Наука как социальный институт



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как социальный институт



Современное общество представляет собой сложную и постоянно развивающуюся систему, одними из важнейших элементов которой (также являющихся системами), выступают различные социальные институты. В каждой из существующих сфер жизни общества можно выделить свои социальные институты. Например, в экономической сфере имеются институт собственности, институт производства, институт рынка, институт денег. Политическая сфера жизни общества характеризуется наличием института государства, института судопроизводства и т.д. К социальной сфере жизни общества относится, прежде всего, институт семьи (или институт брака), институт наследования. В духовной сфере это институт образования, институт церкви, институт науки. Любой из социальных институтов представляет собой формализованную, организованную и упорядоченную форму той или иной деятельности, отношения или процесса. Эта систематизированная форма имеет определенную структуру, иерархию власти, дисциплину, признанные правила поведения, общепринятые нормы и традиции. Это упорядоченное и устойчивое, в силу приобретенной структуры социальное явление, процесс или отношение.

Среди таких явлений (процессов, отношений), которые прошли длительный процесс институционализации (иногда тысячи лет) и превратились в устойчивую форму организации социальности можно назвать обладание, власть, воспроизводство рода, обучение, веру, познание (любопытство) и т.д.  

До начала институционализации в наличии должно быть одно из указанных явлений, которое изначально существует стихийно и не подчинено никаким правилам и нормам. Следующий шаг – начало самоорганизации и самоуправления процессом. Эти первые зачатки будущих социальных институтов появляются с возникновением упорядоченных и направленных на какую-либо конкретную цель действий, осуществляют которые чаще всего лидеры, способные организовать вокруг себя других людей. Образуется группа, формулирующая вместе с лидером цели, пути и правила ее достижения, основные нормы и традиции. Это тоже длительный и неоднозначный процесс. Постепенно утверждаются и становятся общепризнанными определенные правила и нормы поведения, традиции, процедуры исполнения норм и правил. Параллельно вырабатываются и устанавливаются санкции для поддержания правил и норм, что контролируется лидером и его окружением, создается система ролей и статусов, которая охватывает всех, кто задействован в реализации институализирующегося отношения или процесса.

Важнейшее достоинство этого процесса в том, что явление, где идет институционализация, начинает быть управляемым. Зрелые социальные институты осуществляют координацию многочисленных социальных действий и обеспечивают при этом устойчивое функционирование социальной системы. В настоящее время ведутся дискуссии по вопросу о важности и нужности стабилизации социальных процессов. В рамках синергетической концепции нормальное функционирование системы – это не стабильность, а наоборот хаос. Именно хаос позволяет реализоваться не запланированным и неконтролируемым, но при этом творческим и свободным процессам. Удержание системы в рамках стабильности ведет к ее стагнации (застою) и далее к распаду. Классическое же понимание социального института это противопоставление его хаосу и беспорядочности. В настоящее время возникают новые социальные институты в виде партий, социальных общественных движений и организаций.

Наука как социальный институт связана с производством научно- технического знания определенной системой взаимосвязанных научных организаций, членами научного сообщества, а также системой норм и ценностей. Как социальный институт наука начала зарождаться более чем 2,5 тысячи лет назад и обозначенные этапы процесса институционализации вообще также присущи и ей. Так, желание что-либо знать (любопытство) всегда было присуще человеку, а после того, как человек преодолел трудности первобытной жизни, поднялся в своем развитии до возможности рефлексии по поводу окружающего его мира и людей, начался процесс самоорганизации изначального стремления человека что-либо знать и понимать. Это, вероятней всего, был период возникновения первых философских школ Древней Греции, представлявших собой добровольное и самоорганизующееся объединение заинтересованных граждан вокруг весьма незаурядных личностей (Пифагор, Парменид, Демокрит, Платон. Аристотель и .д.). Уже в этот период начинали складываться некоторые нормы и правила будущей науки как формальные (прием в школу, поведение во время дискуссии и пр.), так и содержательные (формы и методы формулировки и доказательства проблем и т.д.). На протяжении многих веков люди продолжали объединяться вокруг тех или иных известных своим интеллектуальным даром людей. Пожалуй, самым значимым для института науки событием было появление первых университетов. Формируются и устанавливаются правила приема, обучения, преподавания и поиска нового знания. Шлифуются и развиваются познавательные процедуры, появляются и совершенствуются формы контроля и признания исследовательской деятельности, появляется четкое разграничение начинающих исследователей – школяров и студиозусов и маститых учителей – лекторов, магистров, докторов и профессоров. К 17 веку институт науки практически полностью сложился.

Социальный институт науки представляет собой: во-первых, организационную структуру, в рамках которой идет процесс производства научно-технического, естественнонаучного, социально-гуманитарного знания. Во-вторых, систему взаимосвязей между научными организациями, отдельными членами научного сообщества. В-третьих, систему норм, ценностей, правил, традиций, обычаев (как формальных так и неформальных).

