Современный этап развития науки. Перспективы НТП



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный этап развития науки. Перспективы НТП



Современная наука является важнейшим и ценнейшим достижением человечества и всей человеческой культуры. Современный мир, мир нашей повседневности это результат внедрения тех научных открытий и технологий, которые были получены за последние 400 лет. Кроме того, в 20 веке наиболее ярко обострилось противостояние сциентизма и антисциентизма. Вся сложность современного этапа развития состоит в том, чтобы найти ту золотую середину, где не надо будет однозначно отказываться от действительно позитивных достижений науки, но при этом чувствовать ту грань, за которой наука становится врагом человека и человечества. Именно поэтому в настоящее время столь активно идут дебаты о необходимости очеловечивания науки и гуманитаризации образования.

В последние 20 лет, на рубеже тысячелетий наука претерпевает существенные изменения, приобретает новые черты, что однозначно признается всеми учеными и что требует переосмысления некоторых базовых парадигм и принципов, которые определяют научное знание. Среди обсуждаемых вопросов особый интерес вызывают те, которые касаются непосредственно процессов, идущих в современной науке и которые формируют ее новые парадигмальные установки. Это вопросы о процессах дифференциации и интеграции в науке 21 века. Обсуждение и развитие идей синергетики и сущности нелинейных процессов, парадигмы глобального эволюционизма и попытки создания «теории всего». Остро стоят вопросы о соотношении науки и власти, об этике научного исследования и этике ученого, предполагающие выяснение того, что же есть высшая ценность для ученого – истина или сам человек и его интересы?

Если в период классической и неклассической науки наибольшую результативность демонстрировали науки узконаправленные и шедшие по пути углубления исследования, то в настоящее время наибольший успех обнаруживают те науки, которые идут по пути рассмотрения узлов общих проблем. Поэтому наряду с дифференциацией, идет более мощный процесс интегрирования знаний. Это – объективное следствие того, что мир един по своей сути, при этом, он разнокачественен, обладает богатой внутренней организацией, постоянно изменяющейся и динамичной. В таких условиях особое внимание уделяется обобщающим идеям и методам.

В качестве наиболее яркого примера можно привести когнитологию – междисциплинарное научное направление, объединяющее сразу несколько принципиально различных отраслей знания. Это теория познания, когнитивная психология, нейрофизиология и нейробиология, когнитивная лингвистика и теория искусственного интеллекта. В когнитологии совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, наработки философов и когнитивных лингвистов, изучающих особенности познавательных процессов через язык как средство выражение мысли и познавательных результатов.

Укажем несколько аргументов, свидетельствующих в пользу развития комплексного знания как следствия всеобщего единства мира и человека. Прежде всего это антропный принцип, согласно которому Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек. Этот принцип включает и обоснование того, что численные значения многих, не зависящих от системы единиц, фундаментальных физических параметров, таких как отношения масс элементарных частиц, безразмерные константы фундаментальных взаимодействий, кажутся не подчинёнными никакой закономерности. Однако если бы эти параметры отличались от своих наблюдаемых значений лишь на небольшую величину, разумная жизнь (в привычном нам понимании) не могла бы образоваться. К фундаментальным физическим постоянным относят: скорость света в вакууме (c); гравитационную постоянную (G); постоянную Планка (h); Постоянную Дирака (ħ); Элементарный заряд   (e); Постоянную Больцмана (k).

В пользу единства человека и Вселенной свидетельствуют числа и пропорции Фибоначчи и Золотого сечения. Числа Фибоначчи — элементы числовой последовательности, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Название дано по имени итальянского математика средневековой Европы Леонардо Пизанского по прозвищу Фибоначчи. Числа Фибоначчи также называют Золотым сечением (золотой пропорцией, гармоническим делением). Это особое соотношение величин, которое в процентном округленном значении предстает как соотношение 62% и 38%. Свойствами характерными для Золотого сечения обладают спиральные структуры (от спиральных галактик, до спиралей раковины улитки); пропорции человеческого тела; параметры биоритмов. В архитектуре и искусстве эта пропорция используется как наиболее приятная для восприятия, многие художники, музыканты, поэты используют эту пропорцию сознательно.

