Чтение художественной литературы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение художественной литературы



Наблюдения

Тема: Наблюдение за муравьями – тружениками

Цели:

 - расширять представления детей о муравьях – тружениках;

- пополнять словарный запас (муравейник, муравей, труженик, соломинка, иголки сосны и т.д.)

— развивать и воспитывать бережное отношение к насекомым.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает загадку: народ рабочий, целый день хлопочет (муравьи).

Воспитатель предлагает на полянке найти муравейник. Вместе с детьми подходит к муравейнику.

- Это муравейник – дом муравьев. Посмотрите, как их много. Муравьи очень маленькие и очень подвижные. Они очень чистоплотны. Муравьи усердно наводят чистоту внутри гнезда и вокруг муравейника. Муравьи большие труженики. Они трудятся от восхода до заката, укрепляют свой домик.

Загадка.

Он – работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

«Муравейник»

Сладко пахнут сосновой смолой разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои строят терем лесной муравьи

Расторопно с рабочей сноровкой ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко, будет в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете работящий лесной муравей.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как трудятся муравьи. Один несёт соломинку, другой щепку, третий иголку от сосны. Муравьишка может нести предмет больше себя в несколько раз. Муравьи - это маленькие насекомые, но очень смелые и трудолюбивые.

 

Экскурсии

Цель: углублять знания детей о муравьях, их внешнем виде, их образе жизни. Развивать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям, любовь к природе.

Материал: игрушки - муравьи, муляж муравейника, картина на тему «Муравьи за работой», «Муравейник».

 

Тема: «Город с миллионом жильцов»

Воспитатель, выходя, на прогулку с детьми обращает внимание детей пользующей на земле муравьёв. Ребята смотрите сколько муравьёв. Осторожно не наступайте на них.

Не обижайте муравья

Его обидеть просто.

Он очень мал, он очень мал,

Он маленького роста.

Воспитатель: Муравьи – очень интересные насекомые. Они строят себе жилища – вы все их видели – из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек. Жилище это непростое: в нем много входов и выходов, «комнат» - камер и коридоров. (Воспитатель предлагает детям на экскурсию на экологический объект «Муравейник»).Ребята, угадайте загадку:

Город, которым жильцов миллион

Город, которым всего один дом

Город за деревом спрятался с юга,

Похожи жильцы в нем всегда друг на друга (Ответы детей).

Ребята, давайте рассмотрим муравья (Раздаёт детям игрушечных муравьёв). Что есть него? Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.

Воспитатель: Правильно. У муравья, как и у всех насекомых главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко. Ребята, как называется дом для муравья?

Дети: Дом у муравья называется муравейник.

Воспитатель: Правильно. Муравейник, ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный дом и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат). Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?

Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Кто быстрее построит муравейник?». Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!» а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

«Муравьишки» делятся на 2 команды, строят дом из веточек, хвоинок, земли, сухих листьев. Побеждает тот, кто быстрее построил его.

Воспитатель: Муравьи, живут в муравейнике большой дружной семьей и каждый выполняет свою работу. Муравьи ведут очень активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Они обладают завидным трудолюбием и большой выносливостью: один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный. Главные враги муравьев – кабаны и…человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте это делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики. Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение?

Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.

Воспитатель: Начиная, с ранней весны и заканчивая, поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается, и муравейник снова оживает. Пользу или вред приносят муравьи? Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники. А, лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом. Дети вокруг муравейника водят хоровод:

Муравьишки – торопыжки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащит зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит он своей дорогой,

Ты его не обижай, ты его не трогай!

Элементарные опыты

Тема: Наблюдение за ориентировкой муравьев.

Цель: Выявить некоторые особенности ориентации муравьев в пространстве

Материал: палочка

Ход: Взять муравья и отнести его на два метра от муравейника. Наблюдать как муравей будет пытаться найти муравьиную тропу, по которой должен будет направиться к своему дому. Провести палочкой поперек тропы и стереть верхний слой земли. Движение на этом участке муравьиной тропы нарушилось. Муравей должен после некоторого и непродолжительного замешательства пройти через препятствие и продолжить движение к муравейнику. Муравьи ориентируются с помощью обоняния, используя специальные вещества - феромоны, запах которых не дает им заблудиться и сбиться с пути.

