Воронежское областное училище культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воронежское областное училище культуры



ВОРОНЕЖСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ

 

 

Н.В. Никишина

Методика работы с творческим коллективом

 

 

Курс лекций

 

Бобров

2010

 

 

Тема 1.1 Введение

Управление сферой социально-культурной деятельности и досуга не получило еще должной научной разработки, что тормозит воспитательный процесс в целом. Это имеет особое значение, прежде всего, по отношению к подросткам, организация досуга которых, особенно в сфере технического творчества, немыслима без анализа педагогических условие их творческой деятельности.

Важнейшая особенность самодеятельного фото и видеотворчества под­ ростков - одного из самых популярных видов технического твор­чества - стремление реализовать свой творческий потенциал. Умение образно мыслить, связанное с развитием способностей поост­ренного восприятия, определяется фотографической культурой уча­стников, способствующей духовному развитию, формированию интел­лекта, нравственного потенциала, эстетического развития.

Механизм развития интереса к творчеству, включения в твор­ческий процесс и поэтапный переход от сотворчества к самостоя­тельному творчеству чрезвычайно многообразен. Создание творческой обстановки, педагогической ситуации поиска "своей" темы, ориентация участников на достижение результатов ведущих студийцев, а также на творческий опыт руководителя являются важнейшими пе­дагогическими условиями полноценного творчества, основанного на постоянном переосмыслении достигнутого уровня.

В основе педагогического процесса фото и видеостудии лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии и видео съемке, а также развитии способностей, навыков и умений.

 

Глава1. Методика работы в коллективе фото видео творчества.

Тема 1.2 Творческий коллектив. Основные понятия, структура, цели и задачи.

Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный.

Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.

 «Коллектив – это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе».

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Таким образом, Творческий коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, создающая качественно новые материальные и духовные ценности

Тема 1.3. Принципы организации  творческого коллектива.

Технология создания творческого коллектива состоит из нескольких блоков.

Процессы развития личности.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

 Эстетическая культура в коллективе.

Очевидно, существует тесная взаимосвязь между эстетической культурой участников фотостудии подростков и развитостью их творческих способностей. Вместе с мировоззрением, мироощущением, характером потребностей и творческих интересов, как справедливо Г. А. Праздников указывает уровень культурного развития вводит в систему программ, задающих, наблюдению направленность, вероятно, и сам процесс формирования эстетической культуры под­ростка наталкивает его на необходимость развивать свои творче­ские способности, а развитие способностей требует определенного уровня эстетической культуры.

Художественная способность издавна рассматривалась как универсальная способность человека. Поэтому столь ве­лико значение творческих способностей в силу их развивающей функции. "Оригинальность и самостоятельность мышления, полет фа­нтазии и идей могут сложиться только в том случае, если у ребе­нка есть возможность тренироваться на задачах и заданиях "отк­рытого типа". Подросток должен получать свободу выбора места и времени съемки, условии для целенаправленного наб­людения, характер которого задает руководитель.

Задатки творческих способностей можнообнаружить уже на первых занятиях. Основываясь на том, что от "природы никаких способностей нет, есть только задатки, которые могут превратить­ся в способности'''/ 15,34 /, можно поставить цельразвивать имеющиеся у детей творческие задатки по определенной  програм­ме. Условиями развитии задатков в процессе превращения их в способности, по мнению В.Э.Чудновского, можно считать:

1. Определенный возраст ребенка,

2. Деятельность, вызывающая положительные эмоции,

3. Познавательные потребности,

4. Индивидуальная творческая программа.

Основой формирования творческих способностей в сфере фотографии являются эмоциональные, интеллектуальные и визуально-образные задатки. Эмоциональные задатки тесно связаны со сферой чувственного восприятия и предполагают насыщение и углубление чувственного мира подростков разнообразными стимулами, проявления эмоций через природу, искусство, отношении к окружающей действительности.

Интеллектуальные задатки преломляются в сфере фототворчества через образное мышление, которое дает художественная литература, наполненный глубокой идейностью кинематограф, театр и другие виды искусства. Умение и способность мыслить образами приходит к подростку в процессе сравнения, анализа и оценки фотопроизведений, используемых в качестве иллюстративного матери­ала, а также выставочных работ участников студии.

