Перечень компетенций выпускников образовательной программы, в формировании которых участвует производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе педагогическая практика, научно-исследовательская практика)
№
пп
| Индекс компе-тенции
| Содержание компетенции
(или ее части)
| Раздел практики, обеспечивающий этапы формирования компетенции (или ее части)
| В результате прохождения раздела практики, обеспечивающего формирование компетенции (или ее части) обучающийся должен:
|
знать
| уметь
| владеть
|
1
| ОК-1
| способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| социальную, национальную, профессиональную специфику речевого поведения, формы и нормы межличностного взаимодействия в коммуникации, средства осуществления практического взаимодействия в языковой среде
| различать общечеловеческие и индивидуальные ценности, прогнозировать способы коммуникативного взаимодействия, реакцию собеседника; понимать его социальные, национальные, профессиональные особенности
| этикетными языковыми средствами, правилами и нормами коммуникации, взаимодействия и сотрудничества на основе знаний гуманистических ценностей; толерантностью, социальной мобильностью
|
2
| ОК-2
| способностью руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| основные принципы культурного релятивизма в его противопоставлении к культурному этноцентризму; систему основных ценностных и иных ориентации, представлений и установок иных культур
| соблюдать принципы культурного релятивизма в ходе иноязычной коммуникации; уважать своеобразие иноязычной культуры
| толерантностью и этическими нормами межкультурного и межличностного общения
|
3
| ОК-3
| владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
| Содержательный, отчетный
| основные категории, понятия, законы коммуникации, особенности межличностной и массовой коммуникации, речевого воздействия; этапы, направления развития социальных и профессиональных контактов
| преодолевать влияние стереотипов и действовать в общей и профессиональной сферах общения.
| навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
|
4
| ОК-4
| готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| основные законы РФ, нормативно-правовые документы, применяемые в профессиональной деятельности; принципов и методов работы по организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива
| использовать нормативно-правовые документы в различных сферах жизнедеятельности; проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений
| работы с нормативно-правовыми документами в профессиональной деятельности; социального взаимодействия на основе принятых моральных и правовых норм; поддержания доверительных партнерских отношений
|
| ОК-6
| владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| историю и достижения отечественной философии и науки
| использовать определенные знания в решении общечеловеческих и общегуманитарных задач
| навыками практического применения потенциала философии и науки в решении общечеловеческих и общегуманитарных задач
|
| ОК-7
| владением культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи
| Содержательный, отчетный
| средства анализа, обобщения информации, правил постановки целей
| анализировать, обобщать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения в учебной и профессиональной деятельности
| навыками устной или письменной речи
|
| ОК-8
| способностью применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития; способы сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
| применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
| методами и средствами познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования
|
| ОК-9
| способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях
| Содержательный, отчетный
| сущность и структуру гражданского общества, составляющие гражданской позиции; способы разрешения социально-личностных конфликтов
| прогнозировать, выявлять и разрешать социально-личностные конфликты
| навыками разрешения социально-личностных конфликтов
|
| ОК-10
| способностью к осознанию своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; готовностью использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии
| Содержательный, отчетный
| права и обязанности как гражданина; действующее законодательство
| использовать нормы действующего законодательства в практической деятельности
| навыками внедрения способов и форм совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии
|
| ОК-11
| стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| компоненты и особенности педагогической деятельности;
структуру и содержание педагогического мастерства и педагогической культуры;
основные направления саморазвития, повышения квалификации и роста педагогического мастерства, пути и средства саморазвития;
| применять методы самопознания;
критически оценивать свои достоинства и недостатки;
выбирать оптимальные пути и адекватные средства саморазвития;
| навыками постановки целей, воздействия на мотивационную сферу;
основными методами и средствами саморазвития личности и педагогической деятельности.
|
| ОК-12
| способностью к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| современные образовательные стандарты и программы; современные приемы, воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения; роль переводчика как посредника в межкультурной коммуникации
| применять на практике современные приемы обучения и оценки, обеспечивать общение в рамках межкультурной коммуникации, обосновать социальную значимость своей будущей профессии
| способами поддержания и повышения собственной мотивации к выполнению профессиональной деятельности; основными приемами обучения и воспитания, навыками посредника в межкультурной коммуникации.