Экологические беседы

Тема: «Мы дружим с муравьями»

Цели: Закрепить знания детей о муравьях. Научить понимать пользу муравьёв в природе. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к насекомым.

Вступительная беседа.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

1. Где живут муравьи?

2. Какую пользу приносят муравьи людям и лесу?

3. Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками?

Рассказ воспитателя

Муравьи строят себе жилище, оно называется – муравейник. Муравейником правит муравьиная принцесса, в молодости у неё были крылышки, и она любила полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и живёт только в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. В муравейниках существует строгое разделение труда. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят помещения гнезда – это уборщики. Есть муравьи добытчики – они добывают пищу. А ещё муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости.

Муравьи уничтожают вредных насекомых и гусениц. Не зря их называют санитарами леса. Но и очень часто спасают лес от пожаров. Так не потушенную спичку или окурок, брошенный вблизи муравейника очень быстро гасят (разумеется если не успела загореться сухая трава). При этом муравьи становятся на задние лапки и выпускают в огонь струю жидкости.

Главные враги муравьёв – кабаны и… человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи - это здоровье леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим.

 

Потешка

Мура-мура-муравей

На обед позвал друзей:

 

Муху, пчёлку, мотылька,

Зайца и бурундука,

 

Свинку, пуделя и кошку,

Братьев Гришку и Серёжку.

 

О-ё-ёй! О-ё-ёй!

Гости валят всей толпой!

 

В муравейник прибежали,

Три часа там пировали.

 

А как вышли – удивились:

«Как мы все там поместились?!»

 

Ведь от пола и до крыши

Муравейник меньше Гриши,

А ему всего пять лет.

 

Никакого чуда нет.

Ведь друзьям, давно известно,

Вместе не бывает тесно!

Загадки

Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? (Муравей)

 

На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом. (Муравей)

 

Кто не знает силача? Груз он носит не ворча. Для него везде тропинка: И дорожка, и былинка, Может вниз нести и вверх; Он работник лучше всех. (Муравей)


Трудовой десант

Этюд «Муравьишки»

Цели:

— побуждать к самостоятельному выполнению

элементарных поручений (кормление птиц)

— воспитывать желание ухаживать за насекомыми.

 

Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.

 

 

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне».

Воспитатель показывает, а дети проговаривают и выполняют движения по тексту.

Муравейник на поляне

(Ребенок обеими руками делает «шалашик», соединяя указательные, средние и безымянные пальцы.)

Ночью крепко - крепко спит.

(Делает обеими руками «замочек», крепко сжимая пальцами.)

А как солнце заиграет

(Растопыривает и шевелит пальцами обеих рук.)

Муравьишки выбегают.

Лапками перебирают

(Одновременно передвигает указательными и безымянными пальцами.)

И головками качают

(Одновременно сгибают и разгибают средние пальцы.)

^Муравьишек ровно пять 1-2-3-4-5.

(Одновременно поочередно сгибают пальцы на обеих руках в кулачки.)

Очень дружные они.

(Одновременно сжимают пальцы в кулачки и растопыривают их.)

Ты, дружок, их береги.

(Грозят указательным пальцем правой руки, пальцы левой руки придерживают локоть правой руки.)

 

Праздники, развлечения

Тема: «Приключение муравьишки»

Цель: Формирование сплоченного детского коллектива и желание оказать помощь тому, кто оказался в беде.

Задачи: Развивать умения внимательно слушать, логически рассуждать, умение работать в малых подгруппах. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход развлечения:

Дети сидят на полянке.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку.

В лесу у пня суетня, маятня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

Себе город строит.

Правильно, это муравьи, строят они муравейник. Большая часть муравейника под землей скрыта от глаз человека. Ведь в одном муравейнике сразу очень много обитает муравьёв и всем им нужно место в муравейнике. Живут муравьи дружно, каждый занят своим делом. Одни за личинками ухаживают – это няньки, другие – убирают в муравейнике и пищу носят – это рабочие муравьи, третьи муравейник подстраивают – это строители, а самые крупные муравьи в муравейнике – это солдаты, они муравейник защищают от других муравьёв.

