Общая характеристика и место в каноне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика и место в каноне



Исторические книги Ветхого Завета

Общая характеристика и место в каноне

Последняя книга Пятикнижия, Второзаконие, заканчивает свое повествование рассказом о том, как после исхода из Египта и странствований в Синайской пустыне израильтяне расположились на восточном берегу Иордана. Избрав нового лидера, которым стал Иисус Навин, они были готовы войти в Ханаан, землю, которую им обещал Бог (Втор. 1:1-8; 34:1-8). В христианской традиции книги Ветхого Завета от Иисуса Навина до Есфирь[1] принято называть историческими, поскольку раннехристианская церковь, восприняла четырех-частный канон Септуагинты (LXX, греческого перевода В.З.), где корпус книг И.Нав. – Есф. именовался как «Исторические книги». Иудаизму же присуще трехчастное деление канона В.З. – Закон (Тора), Пророки и Писания. Именно по этой причине в христианском каноне книга Руфь, например, помещена непосредственно после Судей, тогда как в еврейском каноне она располагается в разделе «Писаний»[2]. Эти книги раскрывают содержание истории Израильского народа от завоевания Ханаана до возвращения из Вавилонского плена.

Основываясь истории возникновения канона Ветхого Завета, времени происхождения и тематическом содержании, корпус ветхозаветных исторических книг можно разделить на две группы.

Первая, более древняя, состоит из книг Иисуса Навина, Судей и четырех книг Царств. В еврейской традиции эти книги входят группу т.н. «ранних пророков»[3], поскольку их происхождение связывали с личностью того или иного пророка: так, Иисус Навин[4] и Самуил способствовали появлению книг И. Нав. – 1-2Цар., но перу Самуила приписывали также и книгу Судей, Иеремию же считали автором 3-4Цар. Само повествование 1-4Цар. выдвигает на передний план фигуру пророка. С появлением в Израиле монархии одновременно возрастает и роль пророка как слуги Господа, а также - помощника или оппонента царя, в зависимости от того, насколько последний благочестив.

В связи с богословской и исторической близостью этих текстов к книге Второзаконие их принято характеризовать как «второзаконническая история». Их главная общая черта – внимание к требованиям Закона. Именно отношение к Закону определяет успехи и неудачи народа Израиля. Священные традиции и богословские идеи книги Второзаконие – своеобразные линзы, через которые рассматриваются и описываются события в И.Нав. - 4Цар. Фигура Моисея и законы последней книги Пятикнижия – эталон для оценки израильских царей и их поступков (4Цар. 18:6, 21:9).

Ко второй группе исторических текстов относятся книги 1-2Паралипоменон, Ездры и Неемии и др., которые в соответствии с еврейской традицией принадлежат к третьей части канона – Писаниям.

Исторический контекст: краткая характеристика

Исторические книги Ветхого Завета своим повествованием охватывают сразу несколько периодов «турбулентности» на Древнем Ближнем Востоке: это и перестановка сил в Ханаане времен исхода евреев из Египта[5], и гегемония Ассирийской империи (IX-VII вв. до н.э.), и сменившие ее Вавилонское (VII-VI вв. до н.э.) и Мидо-Персидское царства (VI-IV вв. до н.э.).

Хотя эти книги содержат в себе рассказы и описания исторических событий, тем не менее, они не подпадают под современное определение историографии: основным требованием, которое предъявляется трудам историка сегодня, является беспристрастное научное изложение исторических фактов. Ветхозаветная же историография представляет собой нечто иное.

Особенности хронологии в исторических книгах Ветхого Завета

Исторические книги Ветхого Завета

Общая характеристика и место в каноне

Последняя книга Пятикнижия, Второзаконие, заканчивает свое повествование рассказом о том, как после исхода из Египта и странствований в Синайской пустыне израильтяне расположились на восточном берегу Иордана. Избрав нового лидера, которым стал Иисус Навин, они были готовы войти в Ханаан, землю, которую им обещал Бог (Втор. 1:1-8; 34:1-8). В христианской традиции книги Ветхого Завета от Иисуса Навина до Есфирь[1] принято называть историческими, поскольку раннехристианская церковь, восприняла четырех-частный канон Септуагинты (LXX, греческого перевода В.З.), где корпус книг И.Нав. – Есф. именовался как «Исторические книги». Иудаизму же присуще трехчастное деление канона В.З. – Закон (Тора), Пророки и Писания. Именно по этой причине в христианском каноне книга Руфь, например, помещена непосредственно после Судей, тогда как в еврейском каноне она располагается в разделе «Писаний»[2]. Эти книги раскрывают содержание истории Израильского народа от завоевания Ханаана до возвращения из Вавилонского плена.

Основываясь истории возникновения канона Ветхого Завета, времени происхождения и тематическом содержании, корпус ветхозаветных исторических книг можно разделить на две группы.

Первая, более древняя, состоит из книг Иисуса Навина, Судей и четырех книг Царств. В еврейской традиции эти книги входят группу т.н. «ранних пророков»[3], поскольку их происхождение связывали с личностью того или иного пророка: так, Иисус Навин[4] и Самуил способствовали появлению книг И. Нав. – 1-2Цар., но перу Самуила приписывали также и книгу Судей, Иеремию же считали автором 3-4Цар. Само повествование 1-4Цар. выдвигает на передний план фигуру пророка. С появлением в Израиле монархии одновременно возрастает и роль пророка как слуги Господа, а также - помощника или оппонента царя, в зависимости от того, насколько последний благочестив.

В связи с богословской и исторической близостью этих текстов к книге Второзаконие их принято характеризовать как «второзаконническая история». Их главная общая черта – внимание к требованиям Закона. Именно отношение к Закону определяет успехи и неудачи народа Израиля. Священные традиции и богословские идеи книги Второзаконие – своеобразные линзы, через которые рассматриваются и описываются события в И.Нав. - 4Цар. Фигура Моисея и законы последней книги Пятикнижия – эталон для оценки израильских царей и их поступков (4Цар. 18:6, 21:9).

Ко второй группе исторических текстов относятся книги 1-2Паралипоменон, Ездры и Неемии и др., которые в соответствии с еврейской традицией принадлежат к третьей части канона – Писаниям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.007 с.)