|
| ОПК-1
| способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации; профессиональную этику
| использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач
| навыками использования понятийного аппарата философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач
|
| ОПК-2
| способностью видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности
| Содержательный, отчетный
| основы изучаемых дисциплин, их значение для будущей профессиональной деятельности
| выявить междисциплинарные связи и понять их значение для будущей профессиональной деятельности
| навыками выявления междисциплинарных связей изучаемых дисциплин; применения для будущей профессиональной деятельности теоретических и практических основ изучаемых дисциплин
|
| ОПК-3
| владением системой лингвистичес-ких знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| базовые фонетические стандарты иностранного языка;
основные правила орфографии и, пунктуации и грамматики в иностранном языке
| оформлять речевые высказывания в соответствии с грамматическими и лексическими нормами устной и письменной речи
| лингвистическими сведениями лексического, грамматического и словообразовательного характера
|
| ОПК-4
| владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| этические и нравственные нормы поведения, принятые в инокультурном социуме, правила международного этикета; типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации
| применять этические и нравственные нормы поведения, правила международного этикета в различных ситуациях
| международным этикетом и правилами поведения принятыми в инокультурном социуме
|
| ОПК-5
| владением основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия)
| Содержательный, отчетный
| основные виды бытового дискурса; способы реализации коммуникативных целей высказывания
| свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства; осуществлять межкультурный диалог в обиходной и профессиональной сферах общения с учетом особенностей текущего коммуникативного контекста
| навыками построения бытового дискурса
|
| ОПК-6
| владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями
| Содержательный, отчетный
| виды публичной речи, ее композицию
| логически верно выстраивать устную и письменную речь; работать с текстом - отделять основную информацию от второстепенной, систематизировать ее;
| основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания –
композиционными элементами текста (введение, основная часть,
заключение), сверхфразовыми
единствами, предложениями.
|
| ОПК-7
| способностью свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации
| Содержательный, отчетный
| основные функциональные стили: сферу их применения, стилевые черты, языковые особенности, особенности жанровой реализации; нормы устной и письменной речи современного русского литературного и изучаемых языков
| оценить конкретную коммуникативную ситуацию, ее цель, социально-психологические характеристики коммуникантов и принять решение об использовании необходимого функционального стиля речи; варьировать выбор языковых средств в соответствии со стилем речи; соблюдать основные нормы русского и изучаемого языков; анализировать устные и письменные речевые произведения
| произносительным стандартом британского (американского) варианта английского языка, включая его интонационную систему; способностью свободно выражать свои мысли, используя грамматические способы выделения релевантной информации в тексте; способностью свободно выражать свои мысли в устной и/или письменной форме, используя разнообразные лексические средства передачи необходимой информации
|
| ОПК-8
| владением особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения
| Содержательный, отчетный
| особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения
| использовать официальный, нейтральный и неофициальный регистры общения
| навыками использования официального, нейтрального и неофициального регистров общения
|
| ОПК-9
| готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
| Содержательный, отчетный
| речевые клише и вопросно-ответные техники, способствующие осуществлению межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общения
| вести дискуссию по проблемной ситуации, выражать согласие (несогласие) в знак поддержки разговора, проводить свою стратегическую линию в
общении в согласии с речевыми интенциями собеседников или вопреки их интенциям
| опытом использования
этикетных формул в устной и письменной
коммуникации, навыками компромисса, навыками преодоления влияния стереотипов
|
| ОПК-10
| способностью использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| этикетные формулы в устной и письменной коммуникации
| использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации
| навыками употребления этикетных формул.
|
| ОПК-11
| владением навыками работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| основные способы работы на компьютере; способы и средства получения, обработки и управления информацией
| использовать в научной и познавательной деятельности навыки работы с информационными и
компьютерными технологиями
| навыками использования современных образовательных и информационных технологий для получения научных и профессиональных знаний
|
| ОПК-12
| способностью работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| способы и формы работы с различными носителями информации; способы и формы работы с распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями
| работать с различными носителями информации, распределенными базами данных; глобальными компьютерными сетями
| навыками работы с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний; глобальными компьютерными сетями
|
| ОПК-13
| способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| сущностные характеристики электронного ресурса, электронного словаря
| работать с электронными
словарями и другими электронными ресурсами
для решения лингвистических задач
| работы с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
|
| ОПК-14
| владением основами современной информационной и библиографической культуры
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| структурные составляющие, критерии и показатели современной информационной и библиографической культуры
| формировать библиографию на основе использования информационных средств и технологий
| навыками работы с библиографией
|
| ОПК-15
| способностью выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту
| Содержательный, отчетный
| основные подходы к описанию языковых явлений в отечественной и зарубежной лингвистике; правила формирования гипотезы; последовательность выдвижения аргументов
| решать лингвистические задачи и аргументировать их решение; приводить убедительные аргументы; выдвигать гипотезы
| навыками аргументированного построения сообщения, продуцирования устных и письменных текстов
|
| ОПК-18