Ребята слышите, кто-то за елкой плачет.

- Я муравьишка, я сегодня первый раз пошел с братьями за гусеницами и с тропинки сбился. Помогите, мне ребята.

Воспитатель: Не переживай муравьишка, мы тебе обязательно поможем отыскать твой муравейник. А с какой стороны ты шел?

Муравьишка: с той, откуда дует ветер.

Физминутка: Непоседа ветерок знает все на свете

(руки подняты вверх и плавно раскачиваются)

Как поет лягушка Ква-ква

(дети прыгают как лягушка)

Как шумит ракушка шу-шу

(рука подставлена к уху)

Как мычит корова му-му

(показывают рожки)

Ветер, ветер помоги, нам дорогу подскажи.

(подзываем ветер)

Выбегает ветерок. Знаю, знаю, что случилось, муравьишка заблудился.

Вот вам травинка, а в ней подсказка.

Ребята подходят к траве.Ветерок загадывает загадку:

Волосатая зелёная

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек

Бегать всё равно не может.

Воспитатель: гусеничка нам задание подготовила Полоса препятствия

Дети выстраиваются в две колонки, кладут руги на плечи впереди стоящего,

первому одевают маску гусеницы. Вы теперь две гусеницы вам нужно пройти препятствия не отпуская руки с плеч и не уронить предметы.

Воспитатель: Ветерок, а куда дальше идти.

Ветерок: Отгадайте мою загадку

На узкой дорожке –

Голова да рожки.

Кто так медленно полжет,

На себе свой дом везет?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой нам лабиринт подготовила улитка.

Пройти по лабиринту

Воспитатель: Ветерок ты зачем нам лепесточки принес?

Ветерок: Возле муравейника целая поляна с цветами, вот я и принес с вами поиграть.

Игра: Собери цветочек.

Воспитатель располагает в разных местах серединки, а дети кладут вокруг лепестки.

Воспитатель: Но муравей маленький, ему не видна полянка с цветами.

Ветерок достаёт бочонок с медом.

Воспитатель: - Я поняла, ты нам ветерок опять загадку хочешь загадать?

Ветерок: Если пил ты чай с медком

С ней ты хорошо знаком.

Много мёду собрала

Работящая (пчела)

Воспитатель: - Ребята, здесь и правда пчела пролетала, вон, сколько нектара обронила.

Игра: Собери нектар

Ребята по полянке собирают желтые шарики и закидывают в сетки.

Муравьишка: - Скоро мы придем, я устал, хочу домой.

Ветерок показывает последнюю подсказку, достаёт веточку лиственницы.

Ребята определяют дерево и бегут к дереву. Возле дерева муравейник.

Воспитатель: -Муравьишка,это твой дом?

Воспитатель вручает всем медальки «Не обижайте муравья».

 

Экологические акции

Тема: «Защитим муравейник».

Цель: обезопасить муравейник от уничтожения или разорения человеком.

Этапы проведения:

Подготовить с детьми большую и яркую табличку – знак «Внимание! Муравейник!», «Сохраним муравейник!»

 

 

Наблюдения

 

Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни.

Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что муравей-это маленькое животное, представление об их роли в природе; расширять представления о способах передвижения, пище; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; учить слушать ответ сверстника, воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним, вызвать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения: Предложить детям сесть на скамеечки поудобнее, поставить ножки вместе, проверить осанку. Затем предложить детям внимательно послушать и отгадать загадку:

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом».

Воспитатель: «Правильно, ребята, это муравей.

Муравьишки -торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.»

Показызать детям игрушку -муравья.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой замечательный Муравьишко пришел к нам сегодня в гости. Давайте с ним поздороваемся». Днти: «Здравствуй, Муравьишко!»