Формирование собственно института науки следует связывать с возникновением первых университетов. Однако предпосылки возникновения определенных правил, норм, взаимных связей и способов взаимодействия между учеными (философами) начали складываться еще в древнегреческих философских школах, заложивших основания форм отношений между известными и начищающими учеными, некоторые правила ведения научного диспута. Монастырские школы средневековья и споры монахов способствовали дальнейшему развитию формальных социальных структур в рамках которых идет поиск религиозной истины. Возникновение университетов – важнейший и ключевой для будущей науки этап. В 1088 году возникает первый - Болонский университет, в 1117 – Оксфордский университет, в 1200 - Парижский университет, в 1209 году – Кембриджский университет. К 1500 году в Европе существовало 80 университетов. В силу несомненной значимости развития университетов для становления института науки, в силу того, что практически все современные ученые прошли "университет" о возникновении последних скажем особо.

Правовой статус средневековых университетов был достаточно высок и их появление сопровождалось подписанием Буллы (указа) Папы Римского, которая узаконивала существование университета как специальной организации для образования и выводила их из-под контроля светской и частично местной церковной власти. Последнее было исключительной прерогативой первых университетов и доказывало их широкие полномочия и свободу. В отличие от других образовательных учреждений (монастырские, епископские школы) в университетах была автономия, выборная власть, а дискуссия стала основой обучения и поиска истины. Немаловажно, что дипломы университета признавались во всем католическом мире. Образование средневековых университетов шло по двум типам: как объединение школяров (студентов), это Болонский университет. И объединение преподавателей – Парижский университет. В первом случае желающие получать новые знания объединялись в группу и приглашали профессоров для чтения лекций, во втором случае преподаватели объявляли о начале проведения занятий и ожидали учеников. Достаточно недолгое время тип образования университета сказывался на его работе, уже спустя пару веков это различие было нивелировано.

Большинство формальных структур, норм поведения, традиций, современных университетов берут свое начало в средневековых университетах. Так, годовой цикл обучения включал два семестра, каждый из которых заканчивался сессией – периодом сдачи экзаменов, после каждой сессии начинались каникулы. Обучение в университете завершалось публичной защитой диссертации, позволявшей получить ученую степень бакалавра или магистра. Сам процесс обучения предполагал лекции, семинары и диспуты как форму поиска истины через столкновение противоречивых мнений. Примечательно, что первые аудитории как специально предназначенные для занятий помещения появляются только в 14 веке, до этого комнаты для занятий специально арендовали либо сами преподаватели, либо студенты. Первые университеты имели, как правило, три факультета: богословия, права, медицины, обучению на которых предшествовало посещение занятий на факультете свободный искусств и изучение тривиума – грамматика, риторика, диалектика (логика); и квадривиума – арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Особо следует сказать об экономической составляющей первых университетов. Они финансировались со стороны церкви, местными властями, меценатами, поддерживавшими университет в целом, либо отдельные факультеты. Кроме того за обучение платили и сами студенты (вернее их родители). При этом получить образование могли и несостоятельные студенты, пользуясь указанными другими источниками финансированиях, и имеющих желание и способности учиться. Университеты были реальным социальным лифтом, позволяющим студенту преодолеть рамки того или иного сословия и перейти в иной социальный статус, подняться по социальной лестнице. Для любого города, в котором появлялся университет. это было мощным толчком к развитию, поскольку студенты нуждались в жилье, еде, развлечениях, город начинал получать значительные инвестиции и финансовые вливания. Однако вместе с этим и негативные следствия в виде постоянного нарушения порядка, правил и традиций городской жизни. Студенты отличались свободой нравов, пренебрежением к устоям и традициям, вели разгульную жизнь, чем досаждали местным жителям. Самое главное они не подчинились местной светской и отчасти церковной власти и призвать их к порядку или наказать за проступок мог только декан или ректор - внутриуниверситетская власть.

Каждый университет имел библиотеку, поскольку иметь личные книги могли себе позволить только единичные богатые студенты, при библиотеках были скриптории – помещения в которых переписывались и переводились известные книги и рукописи. На переписывание одной книги уходило около года, что и предопределяло их высокую стоимость. Тяжелым трудом переписывания и перевода занимались сами студенты и это было возможностью заработка. Университеты были местом и источником формирования и закрепления научных традиций, одновременно именно здесь возникали новации, сначала критикуемые и не принимаемые сообществом, но потом обретающие статус привычного и традиционного.

В эпоху Возрождения идет процесс становления светской науки, когда она освобождается от непосредственного влияния и давления церкви. Наука сосредотачивается в университетах как в высшем уровне образования. Начинает структурироваться, формализоваться и бюрократизироваться процесс перехода от одной ступени образования к другой. В эпоху Нового Времени ученый уже имеет официальное материальное или бумажное подтверждение того, что он ученый. Идея современной формы объединения науки и образования была предложена и реализована впервые в первой половине 19 века в Германии Гумбольтом. Он же высказал идею возможности государственного финансирования науки.

Современное образование и наука переплетаются между собой на уровне высшего образования, целью, которого является воспитание или создание кадров высшей научной квалификации. В настоящее время появилась устойчивая фаза послевузовского образования, включающая в себя аспирантуру и докторантуру. Современная система научного образования жестко иерахизирована, структурирована и бюрократизирована, что является одним из негативных следствий процесса институционализации.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.011 с.)