Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательская деятельность. Расположение муравейников Цель: поддерживать интерес к окружающей среде.

Поиск

 

Расположение муравейников Цель: поддерживать интерес к окружающей среде. Исследовательская деятельность: сравнить муравейники в лесу и прийти к выводу, что муравейники не бывают одинаковыми, но всегда расположены с южной стороны дерева.
Сравнение муравейника. Цель: развивать познавательные способности у дошкольников. Исследовательская деятельность: сравнить несколько муравейников в лесу, выявит в процессе сходство верхнего слоя муравейника (покрытие из веточек и иголок для защиты жилища от непогоды).

 

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

 

Наблюдения

 

Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни.

Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что муравей-это маленькое животное, представление об их роли в природе; расширять представления о способах передвижения, пище; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; учить слушать ответ сверстника, воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним, вызвать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения: Предложить детям сесть на скамеечки поудобнее, поставить ножки вместе, проверить осанку. Затем предложить детям внимательно послушать и отгадать загадку:

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом».

Воспитатель: «Правильно, ребята, это муравей.

Муравьишки -торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.»

Показызать детям игрушку -муравья.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой замечательный Муравьишко пришел к нам сегодня в гости. Давайте с ним поздороваемся». Днти: «Здравствуй, Муравьишко!»

Предложить детям рассмотреть насекомое. В.: «Давайте внимательно рассмотрим Муравья. Ребята, Муравей-это маленькое животное, у которого есть голова, грудь и брюшко. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Сережа, посчитай, сколько лапок у муравья? Серё жа: «У Муравьишки - 6 лапок». В.: «Кира, скажи нам пожалуйста, для чего Муравьишке лапки?» Кира: «Лапки нужны чтобы ходить». В.: «При помощи лапок Муравей передвигается. Обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. У муравья есть верхние челюсти, которыми он размельчает пищу, и защищается от врагов. У муравьёв есть специальные сумки, которые находятся у них под ротиком. Муравьи складывают в них мусор во время уборки, а затем выносят его в специальные камеры. Основной инструмент строителей- челюсти (зубы). Ими муравьи подтаскивают к гнезду веточки, иглы, ухватив их как клещами. Сомкнутые хвалы- это совок, которым строители скоблят землю и переносят сыпучие материалы. Помогают муравьям и передние ноги, ими муравьи работают как лопатами.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) В.: «Муравьи питаются разными частями растений: семенами и их соками, едят других насекомых, грибы, но особенно любят сладкое». В.: «Даша, скажи нам, пожалуйста, где живут муравьи?» Даша: «Муравьи живут в муравейниках». В.: «Правильно, муравьи живут семьями в больших муравейниках, в одном муравейнике живет столько много муравьёв, как будто это население одного небольшого городка».

Показать картинку с изображением муравейника. Воспитатель: «Ребята, кто мне скажет, из чего же построен муравейник?» (Предполагаемые ответы детей.)

Предложить детям построиться парами и отправиться на экскурсию по экологической тропе к муравейнику. Вместе с детьми рассматриваем муравейник. В.: «На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника состоит из хвоинок (еловых иголочек, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает

внутрь муравейника». В процессе наблюдения попросить  детей вспомнить строение насекомого, чем питается, как передвигается.

 

 

Экскурсия

Тема: «Народец в теремке»

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Насекомые летом).

Оборудование: коврики, панамки, лупа, рюкзачки, мобильные мольберты, бумага для рисования, акварельные мелки.

Ход экскурсии

Педагог, совместно с родителями, приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. На месте педагог подводит детей к муравейнику.

Педагог. Сегодня наша экскурсия посвящена муравьям. Вы помните, как называется их дом?

Дети. Их дом — муравейник.

Педагог. Не подходите близко к муравейнику! Муравьи защищают свой дом: они могут заползти к вам на обувь, потом на открытую кожу и причинить вам боль. Встаньте в отдалении и рассмотрите муравейник. Что он вам напоминает?

Дети. Муравейник похож на пирамиду или большую кучу песка. Еще он напоминает большой дом, в котором живут много-много маленьких жителей. В этом доме много входов и выходов. Жители дома снуют туда-сюда, занимаются своими делами, тащат в дом травинки, веточки, хвоинки.

Педагог. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

На опушке под сосной

Что за терем расписной?

Много в доме том ворот,

Входит в них честной народ,

Тащит в терем палки, ветки.

Там хранятся в яйцах детки.

А народец очень дружный.

Кто же он — сказать вам нужно.

Дети. Этот народец — муравьи, а терем — это муравейник.

Педагог. Муравейник, муравьи — слова одной семейки. Попробуйте подобрать еще слова из этой семейки.

Дети. Муравьиный, муравьишка, муравьиха, муравьята, муравьище, муравьед.

Педагог. Отлично! Я даже не ожидала, что вы подберете так много слов. Молодцы! Теперь давайте рассмотрим одного из муравьев, который отошел подальше от муравейника.

Педагог достает лупу. Дети рассматривают муравья с помощью лупы.

Педагог. Опишите муравья. Расскажите все, что знаете о муравье.

Примерный рассказ детей

Муравей — небольшое насекомое. У него есть голова, туловище, которое состоит из двух частей, шесть ног. На голове есть длинные усики, большие глаза.

Муравей живет в лесу в муравейнике. Муравейник — это верхняя часть муравьиного гнезда. То, что мы называем муравьиными яйцами, на самом деле — куколки муравьев, заключенные в коконы. Самец и самка-царица имеют крылья.