Предложить детям рассмотреть насекомое. В.: «Давайте внимательно рассмотрим Муравья. Ребята, Муравей-это маленькое животное, у которого есть голова, грудь и брюшко. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Сережа, посчитай, сколько лапок у муравья? Серёжа: «У Муравьишки - 6 лапок». В.: «Кира, скажи нам пожалуйста, для чего Муравьишке лапки?»Кира: «Лапки нужны чтобы ходить». В.: «При помощи лапок Муравей передвигается. Обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. У муравья есть верхние челюсти, которыми он размельчает пищу, и защищается от врагов. У муравьёв есть специальные сумки, которые находятся у них под ротиком. Муравьи складывают в них мусор во время уборки, а затем выносят его в специальные камеры. Основной инструмент строителей- челюсти (зубы). Ими муравьи подтаскивают к гнезду веточки, иглы, ухватив их как клещами. Сомкнутые хвалы- это совок, которым строители скоблят землю и переносят сыпучие материалы. Помогают муравьям и передние ноги, ими муравьи работают как лопатами.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) В.: «Муравьи питаются разными частями растений: семенами и их соками, едят других насекомых, грибы, но особенно любят сладкое». В.: «Даша, скажи нам, пожалуйста, где живут муравьи?» Даша: «Муравьи живут в муравейниках». В.: «Правильно, муравьи живут семьями в больших муравейниках, в одном муравейнике живет столько много муравьёв, как будто это население одного небольшого городка».

Показать картинку с изображением муравейника. Воспитатель: «Ребята, кто мне скажет, из чего же построен муравейник?» (Предполагаемые ответы детей.)

Предложить детям построиться парами и отправиться на экскурсию по экологической тропе к муравейнику. Вместе с детьми рассматриваем муравейник. В.: «На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника состоит из хвоинок (еловых иголочек, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает

внутрь муравейника». В процессе наблюдения попросить  детей вспомнить строение насекомого, чем питается, как передвигается.

 

 

Экскурсия

Тема: «Народец в теремке»

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Насекомые летом).

Оборудование: коврики, панамки, лупа, рюкзачки, мобильные мольберты, бумага для рисования, акварельные мелки.

Ход экскурсии

Педагог, совместно с родителями, приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. На месте педагог подводит детей к муравейнику.

Педагог. Сегодня наша экскурсия посвящена муравьям. Вы помните, как называется их дом?

Дети. Их дом — муравейник.

Педагог. Не подходите близко к муравейнику! Муравьи защищают свой дом: они могут заползти к вам на обувь, потом на открытую кожу и причинить вам боль. Встаньте в отдалении и рассмотрите муравейник. Что он вам напоминает?

Дети. Муравейник похож на пирамиду или большую кучу песка. Еще он напоминает большой дом, в котором живут много-много маленьких жителей. В этом доме много входов и выходов. Жители дома снуют туда-сюда, занимаются своими делами, тащат в дом травинки, веточки, хвоинки.

Педагог. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

На опушке под сосной

Что за терем расписной?

Много в доме том ворот,

Входит в них честной народ,

Тащит в терем палки, ветки.

Там хранятся в яйцах детки.

А народец очень дружный.

Кто же он — сказать вам нужно.

Дети. Этот народец — муравьи, а терем — это муравейник.

Педагог. Муравейник, муравьи — слова одной семейки. Попробуйте подобрать еще слова из этой семейки.

Дети. Муравьиный, муравьишка, муравьиха, муравьята, муравьище, муравьед.

Педагог. Отлично! Я даже не ожидала, что вы подберете так много слов. Молодцы! Теперь давайте рассмотрим одного из муравьев, который отошел подальше от муравейника.

Педагог достает лупу. Дети рассматривают муравья с помощью лупы.

Педагог. Опишите муравья. Расскажите все, что знаете о муравье.

Примерный рассказ детей

Муравей — небольшое насекомое. У него есть голова, туловище, которое состоит из двух частей, шесть ног. На голове есть длинные усики, большие глаза.

Муравей живет в лесу в муравейнике. Муравейник — это верхняя часть муравьиного гнезда. То, что мы называем муравьиными яйцами, на самом деле — куколки муравьев, заключенные в коконы. Самец и самка-царица имеют крылья.

Муравьи — полезные насекомые, потому что они уничтожают вредных насекомых, например тлю.

Педагог оценивает рассказ и предлагает детям поиграть.

Игра «Берегитесь, муравьи!»

От зари и до зари

Все в работе муравьи.

(Дети идут по кругу, изображая, что несут на плече груз. В центре стоит водящий.)

Строят, строят общий дом,

(Меняют направление движения.)

