Эпоха единой монархии и разделенного царства/вопрос календарей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха единой монархии и разделенного царства/вопрос календарей



В соответствии с текстом Священного Писания Давид и Соломон царствовали в течение 40 лет каждый (см. 3Цар. 2:11 и 3Цар. 11:42). Эту эпоху в научной литературе принято называть «единой монархией», это был «золотой век» государства Израиль на Древнем Ближнем Востоке, север и юг Святой земли были едины под управлением отца и сына.

Царствование Давида распадается на два периода: семь с 7.5 лет он правил в Хевроне, а затем 33 года над всем Израилем (3Цар. 2:11). О правлении Соломона можно судить на основании записей в Писании о его главных свершениях. Строительство Храма продолжалось с 4-го по 11-й гг. его правления (т.е. 7 лет), после чего в течение 13 лет продолжалось возведение дворцового комплекса (3Цар. 7:1). Таким образом, последовательное строительство Храма и дворца заняло 20 лет (т.е. с 4-го по 24-й гг., см. 3Цар. 9:10). Последние 16 лет его царствования были отмечены масштабными строительными проектами как в Иерусалиме (3Цар. 9:24), так и в других частях государства (3Цар. 9:15-19 перечисляет построенные царем города). Во время строительных работ над Милло в Иерусалиме царский слуга Иеровоам бежит в Египет к фараону Сусакиму (Шешонку I), см. 3Цар. 11:26-27, 40. Это могло произойти только лишь после восшествия последнего на престол в 945 г. до н.э. (примерно, на 25-й год Соломона). Следует также помнить, что Соломон не являлся первенцем Давида, он родился в разгар очередной военной кампании отца примерно в середине его правления. Несмотря на это, именно Соломон унаследовал царство от состарившегося Давида. Однако, как в начале, так и в конце царствования Соломона у него было немало недругов и злопыхателей, несогласных с легитимностью престолонаследования и политикой, Иеровоам же был лишь одним из них.

(Слайд 8)

Соломон почил в 931/930 г., а соответственно правил он с 971/970 г. по 931/930 гг. до н.э. Судя по 3Цар. 1:32 – 2:12, Давид назначил Соломона своим преемником незадолго до смерти (возм., за несколько месяцев), чтобы исключить кровопролитную войну за трон. Таким образом, царствование Давида происходило в период с 1010 по 970 гг. до н.э.

Если говорить о вне-библейских данных, имеющих отношение к Давиду и Соломону, то они весьма отрывочны. В Писании не названо имя фараона, выдавшего за Соломона свою дочь и разрушившего Гезер (см. 3Цар. 3:1, 9:16). В Египте этого периода был лишь один фараон, отметившийся военными походами, - Сиамун (прим. 979-960 гг. до н.э.). Что касается Давида, то фараон Шешонк I упоминает о таком географическом названии, как «Высоты Давида» ок. 925 г. до н.э. (т.е. менее чем через 50 лет после смерти последнего). А о противнике Давида, сирийском правителе Адраазаре (Хададэзере, см. 2Цар. 10:16) упоминает Салманасар III (858-824 гг. до н.э.).

(Слайд 9)

Читая 3-4Цар. или 1-2Пар., мы встречаем указания на продолжительность правления того или иного царя в Иудее (Южном царстве) или Израиле (Северном Царстве). Более того, многие события правителей обоих Царств представлены в синхронном срезе относительно друг друга. Попытки же исследователей достичь какой-либо ясности в вопросе точности хронологии с использованием современных методов не давали ожидаемого результата: неизбежно оставались нестыковки и откровенные бреши. Поэтому рядом ученых было предложено решение проблемы: было предложено понимать числовые данные о правлении царей в свете хронологии мира Древнего Ближнего Востока, только в этом случае выстраивается внятная и последовательная картина правителей эпохи Разделенного царства. В связи с этим возникло два вопроса: (1) как исчислялось время правления царей и (2) в соответствии с каким календарем (для Иудеи и Израиля был один или два разных календаря)?

Например, если правитель умирал в середине года, то с какого момента начинался счет правления его преемника: с нового календарного года или с года смерти первого? В мире Библии отражено две практики.

Первая практика предполагала, что год смерти какого-либо правителя считался последним годом его правления и одновременно годом воцарения нового правителя (некий «переходный период»). Соответственно, первый год правления нового царя начинался лишь с наступлением начала нового календарного года. Подобная система воцарения была распространена в Месопотамии. Вторая практика - считать год смерти одного царя первым годом правления другого. Тогда, если один царь умирал в середине года, то начало нового года становилось уже вторым годом правления его преемника. Этой системы придерживались египтяне. Это наблюдение помогает понять, почему формально не совпадают годы правления царей Иудеи и Израиля: из-за разницы в понимании «первого года» царствования. Мы помним, что Иеревоам I бежал в Египет и воцарился лишь после смерти Соломона. Он мог принести с собой египетскую систему престолонаследования (т.е. без переходного года воцарения). Тогда как для Иудеи было присуще учитывать год воцарения[8]. Расхождения между «югом» и «севером» Земли Обетованной по вопросу хронологии царей наблюдались до VIII в. до. н.э. (т.е. до ассирийского владычества). С этого времени под влиянием порядков ассирийцев хронология правителей обоих царств начинает гармонично сочетаться: модель с годом воцарения (переходный период формального со-правления). Хронология успешно доводится до 722 г. до н.э. в истории Израиля и до 586/7 г. до н.э. в истории Иудеи, сочетаясь с хронологическими данными других народов.

Так каким же именно календарем пользовались в Израиле: т.н. «зимним» (с янв. по дек.), что и мы сегодня, или «летним», распространенным в Египте (с./х. календарь египтян был связан с ежегодным разливом Нила в июле-августе), или же каким-то еще? Календарь из Гезера - пожалуй, единственная из сохранившихся западно-семитских надписей в своем роде конца X в. до н.э. - указывает на начало с./х. года в конце лета-начале осени и напоминает собой «осенний» календарь более позднего времени, который обычно начинался с месяца Тишри (сент./окт.) и заканчивался Элулем (авг./сент.). Однако следует отметить, что «весенний» календарь был тоже весьма широко распространен. Начиная с 3-го тысячелетия до н.э. он засвидетельствован в Сирии и в Месопотамии, а в конце второго тысячелетия - в Угарите. Из весенних месяцев в Писаниях Ветхого Завета первым упомянут Авив, месяц Исхода евреев из Египта (он же Ниссан: соответствует марту/апрелю, см. Исх. 12:2, 13:4). Из сопоставления хронологических данных списка царей Израиля и Иудеи становится ясно, что, по всей видимости, ими использовались разные календари (или весенний, или осенний). В Ветхом Завете видна тенденция нумеровать месяцы, а не именовать их, возможно, она была связана с влиянием Египта. Названия месяцев Зиф, Бул и Этаним (он же Тишри), являющиеся, скорее всего, финикийскими[9] по происхождению, сопровождаются толкованием со стороны еврейского летописца и названы «вторым», «восьмым» и «седьмым» соответственно. Стандартный месопотамский календарь, начинавшийся с месяца Ниссану, полноценно вошел в обиход примерно к 1500 г. до н.э., он засвидетельствован также в Угарите XIII в. до н.э. Однако он не был широко распространен у евреев вплоть до времени вавилонского и персидского владычества (пленный и после-пленный период), когда его стали использовать, но параллельно приводя нумерацию месяцев, что подтверждается, например книгой Есфирь (2:16; 3:7,13)[10].

(Слайд 10)



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.005 с.)