Еще один аргумент – выявленная нелинейность и позиция синергетики. Нелинейность – фундаментальный принцип современной парадигмы науки, характеризующий соотношения открытых систем, которые интенсивно обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой и друг с другом. Нелинейность предполагает качественную неизменность системы при определенном диапазоне изменений. Если же порог изменений перейден – режим движения системы качественно меняется.

Синергетика – новое научное направление, изучающее нелинейные неравновесные процессы в развитии систем и претендующее на отыскание всеобщих и универсальных принципов развития мира через его самоорганизацию. Синергетика изучает механизмы самопроизвольного перехода от хаоса к порядку и наоборот, это знание о процессах самоорганизации, стихийно-спонтанного структурогенеза, нелинейности и т.д. Синергетика изучает открытые системы, т.е. те системы, которые постоянно обмениваются с внешним миром информацией, энергией или веществом. В ряде случаев синергетику так и называют теория самоорганизации, что предполагает «совокупный коллективный эффект взаимодействия большого числа подсистем, приводящий к образованию устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах». Возникновение синергетики связывают с именами И.Пригожина (термодинамика неравновесных систем), В. Арнольд, Р. Тома (теория катастроф) и именем Г. Хакена – официальным родоначальником синергетики, а годом ее рождения считают 1973, когда была проведена конференция, где синергетику признали новой научной парадигмой и обсуждались ее проблемы. С того времени синергетика включила в себя ряд направлений исследований, благодаря которым выстраивается современная картина мира, а именно концепция нестабильного и неравновесного мира, феномен неопределенности, идея многоальтернативности и вариативности развития, идея возникновения порядка из хаоса.

В рамках синергетики нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признании методологии разветвляющегося поиска и вариативности знания. Как принцип философии науки нелинейность отражает понимание реальности как поля сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят те, свойства которых определяются происходящими в них процессами. При этом результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем, если бы другого не было. Сущность такого процесса познания состоит в том, что в любой данный момент времени будущее развитие (мира, мысли, теории) остается неопределенным, развитие может пойти по нескольким непредсказуемым направлениям при этом определить это направление может один совершенно незначительный фактор. С этой точки зрения исключительное значение приобретет такой атрибут бытия как неопределенность. Важными становятся такие понятия как хаос, бифуркация, флуктуация, аттрактор.

Именно поэтому современная наука требует не просто знаний специальных и конкретных, но и умение ученым видеть ситуацию в целом, оценивать происходящие события не только с точки зрения практичности и выгоды, но и с позиции ФИЛОСОФА. Вспомним, что древние Греки первые «ушли из дома», т.е. сумели осмыслить не только «здесь и сейчас», но и противопоставить и осознать себя как Человека в мире, Человека существующего, живущего, реализующего себя и при этом однозначно осознающего свою неминуемую смерть.

Понимание синергетики приходит не сразу, но знание свойств самоорганизации играет большую роль при решении управленческих задач, ведет к умению выбирать такие воздействия на систему, которые будут согласовываться с ее внутренними свойствами, и определять условия перехода системы в неустойчивое состояние. Относительно устойчивая структура, которая реализуется из всех возможных для данной системы, называется аттрактор. При попадании системы в поле притяжения аттрактора, она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию. Нарушение последнего, неустойчивость – это попадание системы в точку бифуркации, в которой бесконечно малые отклонения параметров (флуктуации) реализуют один или несколько возможных, присущих системе вариантов ее развития. Либо она упадет в хаос, либо возникнет новое качественное состояние системы. Далее процесс эволюции становится многовариантным и необратимым.