| способностью ориентироваться на рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности, владением навыками экзистенциальной компетенции (изучение рынка труда, составление резюме, проведение собеседования и переговоров с потенциальным работодателем)
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| основные тенденции на рынке труда и занятости в профессиональной деятельности лингвиста, преподавателя ИЯ; дискурсивные стратегии, позволяющие составлять резюме, проводить собеседование и участвовать в переговорах с потенциальным работодателем
| ориентироваться на рынке труда и занятости в профессиональной деятельности лингвиста, а также адекватно оценивать свою квалификацию и соответствие искомой позиции
| навыками экзистенциальной компетенции (изучение рынка труда, составление резюме, проведение собеседования и переговоров с потенциальным работодателем)
|
| ОПК-19
| владением навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| принципы и методы работы по организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей коллектива
| работать в коллективе, выступать с инициативой, принимать организационные решения
| навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива
|
| ОПК-20
| способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-лингвистических технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| современные источники информации, связанные с обучением ИЯ, основы информационной методологии образовательной и исследовательской деятельности; правила соблюдения информационной безопасности
| использовать информационно-лингвистические технологии и лингвистические информационные ресурсы для решения профессиональных задач
| решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-лингвистических технологий и с соблюдением основных требований информационной безопасности
|
| ПК-1
| владением теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| основы обучения иностранным языкам, закономерности становления способности к межкультурной коммуникации
| применять стандартные программы обучения иностранным языкам; осуществлять межкультурную коммуникацию
| теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации
|
| ПК-2
| владением средствами и методами профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка, а также закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| средства и методы профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка, а также закономерности процессов преподавания и изучения иностранных языков
| применять средства и методы преподавания иностранных языков в профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка
| критериями выбора средств и методов преподавания иностранного языка
|
| ПК-3
| способностью использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| содержание учебно-методических комплектов, учебников, учебных пособий и дидактических материалов по иностранному языку
| использовать традиционные методы и технологии для разработки новых учебных материалов по иностранному языку для различных ступеней и уровней обучения
| навыками использования традиционных методов и технологий для разработки новых учебных материалов по иностранному языку
|
| ПК - 4
| способностью использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| достижения отечественного и зарубежного методического наследия
| применять достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения для решения конкретных методических задач по обучению иностранным языкам
| использования достижений отечественного и зарубежного методического наследия, сов-ременных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера
|
| ПК - 5
| способностью критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| способов и критериев оценки учебных материалов
| анализировать учебные материалы с точки зрения их эффективности
| навыками и процедурами анализа учебных материалов с точки зрения их эффективности
|
| ПК-6
| способностью эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, а также дополнительного лингвистического образования (включая дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| современные методики преподавания основного иностранного языка, теоретические основы
современных филологических исследований; форм и способов осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях различных типов
| строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, а также дополнительного лингвистического образования; использовать основные положения гуманитарных наук в профессиональной деятельности
| навыками построения учебного процесса в образовательных организациях различных типов
|
| ПК-24
| способностью выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту
| Содержательный, отчетный
| правила адекватного формирования гипотезы; правила продуцирования убедительной и уместной речи; теорию аргументации
| логически верно строить монологическое высказывание; приводить убедительные аргументы; использовать различные операции логического вывода: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.
| концептуально-понятийным и терминологическим аппаратом теоретической лингвистики и лингводидактики для научно обоснованной аргументации выдвинутой гипотезы
|
| ПК-25
| владением основами современных методов научного исследования, информационной и библиографической культурой
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| современные методы и средства познания, обучения, самопознания и самоконтроля
| применять современные методы научного исследования для решения профессиональных задач в области лингвистики, лингводидактики и смежных наук
| навыками работы с информацией и библиографией; использования современных методов научного исследования для решения профессиональных задач
|
| ПК-26
| владением стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования
| Подготовительный, содержательный, отчетный
| стандартные методы исследования; методы поиска, анализа и обработки материала исследования
| осмысленно выбирать научный метод для своего исследования
| навыками работы с научной литературой (поиск, конспектирование, реферирование); приемами самостоятельного поиска информации в различных источниках; пользования специализированными Интернет-ресурсами для поиска и анализа данных по материалам исследования; устной и письменной презентации результатов самостоятельного исследования
|
| ПК-27
| способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования
| Содержательный, отчетный
| требования к содержанию и оформлению научной (в том числе курсовой) работы в области лингвистики, лингводидактики, методики обучения и смежных наук
| анализировать выполненное исследование с точки зрения соответствия требованиям к КР, выявлять научную новизну исследования, представлять достигнутые результаты последовательно, логично и убедительно
| навыками организации исследования в области лингвистики и лингводидактики, методики обучения, соотнесения новой информации с уже имеющейся, логичного и последовательного представления результатов собственного исследования
|