Финикии (см. 3Цар. 6:1, 38; 8:2). [10] См. также Агг. 1:1, 15; Зах. 1:1, 7. [11] Самое длинное в В.З. предложение – Есф. 8:9. В переводах оно обычно разбивается на несколько. [12] Исключительно прозой написаны книги Руфь, Езд. и Неем., Есф. [13] Скорее всего, в Израиле существовали сборники о жизни и деяниях пророков: автор 2Пар. 13:22 упоминает среди своих источников «сказание пророка Адды», а чуть ранее (в 12:15) он ссылается на «записи Самея пророка и Адды прозорливца».
[14] http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/rasskaz/?q=458&n=188 [15] Многие начинающие или неопытные экзегеты допускают распространенную ошибку: пытаются толковать отрывки из Писания без учета их литературного жанра. Очевидно, что поэзию (как «высокую», так и «низкую», например, частушки или насмешливые песни) нелепо толковать, исходя только из прямого (буквального) значения слов, ведь для нее характерна иносказательность и образность, которых, в свою очередь, нет у законодательных или исторических произведений. А читая газетную статью, мы не ожидаем получить такое же эстетическое удовольствие, что и от чтения литературной повести, романа или поэмы…
[16] Типовым эпизодом в Пятикнижии, например, является «встреча с будущей невестой у колодца» (Быт., 24 Исаак и Ревека; Быт. 29 Иаков и Рахиль; Исх. 2 Моисей и Сепфора). В исторических книгах Ветхого Завета таким типовым эпизодом является «объявление о рождении младенца (который станет героем) бесплодной женщине» (Суд. 13 - родители Самсона; 1Цар. 1 - Анна, мать Самуила). [17] Сюда входят и типовые эпизоды, отрывки и книги, построенные по принципу хиазма. Но более всего следует отметить принцип «отображения реальности в повествовании как в зеркале» (литература как зеркало реальности). [18] Так, с одной стороны, история восхождения Давида к власти (1Цар. 16-31) – личный конфликт между Саулом и Давидом, с другой стороны, это еще и конфликт у Бога с Саулом, более того, это еще и борьба (конфликт) Давида со своей плотской природой (как у обычного человека, у него возникает естественное желание убить своего соперника, но как богобоязненный человек, он этого не делает, когда предоставляется удобный случай). На другом уровне история взаимоотношений Давида и Саула – конфликт между двумя коленами Израиля – Иудой и Вениамином. [19] В некоторых контекстах место действия играет очень важную роль: например, встреча Бога с Илией происходит на вершине горы (г. Хорив), в том же самом месте, что когда-то с Моисеем (Исх. 19; 32-34), причем в обоих случаях богоявление (т.н. «теофания») сопровождалось одними и теми же природными явлениями.
В случае с Иисусом Навином (И.Нав. 24, когда тот в конце совей жизни в качестве своеобразного «завещания» проводит церемонию обновления завета) финальное обращение к израильтянам происходит именно в Сихеме, месте «культовом» для истории Израиля во всех отношениях, начиная с эпохи патриархов. [20] Также для некоторых контекстов важны даты (время): Ездра зачитывает книгу Закона в первый день седьмого месяца. Месяц выбран неслучайно. Именно в это время евреи праздновали ряд важных праздников, в их числе, например, «День искупления» и «Праздник кущей». [21] В случае из 2Цар.9 социальное обрамление – ключ к пониманию того, насколько великодушно и милостиво отнесся царь Давид к сыну Саула Мемфивосфею. [22] Так, например, читая книги Ездры и Неемии, мы понимаем, насколько изначально важен был исторический контекст во время их написания. Именно перемены в международной политике – сцена, на фоне которой Господь выводит Свой народ из Вавилонского рабства (это событие представлено автором книги Ездры как «второй исход»), даруя ему новое начало. А в случае с 1-2Пар. именно после-пленный контекст, когда и была написана книга, помогает понять ее цель, послание и метод составления. [23] В случае с Писанием, мы понимаем, что речь идет о человеческих авторах, вдохновленных Богом и передающих Его откровение. [24] Неемия ограничен, к примеру, во времени, поэтому