Современная философия науки вынуждена признать удивительное сочетание в ней многообразных и часто взаимоисключающих концепций и подходов (верификация и фальсификация, концепции унификации научного знания и личностного знания, эмпиризм и рационализм). Это предопределяет теоретический и методологический плюрализм – основу синергетического стиля мышления.

Еще одной отличительной особенностью современной науки является глобальный эволюционизм – интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. В основе лежит идея единства мироздания и представление о том, что весь мир – огромная эволюционирующая система. Глобальный эволюционизм включает 4 типа эволюции: космическую эволюция звездных групп, галактик; химическую эволюцию межатомных соединений, их превращения; биологические мутации, наследственность, изменчивость; социальную культурную адаптацию, стереотипы, традиции. Все эти этапы объединены генетической и структурной преемственностью и потребностью интегрировать все виды знаний для создания целостного знания. В качестве теоретических оснований глобального эволюционизма выступают: законы диалектики; идея развития и эволюции Маркса и Дарвина; концепция ноосферы В. Вернадского; указанные нами антропный принцип, синергетика, аксиологический (ценностный) фактор. Последний предполагает, что любой шаг познания может быть предпринят только если он оправдан интересами рода людей и гуманистически ориентирован. Это означает поворот направленности научного поиска на «человекоразмерные проблемы» и здесь наука должна выступать средством предотвращения Апокалипсиса и выживания человечества.

Одной из форм реализации аксиологического фактора выступает экспертиза проектов, предполагающая выявление негативных последствий (социальных, моральных, психологических, экологических) технических или инженерных проектов. Социально-гуманитарная экспертиза последних предполагает открытое обсуждение их достоинств и недостатков, критику, социальную экспертизу, предложение альтернативных проектов. Главная идея подобной экспертизы сводится к тому, что не все, что технически осуществимо, должно быть обязательно создано. Человек всегда должен быть целью и никогда средством. Даже современная техника не может быть ценностно нейтральной и должна удовлетворять не только требования технической функциональности, но и критерии экономичности, безопасности и здоровья, улучшения жизненного уровня и не ухудшение качества окружающей природной и социальной среды.

Еще одной формой проявления аксиологического фактора выступает экологическая этика. Эколог и философ О. Леопольд предложил понятия этики и эстетики земли и призывал «Мыслить как гора». Б. Калликот – первый преподаватель экологической этики, считал, что природа ценна просто потому, что она есть, а Р. Алфилд предложил этику экологической ответственности, сделав тем самым шаг к этосу науки.

В настоящее время этос (этика) науки предполагает исследование в рамках двух основных направлений. Во-первых, это этичность самих исследований и социальная ответственность. Во-вторых, этичность отношений между учеными

Осознание этичности самого исследования предполагает понимание ученым всей личной ответственности за получаемый результат. Понимание возможных его негативных последствий, и как следствие необходимости его всесторонней экспертизы. Этически сложными проблемами современной науки можно считать клонирование, эвтаназию, раскрытие тайн микромира. Принципами современной научной этики принято считать: самоценность истины; новизну научного знания; свободу научного творчества; всеобщность научных достижений; организованный скептицизм. Нарушением принципов научной этики считается: отношение к науке как средству получения благ; фабрикация и фальсификация результатов (нарушение авторского права); давление на ученых (политическое, идеологическое); сокрытие научных достижений, нанесение вреда чужой работе; фальсификации и плагиат.

В качестве основных причин распространения этих негативных явлений в современной науке выделим следующие. Сама современная система организации научных исследований способствует распространению фальсификаций. Наука сегодня это статусы, гранты, должности, выгодные договоры, благосостояние, а материальные стимулы это лучшее основание для мошенничества. Все это - следствие институциональности науки. Цель науки – создание теорий, а не сбор фактов. Когда трудно заставить все факты соответствовать теории, появляется соблазн проигнорировать или исказить некоторые из них. Еще Р.Бэкон в 13 веке писал, что «Наука смотрит на мир глазами, затуманенными человеческими страстями». Наука 21 века не изобрела фальсификации, они существовали и раньше – в генетике, в палеонтологии, в биологии, в медицинской химии. Но 21 век обострил проблему плагиата и заимствований, потому что возможности поиска и сохранения информации стали почти безграничны.