Визуально-образные задатки являются доминирующим фактором в процессе формирования большинства творческих способностей в сфере фотоискусства. Ассоциации, нюансы, воспринимаемые посредст­вом зрения предметы соответствуют развитию зрительной памяти, остроты видения, чувства момента. Последнее качество - проявле­ние своеобразной эмоциональной интуиции, воплощающей в себе эмоциональные. интеллектуальные и визуально-образные задатки. Нужно отметить, что художественные задатки, не связанные с эстетической культурой, едва ли могут перерасти в способности. Важ­нейшей задачей в этом провесе можно считать управление творчеством подростков посредством создания таких ситуаций, которые бы позволили им почувствовать необходимость повышения своего культурно-эстетического уровня. через природу, искусство, человеческие отношения и отражение полученных впечатлении в собственном творчестве. Повышенный.интерес подростков к технике, про­явление интеллектуальных задатков нередко может сопутствовать склонности к стереотипным решениям. При достаточно высокой спо­собности к оценке творчества в этом случае в меньшей степени проявляется эмоциональная отзывчивость. Недостаток чувственной восприимчивости отрицательно сказывается на направленности творчества подростков.

Исходя из того, что способности - это синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям деятельности  можно обозначить следующую структуру творческих способностей к изобразительной деятельности посредством художественной фотографии.

Опорными свойствами способности к изобразительной деятельности, общими для живописца и фотохудожника, являются: высокая природная чувственность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, чувство линии, пропорции, формы, светоте­ни, ритма, а также высокоразвитая образная память.

 Одним словом, сочетание этих элементов зрительного образа, воплощенных средствами фототворчества, проявляется как чувство Гармонии и гармонизации действительности средствами фотокомпозиции.

К   числу специальных способностей в области фототворчест­ва, следует, по-видимому, отнести ряд выработанных в процессе анализа закономерностей творческой деятельности, соотнесенных с процессом постепенного повышения социально-творческой акти­вности участников.

Эмоционально-образное восприятие. Эта способность прони­зывает все стадия творческого процесса  видение в фазе наблюдения, предвидение в замысле и провидение как ориентация на предполагаемое восприятие. Для. его определения участникам предлагается описать, какие чувства вызвали те или иные детали, предметы, характеры, изображенные на картине худож­ника. Количество эпитетов, метафор и сравнений показывает уро­вень развития этого качества.

Чувство момента или предчувствие кульминационного состояния представляет собой результат наблюдательности, впечатли­тельности, эмоционального погружения в среду иэстетической восприимчивости. Эту способность можно определить, если дать задание участникам найти наиболее важную ситуацию на снимках, отражающих событие или явление, если исследователю этот момент заранее известен.

Наблюдательность фотолюбителя включает в себя оценочно-
аналитический      характер восприятия, умение отметить ракурс, точку съемки и т.д. Для определения этой способности предлагается провести рецензирование или простое описание фотоснимков различных: жанров. Немаловажное значение при этом, имеет нацеленность восприятия на очертание и форму фигур, предметов. В этой способности соединяются воедино некоторые эстетические и сенсорные качества. Этим подтверждается мысль М.С.Кагана, что спо­собность быть художником как раз и определяется соединением определенных качеств. Наблюдательность тесно связана также с глубиной восприятия, что проявляется в способности замечать штрихи, нюансы, детали, умения подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Способность к образному мышлению тесно связана с наличи­ем у участника плана осмысленного выбора ситуаций, явлений предполагаемых кадров, а также умения выстроить законченную многокадровую композицию, выражающую мысль в зрительных обра­зах.

Обретение творческой самостоятельности участников едва ли возможно баз развития эстетической культуры, составной частью которой является их фотографическая культура, От само­выражения подростков через образное осмысление предметов ка­ждодневно окружающих их к изучению закономерностей образного строя фотоискусства - таков основной путь формирования эсте­тической культуры участников студии. Познание фото­языка невольно наталкивает на потребность в поиске и изуче­нии, аналогий в изобразительном, театральном, искусстве, кино, поэзии, а это требует овладения основами восприятия различных видов искусства. Целью эстетического совершенствования участ­ников должно стать возвышение их духовного мира, формирова­ние в их сознании ценностных художественных представлений и ориентации, адекватных художественной культуре".

 Много значит также связь эстетической культуры с развитием эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер человека. Эсте­тическая целеустремленность иосмысленность действий человека создает основу направленности, выражающейся в ого миро­ощущении.

Уже первые кадры, отражающие изменения в природе, сюжеты из жизни друзей и т.д. должны быть сориентированы на выбор эстетически значимых объектов, что означает более высокий уровень социально-творческой активности, предполагающей лишь поверхностное, но уже эстетически обогащенное восприятие.

