Тема 1.5. Развитие интересов и творческих способностей у детей и подростков фотовидеостудий.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.5. Развитие интересов и творческих способностей у детей и подростков фотовидеостудий.



 

Структура и особенности интересов участников фотостудии отражают в себе наличие объективных предпосылок увлеченности в сфере фотографии. Именно поэтому интерес "находится между объективной потребностью и предметно-конретным, активным моти­вом, являясь достаточно эффективным инструментом, регулирующим. досуговую деятельность, он находится в постоянном изменении. Появляющаяся у начинающих фотолюбителей интерес, как правило, неглубок,  и чаще всего сводится к тому, чтобы увидеть, как проявляетсяскрытое изображение. В этом нередки заключено простое любопытство, являющееся мощным стимулирующим фактором на первых занятиях. В дальнейшем развитие этого интереса может идти по двум направлениям: техническое или образное творчество.

Интересы к технике фотографии довольно обширны и многозначны. Они способствуют, удовлетворению многих познавательных потребностей.      

Интересы к созданию образа могут стать основой успешного дебюта участников вмире художественной фотографии, Даже пер­вые съемочные но различным вопросам техники фотографий могут содержать в себе элементы творческого подхода. Техника должна осваиваться не ради самой техники, а ради ов­ладения творческой фотографией.  Важно, чтобы вопрос о творчестве ставился, начиная с первых занятий.

Интерес, направленный на поиск выигрышного момента. редко проявляется сразу. Чаще он возникает в результате долгих съемочных тренировок, включающих длительное наблюдение за событиями. Предварительная подготовка к формированию этого интереса выражается в. просмотре и анализе снимков событийного, репортажного или очеркового характера, много значит изучение описаний, рассказов авторов, работавших над снимками, а также встречи о фотопублицистами. Немалую роль играет также наблюдение надработой фотокорреспондента, что можно считать основой передачи творческого опыта.

Интерес к необычным очертаниям фигур и форм предметов опи­рается на предрасположенность детей к наблюдательности, остроте видения. От общей наблюдательности в повседневном опыте участники постепенно переходят к наблюдению, управляемому конкретными. задачами замысла. Иногда достаточно намекнуть подростку о существовании предмета, отвечающего образной задаче, чтобы дать простор его фантазии, выдумке и направить ассоциации, возникающие в ходе творческого общения на создание образа.

Интерес к световым эффектам чаще всего начинает появлять­ся в процессе овладения композицией снимка. Он неразрывен о развитием чувственности, творческим воображением и способствует бо­лее глубокому проникновению в окружающую действительность. Выра­жая различные состояния природы, настроения человека и т.д., уча­стник тем самым как бы очеловечивает мир вокруг себя

Инициатива, проявляемая детьми в творческой деятельности, тре­бует поддержки и поощрения со стороны руководителя и творческого актива студии. От увлеченности внешней, чаще, всего эффектной сто­роной окружающих предметов и явлений, кружковцы постепенно переходят к стремлению открывать в окружающем мире гаммы ассоциаций и скрытый от обычного взора подтекст отношений, ситуаций, сочета­ний различных предметов. Полнота и масштабность композиций начи­нается с углубления чувств и впечатлений, которое возможно, например, в ходе совместного выхода на съемку. Образное решение поставленной перед подростком задачи выражает определенное отно­шение к объекту съемки, которое он пытается передать при помощи различных изобразительных: средств. Влияние таких съемочных упра­жнений заключается в том, что они приучают, "творчески мыслить ивносить элемент творчества в деятельность человека, какай бы она ни была.

Процессы развития личности.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

 Эстетическая культура в коллективе.

Очевидно, существует тесная взаимосвязь между эстетической культурой участников фотостудии подростков и развитостью их творческих способностей. Вместе с мировоззрением, мироощущением, характером потребностей и творческих интересов, как справедливо Г. А. Праздников указывает уровень культурного развития вводит в систему программ, задающих, наблюдению направленность, вероятно, и сам процесс формирования эстетической культуры под­ростка наталкивает его на необходимость развивать свои творче­ские способности, а развитие способностей требует определенного уровня эстетической культуры.

Художественная способность издавна рассматривалась как универсальная способность человека. Поэтому столь ве­лико значение творческих способностей в силу их развивающей функции. "Оригинальность и самостоятельность мышления, полет фа­нтазии и идей могут сложиться только в том случае, если у ребе­нка есть возможность тренироваться на задачах и заданиях "отк­рытого типа" . Подросток должен получать свободу выбора места и времени съемки, условии для целенаправленного наб­людения, характер которого задает руководитель.