Несмотря на условия, порождающие проблемы в самой науке, она по-прежнему остается той эффективной формой знания и познания мира, которая за последние 400 лет избавила человека от множества смертельных болезней, продлила значительно срок его жизни, облегчила в целом существование в мире. Породив новые проблемы, наука остается главным средством их решения и преодоления.

 

Вопросы для повторения

Вопросы к 1 части.

1. Что древнее философия или наука – почему?

2. Какой период времени мы считаем наиболее значимым для развития европейской цивилизации? Почему?

3. Почему философию называют «матерью всех наук»?

4. Что стало причиной возникновения позитивизма?

5. Какие задачи для философии предложил позитивизм?

6. Что такое интернализм и экстернализм? Сциентизм и антисциентизм?

7. Какие основные этапы развития позитивизма можете назвать?

8. Назовите основные проблемы философии науки.

Вопросы ко 2 части.

1. Какие науки изучают процесс познания?

2. Назовите известные вам концепции познания и общую схему процесса познания.

3. Пытались ли люди познать мир до возникновения науки? В каких формах в чем их особенности?

4. Что такое повторение развития филогенеза в онтогенезе?

5. Перечислите основные черты философского познания.

6. Кто такое верификация знания?

7. Перечислите все известные вам критерии научности.

Вопросы к 3 части.

1. Дайте определение науки.

2. Что такое преднаука, какие ее основные этапы вы можете назвать?

3. Какие элементы будущей науки были сформированы в преднаучную эпоху?

4. Охарактеризуйте первую научную революцию и классический этап развития науки.

5. Охарактеризуйте вторую научную революцию и неклассический этап развития науки

6. Охарактеризуйте третью научную революцию и постнеклассический этап развития науки.

7. Что такое информационная революция и сколько их было?

Вопросы к 4 части.

1. Назовите и охарактеризуйте уровни научного познания. Какова их взаимосвязь?

2. Перечислите и опишите методы эмпирического и теоретического уровней.

3. Какова логика научного познания?

4. Перечислите и охарактеризуйте формы существования теоретического знания.

5. Почему возникает необходимость классификации научного знания?

6. Кто и как систематизировал научное знание в прошлом?

7. По каким критериям систематизируют научное знание в настоящее время?

Вопросы к 5 части

1. Что такое методология и кого можно назвать первыми методологами?

2. В чем отличие методов Ф.Бэкона и Р, Декарта?

3. В чем сущность диалектической методологии?

4. Какое определение творчества вы можете предложить?

5. В чем разница между целеполагающей и творческой активностью?

6. В чем основные отличия научного и художественного творчества?

7. Может ли творчество стать трудом?

8. Можно ли методологизировать такой творческий процесс как написание научной статьи?

Вопросы к 6 части.

1. Что такое социальный институт? Какие социальные институты характерны для различных сфер жизни общества?

2. Что такое институционализация? Как и почему возникают социальные институты?

3. Каковы плюсы и минусы социальных институтов?

4. Что такое социальный институт науки?

5. Как развивались институциональные формы науки?

6. Какие традиции – формальные и содержательные привнесли в институт науки первые университеты?

Вопросы к 7 части.

1. В чем основные особенности современного этапа развития науки?

2. Приведите аргументы в пользу внутреннего единства мира и человека.

3. Что такое нелинейность, самоорганизация и синергетика?

4. В чем разница между просто ученым и ученым-философом?

5. Что такое глобальный эволюционизм?

6. Что такое аксиологический фактор в науке и как он реализуется?

7. Каковы основные направления этики науки?

Рекомендуемая литература

Основная литература по дисциплине:

1. Философия науки учебник для магистратуры. Под редакцией Липкина А.И. Издание 2-е исправленное.2015. Москва, Юрайт. – 512 с.