Изучение творческих возможностей фотографии немыслимо без освоения способов самовыражения в искусстве. Это не только создание фантастических картин, основанных на эффекте внешних очертаний людей, предметов, природных явлений, но также и образное решение, основанное на различного рода ассоциациях  "Хмурый день","Солнечный вечер", «Родной человек","Сторож", "Сильный ветер", "Тишина", "Одиночество», «Старый лес», "Забвение», "Тихая старость", "Беспокойное хозяйство", "Уроки доброты", "Дорога юности", "Прохожие". Слова и Словосочетания, которыми формулируется тема. могут вместить в себя как прямое, непосредственное отражение реальности, так и символические элементы образа, отвлеченные картины мира, содержащие лишь небольшой намек, подталкивающие образное восприятие.

Постепенно, освоив внешнюю сторону эстетического отношения к миру, подросток переходит к глубокому осознанию красоты мира через изображение этой красоты съемка интерьера, отражающего характер живущих и нем людей; тематические задания следующего характера: "Камни", "Фонари", "Ночные огни", "Незаметный мир", "Поздние травы", "Любимые цветы", и т.д. Эти задания требуют от участников прояв­ления собственного отношения к снимаемым предметам через свое композиционное решение, оформление, способ печати и т.д.

Более сложным для участников является освоение эстетиче­ского мира человека, умение показать характер, любимые черты друзей, детский смех, любопытство, азарт и т.д. Наиболее ценным для формирования эстетической культуры является отражение ду­ховной сферы человека "материнство","Отец и сын', "Зритель и искусство","Радостная весть","Красота труда".

Для того, чтобы правильно сориентировать подростка в опре­деленном направлении при выполнении задания, желательно опреде­лить склонность к воспритию той или иной сферы окружающего мира, что можно сделать на основе анализа первых снимков фото­любителя.

Увлечение фотоколлекционированием, склонность к микромиру, стремление к изяществу в быту - все это особенности деятельно­сти школьника, которые неоспоримо говорят о склонности подростка к миру предметов, к знаковой системе. Усиленное внимание к своим сверстникам, общительность, умение быстро наладить контакт паже с незнакомыми людьми, развитость языка и мимики - все это говорит о склонности к миру человека. Подвижность, способность быстро реагировать на происходящие события, умение ори­ентироваться в большой массе людей показывает, что у подростка сильно развита склонность к различным ситуациям и отношениям. Педагог нацеливает подростка на ту Область творчества, которая наиболее оптимально раскрывает его способности.

Формы организации обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Названные формы организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Методы преподавания.

- Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

 

- Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

 

3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

 

 

1. Словесные методы преподавания

 К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.) приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

  1. Наглядные методы преподавания.

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности, которые следует учитывать и при дистанционном обучении:

- при посредстве слова преподаватель руководит наблюдением, которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

- при посредстве слова преподаватель на основании осуществленного обучаемыми наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет обучаемых к осмыслению таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

- сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

- отправляясь от осуществляемого обучаемым наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

Анализ

Педагогический анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательных взаимосвязанных функций.

Аналитическая функция – одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление причинно-следственных связей и системообразующих факторов. Проведение качественного анализа требует интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать факты и явления.

В ходе анализа результатов необходимо иметь в виду начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного, социально-педагогического процесса в учреждении и микросоциуме, новизну социально- педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.

Результаты работы руководителя творческого коллектива могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов.

Источником для анализа результативности и эффективности социально-педагогической деятельности выступает и документация, отчетность.

Объем, содержание и сроки представления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы руководителя коллектива, как правило, разрабатываются в соответствии с особенностями социально-педагогической практики, развитостью социально-культурной инфраструктуры в регионе, уровнем и спецификой профессиональной подготовки специалистов, их специализацией.

Можно выделить два подхода к анализу эффективности социально-педагогической деятельности.

Первый – это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с их обеспечением. Например:

• затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и

качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами;

• затраты сокращены, а результаты остались те же или даже выросли;

• затраты в какой-то степени возросли, но и результаты стали еще большими.

На практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами, когда количественные и качественные характеристики не возрастают из-за ограничения возможностей ряда факторов (например, ограничения, связанные с возрастными возможностями участников, личностными ресурсами руководителя, других специалистов, родителей).

Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться в виде конкретных целей (задач), постольку и эффективность может быть предполагаемой и фактической (реально достигнутой).

Существуют различные классификации анализа в педагогической деятельности в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д.

В зависимости от содержания анализа (каково оно во временном и фактологическом отношении) выделяют следующие виды анализа: параметрический, тематический, аспектный, итоговый.

Параметрический анализ – изучение ежедневной информации о ходе и результатах учебно - воспитательного процесса в коллективе, выявление причин, нарушающих его.