Муравьи — полезные насекомые, потому что они уничтожают вредных насекомых, например тлю.

Педагог оценивает рассказ и предлагает детям поиграть.

Игра «Берегитесь, муравьи!»

От зари и до зари

Все в работе муравьи.

(Дети идут по кругу, изображая, что несут на плече груз. В центре стоит водящий.)

Строят, строят общий дом,

(Меняют направление движения.)

Ветки тащат всемером,

Дружно трудятся ребята,

(Встают лицом в круг, смыкают поднятые руки над центром круга.)

Муравейник — вот их хата.

Только вдруг беда стучится

Прилетела злая птица.

(Передвигаются по кругу, совершая поскоки.)

— Разбегайтесь! Не зевать!

(Эти слова произносит педагог.)

Птица вас идет клевать!

(На слово «клевать» дети разбегаются по площадке. Водящий-«птица» пытается их пятнать. Они убегают в «муравейник» — за линию в дальнем конце площадки.)

Когда дети наиграются, педагог предлагает им отойти подальше от муравейника, расстелить коврики, достать принадлежности для рисования и нарисовать по памяти муравья. Дети выполняют задание. Педагог предлагает им рассмотреть рисунки и выбрать лучший. Все вместе аплодируют победителю, а потом убирают принадлежности для рисования в рюкзачки.

Педагог. А теперь скажите, можно ли разрушать муравейники, бросать в них камнями, бить по ним палкой?

Дети. Этого делать нельзя. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых. Не зря в парках и лесах муравейники окружают заборчиками, чтобы их случайно никто не разрушил.

Педагог. Вспомните и расскажите все вместе стихотворение о том, как нужно относиться к насекомым.

Й ребенок.

По лужайке я шагаю,

Наблюдаю, примечаю.

Я гуляю в мире лета,

Вижу все его секреты.

Й ребенок.

Вот большое коромысло

Над речушкою зависло.

Стрекозу так называют.

Это каждый школьник знает.

Й ребенок.

Фигуристка-водомерка

По воде, как по фанерке,

Пробежала, проскочила,

Даже ног не замочила.

Й ребенок.

Майский жук, как рыцарь в латах,

Очень страшный и усатый.

Жук над веткою жужжит,

От жужжанья весь дрожит.

Й ребенок.

Все букашки копошатся,

Все букашки суетятся.

Я могу их раздавить,

Раздавить, переловить.

Й ребенок.

Ведь для них я — великан,

Великан из дальних стран.

Но!

Великаны — кто не знает —

Очень добрыми бывают!

Педагог. Обидел ли насекомых герой стихотворения? Дети. Нет, не обидел. Он же добрый великан.

Педагог. Я надеюсь, что вы тоже будете добрыми великанами и никогда не будете обижать насекомых. А сейчас наша экскурсия окончена.

 

 

Элементарные опыты

Тема: Интересные муравьи

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни муравьев

Материал: песок, лупа, сахар

Ход опытов:

1. На тропинке, где проходят муравьи, предлагаю детям насыпать тонким слоем песок и понаблюдать, как муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку.

2. Предлагаю детям насыпать крупинки сахара и понаблюдать за тем, как муравьи соберутся возле сладкого лакомства.

3. Предлагаю детям взять лупы, рассмотреть насекомых вблизи – полюбоваться ими.

Экологические беседы

Беседа «Муравейник»

Задачи:

- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям

- воспитывать любовь к природе

- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни

- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

- развивать любознательность, внимание, мышление, память

-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Сегодня мы узнаем об дном очень интересном жилище, которое чем-то похоже на человеческий дом. Но живут в нем не люди. А кто?

Отгадайте загадку.

Под сосной, в лесу густом,

Из хвоинок строит дом.

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

(Муравей, муравейник)

Сегодня речь пойдет о муравьях и их жилищах.

Где живут муравьи?

Как называется их жилище?

Муравейник – жилище муравьев.

Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по смолистому еловому бору, встречаются то там, то здесь высокие терема муравейников.

Послушайте стихотворение.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Видели ли вы муравейники? Наблюдали ли за жизнью муравьев?

Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем есть кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой общий дом в чистоте. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. В них-то они и складывают мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.

Муравьи живут в муравейнике большой дружной семьей. Население одного муравейника подчас равняется населению небольшого городка – сотни тысяч жителей!

С чем можно сравнить муравейник и муравьиную семью?

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и остается жить в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их или поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника, в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

Охраняют муравьиный терем муравьи-солдаты. Это бесстрашные защитники крепости, готовые в случае опасности не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

Обычно каждый муравейник имеет свои границы и территорию. На муравья, попавшего в чужие владения тотчас же нападают другие муравьи. На границе между территориями соблюдается нейтралитет. Встретившись, противники грозно раздвигают челюсти и мирно расходятся каждый в свою сторону.

Запомните, что муравьи очень полезны, они истребляют множество вредных насекомых. Муравейники нельзя разрушать, разрывать их палкой – ведь вы разрушаете большой муравьиный дом.

Ответьте на вопросы

1. Как называется жилище муравьев?

2. Много ли муравьев живет в муравейнике?

3. Какие «помещения» есть в муравейнике?

4. Убирают ли муравьи свой дом? Как они это делают?

5. Какие обязанности есть у рабочих муравьев? У муравьев-солдат?

6. Кто управляет жизнью огромной муравьиной семьи?

7. О каком человеке говорят: «Трудолюбив как муравей»?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.100 (0.008 с.)