2. Степин В.С. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М.: Академический Проект; Трикста, 2011. — 423 с.

3. Лебедев, С. А. Философия науки [Текст] : учеб. пособие / С. А. Лебедев. - М. : Юрайт, 2011. - 288 с.

4. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [др.]. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 603 с. (Высшее образование).

5. Пржиленский, В. И. Философия науки [Текст] : учеб. пособие / В. И. Пржиленский, Г. И. Лукьянов; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. - Волгоград : ВолгГТУ, 2013. - 223 с.

6. Леонтьева Е. Ю. История и методология науки: учеб. пособие / Е. Ю. Леонтьева ; ВолгГТУ. - Волгоград : ВолгГТУ, 2010. - 64 с.

7. Леонтьева, Е. Ю. Философия науки и техники [Текст] : учеб. пособие / Е. Ю. Леонтьева, Н. Л. Виноградова ; ВолгГТУ.-Волгоград : ВолгГТУ, 2013. - 31, [1] c.

8. Виноградова, Н. Л. Философия техники: человек в мире техники и техника в мире человека [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Виноградова, А. В. Захаров ; ВолгГТУ. - Волгоград : ВолгГТУ, 2014. - 56, [2] с.

9. Виноградова, Н. Л. Философия техники [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Виноградова ; ВолгГТУ. - Волгоград : ВолгГТУ, 2010. - 68, [2] с.

10. Артюхович, Ю. В.Философские проблемы естественных наук : учеб. пособие / Ю. В. Артюхович, Н. Л. Виноградова, Е. Ю. Леонтьева ; ВолгГТУ. - Волгоград : ВолгГТУ, 2014. - 32 с.

 

Дополнительная литература по дисцилине:

11. Бернал Дж. Наука в истории общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/498382/ 

12. Витгенштейн Л. Логико-философский тракт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000272/

13. Конт О. Курс позитивной философии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html

14. Кун Т. Структура научных революций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/kunts01/index.htm

15. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/lakatos_falsiikacija/

16. Мах Э. познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000828/

17. Полани М. Личностное знание на пути к посткритической философии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klex.ru/9hr

18. Поппер К. Логика научного исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evolkov.net/PopperK/Logic.of.Scientific.Discovery/Popper.K.Logic.of.Scientific.Discovery.Part.1.html

19. Пуанкаре А. О науке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/poincare/sci.htm

20. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.litmir.co/br/?b=136447

21. Спенсер Г. Основные начала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kolesnikovx.narod.ru/index/0-27

22. Фейерабенд П. Против метода: очерк анархистской теории познания. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/feyer01/index.htmhttp://www.psylib.org.ua/books/feyer01/index.htm

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наиболее общие методологические правила и рекомендации

 по написанию научных статей

1. До начала работы над текстом статьи следует знать четкую формулировку вывода к которому вы хотите прийти. Эта формулировка должна позволить и сформулировать соответствующее название, отражающее основную мысль работы.

2. Вывод статьи – это ответ на вопрос или решение той или иной проблемы. Поэтому статья должна начинаться с формулировки проблемы (вопроса), которая вас интересует

3. После формулировки проблемы (вопроса) вы перечисляет уже известные ответы и решения, параллельно анализируя их. Если таковых в науке еще нет – представляете анализ причин, по которым либо никто не занимался данной проблемой, либо не давали ответов и не решали ее.

4. После анализа – четко формулируете что вас не устраивает в уже известных решениях и ответах, аргументируя тем самым свой интерес и необходимость нового решения.

5. Излагаете свой вариант решения проблемы, в результате которого приходите к выводу, который изначально уже был в вашей голове. Этот вывод и есть ответ на поставленную в начале статьи проблему (вопрос).

6. При желании сами указываете на слабые места в своем ответе, тем самым намечая перспективы развития темы и названия будущих статей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.014 с.)