ему необходимо сначала узнать о проблемах от кого-то. Независимо ни от кого сделать он этого не может (Неем. 5:6-8). [25] Аудитория текста – читатель (тот, кто читает текст), подразумеваемый читатель (аудитория читателей, которую подразумевал автор, писавший текст), адресант (тот, к кому непосредственно обращается рассказчик). Наша задача (как читателей исторических книг) упрощается, поскольку в Ветхом Завете не находим значимого для понимания различия между подразумеваемым читателем и адресантом. [26] В Суд. 17:6 и 21:25 после этих слов добавляются слова: «каждый делал то, что ему казалось справедливым». Другой пример комментария рассказчика – 3Цар. 1:6. [27] Другой пример «вездесущего» рассказчика – книга Есфирь, где он свободно перемещается в пространстве между сценами общения Есфири и Мардохея, Амана с его женой и друзьями, царя и его подчиненных (Есф. 2-6). [28] В книге И.Нав. особый акцент на том, что Яхве исполняет все Свои обещания, данные патриархам (1:6; 5:6; 21:43, 44; 23:14 ср. Быт. 12:7; 13:14-17; 15:7; 17:8; 24:7; 28:13, 14; 35:12; 48:4). [29] Интересно, как в тексте книги И.Нав. подчеркивается ряд параллелей между Иисусом Навином и Моисеем, что указывает не столько на физическую, сколько на духовную преемственность: (1) Иисус Навин вводит народ в Обетованную Землю (что от него изначально и ожидалось, см. Втор. 1:38; 3:21, 28; 31:3; 34:9), а духовное руководство он осуществляет на основании книги Закона Моисеева (И.Нав. 1:8-9); (2) Народ воспринимает его как преемника Моисея (1:17; 4:14); (3) народ под предводительством Иисуса Навина переходит Иордан посуху точно так же, как и Красное Море при Моисее (И.Нав. 3:7; 4:14); (4) эпизод с явлением Иисусу Навину вождя воинства Господня во многих чертах повторяет явление Господа Моисею в несгорающем кусте: например оба снимают обувь (ср. И.Нав. 5:15 и Исх. 3:5);(5) Иисус Навин, как и Моисей, вступается перед Богом за грешный народ (ср. И.Нав. 7:7-9 и Втор. 9:25-29); (6) обеспечивает соблюдение народном праздника Пасхи (И.Нав. 5:10-11) и др.
[30] В книге Судей автор дает весьма нелестную характеристику народу, который лишился общенационального лидера, которым был Иисус Навин (а также старейшины его поколения): «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (см. 17:6; 21:15), более того, неоднократно повторяется фраза «Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа» (см., напр., 2:11). [31] В каноне Еврейской Библии книга Руфь следует за книгой Притчей (сразу же после «Гимна отважной женщине», см. Пр. 31:10-31) как история, показывающая, каким образом собранные в Гимне добродетели реализуются в жизни простой женщины, язычницы Руфь. [32] В 1Цар. 7 находим рассказ о том, как благодаря поддержке и молитве Самуила народ Израиля одерживает победу над филистимлянами. Сам Господь выступает на стороне народа. Поэтому последующую просьбу старейшин о царе Самуил воспринимает с недоумением и раздражением (1Цар. 8:6), ведь под сомнение поставлен даже не его авторитет (как судьи-пророка Яхве), но авторитет самого Бога Израиля, являвшегося подлинным царем Своего народа. [33] В 3-4Цар. Яхве представлен как Творец неба и земли (4Цар. 19:15), полновластный Хозяин мира (3Цар. 8:9, 14-21, 27-30), управляющий природными стихиями, которые другие народы обожествляли (4Цар. 1:2-17; 4:8-37). От Него, а не от других богов, зависит, будут ли дожди и урожай (3Цар. 18:20-40). Он направляет ход истории (3Цар. 11:14, 23; 14:1-18; 4Цар. 5:1-18; 10:32-33). [34] Надо сказать, что крен в язычество начался в народе Божьем не с Иеровоама, а с самого Соломона, закончившего свои дни идолопоклонником (3Цар. 11:7-13)! [35] В 3-4Цар. особое место занимают повествования о царях Ахаве на севере и Езекии на юге страны, которые представлены как два антипода: первый – идолопоклонник (почитатель Ваала), навлекший на себя Божью кару, второй – беспредельно преданный Яхве и борющийся с язычеством верующий.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.019 с.) |