Задатки творческих способностей можнообнаружить уже на первых занятиях. Основываясь на том, что от "природы никаких способностей нет, есть только задатки, которые могут превратить­ся в способности'''/ 15,34 /, можно поставить цельразвивать имеющиеся у детей творческие задатки по определенной  програм­ме. Условиями развитии задатков в процессе превращения их в способности, по мнению В.Э.Чудновского, можно считать:

1. Определенный возраст ребенка,

2. Деятельность, вызывающая положительные эмоции,

3. Познавательные потребности,

4. Индивидуальная творческая программа.

Основой формирования творческих способностей в сфере фотографии являются эмоциональные, интеллектуальные и визуально-образные задатки. Эмоциональные задатки тесно связаны со сферой чувственного восприятия и предполагают насыщение и углубление чувственного мира подростков разнообразными стимулами, проявления эмоций через природу, искусство, отношении к окружающей действительности.

Интеллектуальные задатки преломляются в сфере фототворчества через образное мышление, которое дает художественная литература, наполненный глубокой идейностью кинематограф, театр и другие виды искусства. Умение и способность мыслить образами приходит к подростку в процессе сравнения, анализа и оценки фотопроизведений, используемых в качестве иллюстративного матери­ала, а также выставочных работ участников студии.

Визуально-образные задатки являются доминирующим фактором в процессе формирования большинства творческих способностей в сфере фотоискусства. Ассоциации, нюансы, воспринимаемые посредст­вом зрения предметы соответствуют развитию зрительной памяти, остроты видения, чувства момента. Последнее качество - проявле­ние своеобразной эмоциональной интуиции, воплощающей в себе эмоциональные. интеллектуальные и визуально-образные задатки. Нужно отметить, что художественные задатки, не связанные с эстетической культурой, едва ли могут перерасти в способности. Важ­нейшей задачей в этом провесе можно считать управление творчеством подростков посредством создания таких ситуаций, которые бы позволили им почувствовать необходимость повышения своего культурно-эстетического уровня. через природу, искусство, человеческие отношения и отражение полученных впечатлении в собственном творчестве. Повышенный.интерес подростков к технике, про­явление интеллектуальных задатков нередко может сопутствовать склонности к стереотипным решениям. При достаточно высокой спо­собности к оценке творчества в этом случае в меньшей степени проявляется эмоциональная отзывчивость. Недостаток чувственной восприимчивости отрицательно сказывается на направленности творчества подростков.

Исходя из того, что способности - это синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям деятельности  можно обозначить следующую структуру творческих способностей к изобразительной деятельности посредством художественной фотографии.

Опорными свойствами способности к изобразительной деятельности, общими для живописца и фотохудожника, являются: высокая природная чувственность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, чувство линии, пропорции, формы, светоте­ни, ритма, а также высокоразвитая образная память.

 Одним словом, сочетание этих элементов зрительного образа, воплощенных средствами фототворчества, проявляется как чувство Гармонии и гармонизации действительности средствами фотокомпозиции.

К  числу специальных способностей в области фототворчест­ва, следует, по-видимому, отнести ряд выработанных в процессе анализа закономерностей творческой деятельности, соотнесенных с процессом постепенного повышения социально-творческой акти­вности участников.

Эмоционально-образное восприятие. Эта способность прони­зывает все стадия творческого процесса  видение в фазе наблюдения, предвидение в замысле и провидение как ориентация на предполагаемое восприятие . Для. его определения участникам предлагается описать, какие чувства вызвали те или иные детали, предметы, характеры, изображенные на картине худож­ника. Количество эпитетов, метафор и сравнений показывает уро­вень развития этого качества.

Чувство момента или предчувствие кульминационного состоянияпредставляет собой результат наблюдательности, впечатли­тельности, эмоционального погружения в среду иэстетической восприимчивости. Эту способность можно определить, если дать задание участникам найти наиболее важную ситуацию на снимках, отражающих событие или явление, если исследователю этот момент заранее известен.

