Вавилонский плен и после-пленная эпоха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вавилонский плен и после-пленная эпоха.



Превращение Иудеи из независимого государства в вассала Ново-Вавилонской Империи не произошло в одночасье. Начиная с битвы при Каркемише в 605 г. до н.э., когда Навуходоносор II (на тот момент - еще наследный принц) вытеснил Египет из Леванта, и до уничтожения им Иудейского царства и разрушения Иерусалима в 586 г. до н.э., состоялось несколько волн депортаций иудейского населения. В месяц Ав (июль/август) 606/605 г. до н.э. Навуходоносор, ведя военную кампанию в Леванте, получает известия о смерти своего отца Набополасара и спешно отбывает в Вавилон, где первого Элула (августа/сентября) восходит на трон. Вскоре после этого он возвращается в Левант, завершает начатое, а в месяце Шват (январь) 604 г. до н.э. уводит пленников в Вавилон. Навуходоносор воцарился на 4-й год правления иудейского царя Иоакима (609-598 гг. до н.э., см. Иер. 25:1). Таким образом, в 605/604 г. до н.э. Иерусалим подвергся осаде вавилонян, капитулировал и вынужден был заплатить дань и отправить ряд своих жителей на чужбину в качестве заложников, среди которых было много людей знатного происхождения (в том числе и Даниил, см. Дан. 1:1). (СЛАЙД 11) Затем, в марте 597 г. до н.э., после восстания Иоакима вавилоняне снова осаждают Святой град, впоследствии берут в плен царского сына Иехонию, а на его место сажают своего ставленника Седекию (см. 4Цар. 24:8-17). Именно в это время состоялась вторая волна депортации (более 8000 человек) иудеев в Вавилон (см. Иер. 52:28). Третья волна (832 человека) имела место быть в 586 г. до н.э., когда Иерусалим полностью был разрушен (4Цар. 25:1-21; Иер. 52:20). Четвертая волна депортации (745 человек) состоялась в 582 г. до н.э. после убийства вавилонского ставленника Гедалии (4Цар. 25:22-26; Иер. 52:30). Однако часть «бедного народа земли» (т.е. крестьян) вавилоняне оставили в пределах Иудеи, чтобы те занимались сельским хозяйством (Иер. 52:16): ведь империя нуждалась в провианте! Еще одним свидетелем последнего периода является пророк Иезекииль (см. 1:1-2; 8:1; 29:1; 33:21). Но в 562 г. до н.э. сын Навуходоносора Амель-Мардук (библейский Евилмеродах) освобождает царя Иехонию из темницы и делает его своим приближенным. А через какое-то Вавилонская империя прекратит свое существование (в 539 г. до н.э.), подчинившись Мидо-Персидскому владычеству (во главе с Киром Великим).

Если говорить о после-пленной эпохе, то ее основными ветхозаветными свидетельствами будут являться книги Ездры, Есфирь и Неемии, а также отрывки из книги Даниила. В Езд. 1-6 повествуется о возвращении из плена волны репатриантов во главе с Шешбаццаром и Зоровавелем в Иудею в первый год по завоевании Киром Вавилона (539 г. до н.э.). С 538 г. до н.э. с позволения новой власти вернувшиеся евреи начинают восстанавливать Иерусалимский Храм (Езд. 1:2-4), но встречают сопротивление со стороны соседей (Езд. 4:1-5). Несмотря на задержки, в 516 г. до н.э. (уже при Дарии I) работы были окончены (Езд. 6:15).

(СЛАЙД 12) Неудивительно, что в такой обстановке евреи стремились защитить город и вновь отстроенный храм, восстановив городскую стену. Это стало катализатором дальнейшего усиления агрессии со стороны соседей (скорее всего, при Ксерксе – действие книги Есфирь происходит именно в его правление – и Артаксеркса I). Спустя несколько лет до Неемии, царского виночерпия еврейского происхождения, доходят слухи о плачевном состоянии Иерусалима (с недостроенной городской стеной). На 20-й год Артаксеркса I, (в 445 г. до н.э.) он, по царскому приказанию, направляется в Иудею для завершения работ по восстановлению иерусалимской стены (Неем. 1:1 – 6:15). Затем в течение двенадцати лет (вплоть до 433 г. до н.э.) Неемия управляет городом (и провинцией Иудея, Неем. 5:14), но вынужден вернуться ко двору (Неем. 13:6). В его отсутствие народ перестал соблюдать закон, что вызвало необходимость радикальных реформ Ездры (Неем. 13). Последнее упоминание, которое можно как-либо датировать в книге Неемии, относится к царю Дарию II (424-404 гг. до н.э.), первые годы правления которого Неемия мог еще застать (Неем. 12:22).

(Слайд 13)

4. Литературная природа исторических книг (см. также энц. Статью)

Историческое повествование представлено, прежде всего, прозой (т.н. «историческое повествование» или «исторический нарратив»). Ветхозаветной прозе присущи: лаконичность (как правило, используются простые предложения [11]) и изложение от 3 л., ед. ч. Хотя нельзя не отметить, что в исторические повествовательные тексты вмонтированы, например, поэмы: Суд. 5; 1 Цар. 2; 2 Цар. 1, 22, 23; 4 Цар. 19; 1 Пар. 16 [12].

Поскольку в ткани повествования И.Нав. – 4Цар. исследователи усматривают множество разноплановых тематических и языковых параллелей с Пятикнижием Моисея (более всего - с Втор.), то к этим книгам пытались «приспособить» т.н. теорию источниковдокументарную теорию J, E, D, P»), на основании которой обычно к Торе добавлялась книга Иисуса Навина, в результате чего получалось «Шестикнижие», другая модификация этой теории предполагала отделение Второзакония от Торы и присоединение к корпусу И.Нав. – 4 Цар. в качестве его базового элемента (отсюда т.н. «второзаконническая история»).

(Слайд 14)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.004 с.)