Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.4.Творческий характер педагогической деятельности руководителя. Стиль и методы работы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Творческий характер педагогической деятельности мобилизует все психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую и мотивационную) личности педагога-руководителя. Потребность творить воплощается в специфических способностях, одной из которых является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Она помогает руководителю активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности руководителя зависит не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать педагогическую информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет ему познавать педагогические идеи, теории обучения и воспитания участников коллектива. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального самосовершенствования и развития личности воспитанника, выступают характерными признаками интеллектуальной компетентности руководителя коллектива. Развитое педагогическое мышление руководителя, обеспечивающее, глубокое проникновение в смысл педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму его собственного профессионально- педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности. Осознание личностного смысла профессиональной деятельности требует от руководителя достаточно высокой степени активности, способности управлять своим поведением в соответствии с возникшими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность и т.п. В психологии под свойствами, или чертами, личности понимают устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности ее поведения. В связи с этим в структуру личностных свойств могут быть включены умения организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. Чем более привычно то или иное поведение, тем более обобщено, автоматизировано это умение. Творческую личность также характеризуют готовность к риску, независимость суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора, склонность к шутке и др. Данные качества, выделенные А. Н. Луком, присущи свободной, самостоятельной и активной личности. В современной эвриологии творческой личностью считают тип личности с устойчивой, высокого уровня направленностью на творчество, мотивационно-творческой активностью. Самооценка реализации руководителями своих творческих возможностей, являющихся показателем с формированности педагогического мастерства, позволила сделать вывод о том, что руководители коллективов не в полную меру выражают себя, свое профессионально-творческое Я. Тот факт, что творческий подход к своему делу занимает срединное положение в предложенной шкале из 18 качеств (ранговое место 8,5), свидетельствует о невысоком уровне сформированности этого важного профессионально-педагогического свойства личности, в котором сфокусирован интеллектуальный, эмоциональный и волевой потенциалы. Наиболее высокие (1-е и 2-е) ранговые места получили качества, характеризующие лекторское мастерство в традиционном, классическом его понимании (разъясняет сложные места, излагает материал ясно, доступно и др.). В то же время на низкие ранговые места были поставлены качества личности, обеспечивающие активные диалоговые формы работы, т.е. такие формы, которые требуют творческой, импровизационной деятельности (побуждение к дискуссии, управление аудиторией и др.). Творчество не существует вне личности, и оно не может быть понято вне личностного контекста. Поэтому, обращаясь к проблеме педагогического творчества, мы обращаемся к специфике педагогической деятельности, своеобразию проявления индивидуально-творческих качеств личности педагога-руководителя. Особенность педагогического творчества руководителя самодеятельного коллектива состоит в том, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность участника. Все другие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессепедагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности воспитанника. Принимая в общем виде выделенные В.А.Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым специфические черты творческой деятельности педагога, мы тем не менее считаем необходимым подчеркнуть, что педагогическая деятельность руководителя коллектива – это прежде всего творческий процесс. Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия. Одним из важнейших объективных условий развития педагогического творчества мы считаем влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит педагог-руководитель. Без признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную природу, источники и средства реализации педагогического творчества. К другим объективным условиям относятся: положительный эмоционально-психологический климат в коллективе; необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материально- техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени. Субъективные условия развития педагогического творчества включают: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки руководителя; владение руководителем современными концепциями подготовки участников; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, антиципация (предвосхищение), владение педагогической технологией. Руководитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум тремя способами: во-первых, когда он усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, действуя в определенной культурно- педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создавая и развивая профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества. Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации руководителя. В силу этого педагогическое творчество может быть определено как процесс самореализации индивидуальных психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога-руководителя. Профессиональная принадлежность сама по себе не гарантирует познания руководителем сущности педагогической реальности, ее специфики, адекватной оценки новых педагогических технологий, знаний, явлений. Гарантией познания и оценок педагогической реальности выступает уровень педагогического мастерства руководителя, позволяющий выйти за пределы устойчивых педагогических взглядов и пристрастий к конкретным видам и способам профессионально- педагогической деятельности. Понимание творческой природы педагогической деятельности создает у руководителей установку на ожидание и внедрение нового в педагогический процесс, а творческое отношение к профессиональной деятельности обеспечивает максимальную полноту личностной самореализации руководителя. Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и самореализация руководителя самодеятельного коллектива взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга. Педагогическая деятельность руководителя выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения. Потребность в творческом самовыражении, в личностной самореализации и процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности руководителя. Раскрывая личностный смысл самореализации, важно отметить роль внутренней потребности личности в активном творческом развитии. Самореализация осуществляется в адаптивной, репродуктивной, эвристической и креативной формах. Современная ситуация стимулирует руководителя к переходу от адаптивной, ориентированной на настоящее, к креативной, ориентированной в будущее, форме активности, к тому, чтобы заданные внешними условиями, целями способы деятельности сочетались со свободным, внутренне обусловленным раскрытием особенностей и дарований личности. Профессиональная самореализация личности руководителя – это всегда сумма того, что реализовано на сегодняшний день, и того, что может быть реализовано в дальнейшем. Осознание целей своей профессиональной деятельности, активно-положительное эмоционально-ценностное отношение к ней способствуют актуализации личностных профессионально-педагогических качеств руководителя, создают условия для постоянного самопознания и самооценки, саморефлексии, саморазвития, самоутверждения как механизмов творческой самореализации. Самопознание и самооценка находятся в диалектическом единстве с самореализацией. В процессе творческой деятельности происходит самопознание и формирование эмоционального отношения личности к себе; новый уровень самопознания и самоотношения выступает побуждением к осуществлению профессионально-педагогической деятельности на уровне личностно-смысловой активности, суть которой составляет стремление проверить себя, реализовать свои способности (интеллектуальные, нравственные, коммуникативные и др.). Самопознание как процесс раскрытия личностью для себя своих потребностей, способностей, интересов сопровождает человеку на протяжении всей его жизни. Составляющие его самонаблюдение, самоанализ и саморефлексия не зависят от возраста, опыта, квалификации человека. Начинающий или даже опытный руководитель отнюдь не всегда понимает свои личностные и профессиональные особенности. Возникает проблема моделирования собственной структуры личности как цели, средства и результата самопознания и самореализации. Моделирование и реализация профессионального Я свидетельствует о профессиональном росте и развитии личности руководителя, о его творческих возможностях в осуществлении педагогической деятельности. Творческое самопознание неотделимо от мира, так как, с одной стороны, творя, человек познает себя как часть той реальности, в которой живет и творит, а с другой – познавая себя, человек познает и окружающую действительность, открывая и развивая новые творческие возможности. Проявляя себя в деятельности, личность стремится занять определенный социальный статус, т.е. самоутвердиться. В процессе профессионального самоутверждения личность оценивает свои творческие силы, способности к профессиональной деятельности. Отметим, что утверждение личностью своей общественной и профессиональной значимости наиболее успешно происходит в творчестве. Самореализация является одной из форм профессионального самоутверждения руководителя. Если самоутверждение более или менее совпадает с самореализацией, то можно полагать, что профессиональная самореализация состоялась. Способность к постоянному профессионально-личностному саморазвитию через максимально возможную реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности руководителя как профессионала. Саморазвитие служит способом постоянного личностно- творческого обогащения педагогическими ценностями, новыми технологиями педагогической деятельности. Инновационный стиль деятельности, готовность к систематизации, обобщению своего собственного опыта и опыта своих коллег становятся важнейшими характеристиками творческой деятельности руководителя самодеятельного коллектива. Самореализация рассматривается нами как условие проявления сущностных сил профессионала, и способность к ней выступает важным элементом культуры личности. Мера личностной самореализации творческих возможностей и составляет, на наш взгляд, суть профессионально-педагогической культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.007 с.) |