Наблюдательность фотолюбителя включает в себя оценочно-
аналитический      характер восприятия, умение отметить ракурс, точку съемки и т.д. Для определения этой способности предлагается провести рецензирование или простое описание фотоснимков различных: жанров. Немаловажное значение при этом, имеет нацеленность восприятия на очертание и форму фигур, предметов. В этой способности соединяются воедино некоторые эстетические и сенсорные качества. Этим подтверждается мысль М.С.Кагана, что спо­собность быть художником как раз и определяется соединением определенных качеств. Наблюдательность тесно связана также с глубиной восприятия, что проявляется в способности замечать штрихи, нюансы, детали, умения подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Способность к образному мышлению тесно связана с наличи­ем у участника плана осмысленного выбора ситуаций, явлений предполагаемых кадров, а также умения выстроить законченную многокадровую композицию, выражающую мысль в зрительных обра­зах.

Обретение творческой самостоятельности участников едва ли возможно баз развития эстетической культуры, составной частью которой является их фотографическая культура, От само­выражения подростков через образное осмысление предметов ка­ждодневно окружающих их к изучению закономерностей образного строя фотоискусства - таков основной путь формирования эсте­тической культуры участников студии. Познание фото­языка невольно наталкивает на потребность в поиске и изуче­нии, аналогий в изобразительном, театральном, искусстве, кино, поэзии, а это требует овладения основами восприятия различных видов искусства. Целью эстетического совершенствования участ­ников должно стать возвышение их духовного мира, формирова­ние в их сознании ценностных художественных представлений и ориентации, адекватных художественной культуре".

 Много значит также связь эстетической культуры с развитием эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер человека. Эсте­тическая целеустремленность иосмысленность действий человека создает основу направленности, выражающейся в ого миро­ощущении.

Уже первые кадры, отражающие изменения в природе, сюжеты из жизни друзей и т.д. должны быть сориентированы на выбор эстетически значимых объектов, что означает более высокий уровень социально-творческой активности, предполагающей лишь поверхностное, но уже эстетически обогащенное восприятие.

Изучение творческих возможностей фотографии немыслимо без освоения способов самовыражения в искусстве. Это не только создание фантастических картин, основанных на эффекте внешних очертаний людей, предметов, природных явлений, но также и образное решение, основанное на различного рода ассоциациях  "Хмурый день","Солнечный вечер", «Родной человек","Сторож", "Сильный ветер", "Тишина", "Одиночество», «Старый лес», "Забвение», "Тихая старость", "Беспокойное хозяйство", "Уроки доброты", "Дорога юности", "Прохожие". Слова и Словосочетания, которыми формулируется тема. могут вместить в себя как прямое, непосредственное отражение реальности, так и символические элементы образа, отвлеченные картины мира, содержащие лишь небольшой намек, подталкивающие образное восприятие.

Постепенно, освоив внешнюю сторону эстетического отношения к миру, подросток переходит к глубокому осознанию красоты мира через изображение этой красоты съемка интерьера, отражающего характер живущих и нем людей; тематические задания следующего характера: "Камни", "Фонари", "Ночные огни", "Незаметный мир", "Поздние травы", "Любимые цветы", и т.д. Эти задания требуют от участников прояв­ления собственного отношения к снимаемым предметам через свое композиционное решение, оформление, способ печати и т.д.

Более сложным для участников является освоение эстетиче­ского мира человека, умение показать характер, любимые черты друзей, детский смех, любопытство, азарт и т.д. Наиболее ценным для формирования эстетической культуры является отражение ду­ховной сферы человека "материнство","Отец и сын', "Зритель и искусство","Радостная весть","Красота труда".

Для того, чтобы правильно сориентировать подростка в опре­деленном направлении при выполнении задания, желательно опреде­лить склонность к воспритию той или иной сферы окружающего мира, что можно сделать на основе анализа первых снимков фото­любителя.

Увлечение фотоколлекционированием, склонность к микромиру, стремление к изяществу в быту - все это особенности деятельно­сти школьника, которые неоспоримо говорят о склонности подростка к миру предметов, к знаковой системе. Усиленное внимание к своим сверстникам, общительность, умение быстро наладить контакт паже с незнакомыми людьми, развитость языка и мимики - все это говорит о склонности к миру человека. Подвижность, способность быстро реагировать на происходящие события, умение ори­ентироваться в большой массе людей показывает, что у подростка сильно развита склонность к различным ситуациям и отношениям. Педагог нацеливает подростка на ту Область творчества, которая наиболее оптимально раскрывает его способности.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.006 с.)