Тематический анализ – изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах социально-педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению особенностей деятельности коллектива.

Аспектный анализ – изучение какого-либо одного аспекта деятельности руководителя творческого коллектива.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные (взаимодействие руководителя с различными социальными институтами) и содержательные рамки. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций, последовательных и взаимосвязанных этапов нового управленческого цикла.

Нормативная функция культуры динамична, она имеет отношение ко всем видам педагогической культуры, но наиболее полно проявляется в правовой и управленческой культуре, культуре организации педагогического труда, культуре поведения.

Информационная функция выступает основой педагогической преемственности разных эпох и поколений. Характер педагогической деятельности при этом постепенно усложнялся от передачи простейших практических умений и навыков до трансляции систематизированной, абстрактной информации, запечатленной в виде знаний, теорий, принципов поведения и деятельности.

Овладение систематизированной информацией и ее передача становились уделом определенной группы людей – ученых-педагогов, их интеллектуальной собственностью.

Ценности педагогической культуры хранятся и накапливаются в виде рукописей, книг, технических приспособлений, норм народной педагогики и др. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной информационной культуры. Абстрактно- обобщенный способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуально-творческое использование системы знаний.

Следует признать, что эффективность влияния руководителя будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею.

В деятельности педагогов-руководителей важное место занимают такие проявления творческой активности, как педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение, способствующие оригинальному продуктивному решению педагогических задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятельность создают условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных возможностей личности.

Руководители заинтересованно относятся к различным способам повышения педагогического мастерства и профессиональной культуры. Нередко они выступают инициаторами создания «школ», проведения семинаров, конференций по актуальным проблемам деятельности. Они охотно делятся личным педагогическим опытом и изучают опыт других; их отличает постоянное стремление совершенствовать собственную педагогическую систему.

Требования к навыкам и умениям руководителя творческого коллектива предусматривают:

умение планировать работу коллектива;

 умение организовать репетиционную и исполнительскую работу;

владение специальной терминологией;

в работе с коллективом учитывать возрастные и индивидуально-психологические характеристики участников.

Чтобы успешно решать возложенные на коллектив задачи, руководитель должен быть квалифицированным специалистом.

Руководитель должен обладать исполнительскими умениями и навыками на профессиональном уровне, ведь он должен показывать образец исполнения произведения, скажем танца или песни. И чем совершеннее он владеет профессиональными качествами, тем лучше он сможет научить участников.

Руководитель должен уметь заразить своим замыслом, что чрезвычайно важно для обучения и воспитания участников в силу непосредственной эстетически чувственной образности искусства.

Он должен быть знатоком истории и теории данного вида искусства, уметь передать свои знания, следить за достижениями в области культуры и искусства и привлекать к ним внимание участников.

В структуре необходимых педагогических качеств большое значение придается коммуникативным способностям.

Способность общения проявляется у руководителя в разных ситуациях. Имея опыт, он сразу может оценить сложившуюся ситуацию в коллективе и принять педагогически эффективное решение. По еле заметным эмоциям он чувствует и понимает возникшее у человека затруднение, состояние неуверенности и растерянности или, напротив, переоценки своих возможностей. Для неопытного же руководителя участники мало, чем друг от друга отличаются, он, прежде всего, замечает способных, тех, кто имеет хороший голос, пластичен и т. д. и кто малоспособный.

Руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим тактом. Это означает уважение к личности и индивидуальности каждого участника, чуткость и внимательность к психологическому их состоянию, доверие к ним и веру в их художественные возможности, умение устанавливать и поддерживать ровные отношения и быть выдержанным. Опытный педагог умеет в соответствии с конкретной обстановкой правильно использовать приемы воздействия с учетом психологии человека. С одним – провести разговор с глазу на глаз, с другим – на миру, третьему достаточно одного взгляда, с четвертым нужен большой, обстоятельный разговор и т. д.

Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять триединство деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали, следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого-педагогические и художественно-технологические компоненты.

Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность – с расслабленностью.

Правильно организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радость от встречи с искусством, друг с другом.

От компетенции, художественно-педагогической подготовленности и способностей руководителя во многом зависит будущее самодеятельных коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специальным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклонное повышение качества информационно-методической помощи – таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно- педагогической квалификации.

Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост – непременное условие достижения профессионализма.

Ориентация на успех в своей профессиональной деятельности должна быть свойствен любому педагогу и любому специалисту – руководителю творческого коллектива. В работе Л.М. Митиной «Управлять или подавлять» анали



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.242.26 (0.069 с.)