Ветки тащат всемером,

Дружно трудятся ребята,

(Встают лицом в круг, смыкают поднятые руки над центром круга.)

Муравейник — вот их хата.

Только вдруг беда стучится

Прилетела злая птица.

(Передвигаются по кругу, совершая поскоки.)

— Разбегайтесь! Не зевать!

(Эти слова произносит педагог.)

Птица вас идет клевать!

(На слово «клевать» дети разбегаются по площадке. Водящий-«птица» пытается их пятнать. Они убегают в «муравейник» — за линию в дальнем конце площадки.)

Когда дети наиграются, педагог предлагает им отойти подальше от муравейника, расстелить коврики, достать принадлежности для рисования и нарисовать по памяти муравья. Дети выполняют задание. Педагог предлагает им рассмотреть рисунки и выбрать лучший. Все вместе аплодируют победителю, а потом убирают принадлежности для рисования в рюкзачки.

Педагог. А теперь скажите, можно ли разрушать муравейники, бросать в них камнями, бить по ним палкой?

Дети. Этого делать нельзя. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых. Не зря в парках и лесах муравейники окружают заборчиками, чтобы их случайно никто не разрушил.

Педагог. Вспомните и расскажите все вместе стихотворение о том, как нужно относиться к насекомым.

Й ребенок.

По лужайке я шагаю,

Наблюдаю, примечаю.

Я гуляю в мире лета,

Вижу все его секреты.

Й ребенок.

Вот большое коромысло

Над речушкою зависло.

Стрекозу так называют.

Это каждый школьник знает.

Й ребенок.

Фигуристка-водомерка

По воде, как по фанерке,

Пробежала, проскочила,

Даже ног не замочила.

Й ребенок.

Майский жук, как рыцарь в латах,

Очень страшный и усатый.

Жук над веткою жужжит,

От жужжанья весь дрожит.

Й ребенок.

Все букашки копошатся,

Все букашки суетятся.

Я могу их раздавить,

Раздавить, переловить.

Й ребенок.

Ведь для них я — великан,

Великан из дальних стран.

Но!

Великаны — кто не знает —

Очень добрыми бывают!

Педагог. Обидел ли насекомых герой стихотворения? Дети. Нет, не обидел. Он же добрый великан.

Педагог. Я надеюсь, что вы тоже будете добрыми великанами и никогда не будете обижать насекомых. А сейчас наша экскурсия окончена.

 

 

Элементарные опыты

Тема: Интересные муравьи

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни муравьев

Материал: песок, лупа, сахар

Ход опытов:

1. На тропинке, где проходят муравьи, предлагаю детям насыпать тонким слоем песок и понаблюдать, как муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку.

2. Предлагаю детям насыпать крупинки сахара и понаблюдать за тем, как муравьи соберутся возле сладкого лакомства.

3. Предлагаю детям взять лупы, рассмотреть насекомых вблизи – полюбоваться ими.

Экологические беседы

Беседа «Муравейник»

Задачи:

- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям

- воспитывать любовь к природе

- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни

- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

- развивать любознательность, внимание, мышление, память

-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Сегодня мы узнаем об дном очень интересном жилище, которое чем-то похоже на человеческий дом. Но живут в нем не люди. А кто?

Отгадайте загадку.

Под сосной, в лесу густом,

Из хвоинок строит дом.

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

(Муравей, муравейник)

Сегодня речь пойдет о муравьях и их жилищах.

Где живут муравьи?

Как называется их жилище?

Муравейник – жилище муравьев.

Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по смолистому еловому бору, встречаются то там, то здесь высокие терема муравейников.

Послушайте стихотворение.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Видели ли вы муравейники? Наблюдали ли за жизнью муравьев?

Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем есть кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой общий дом в чистоте. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. В них-то они и складывают мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.

Муравьи живут в муравейнике большой дружной семьей. Население одного муравейника подчас равняется населению небольшого городка – сотни тысяч жителей!

С чем можно сравнить муравейник и муравьиную семью?

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и остается жить в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их или поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника, в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

Охраняют муравьиный терем муравьи-солдаты. Это бесстрашные защитники крепости, готовые в случае опасности не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

Обычно каждый муравейник имеет свои границы и территорию. На муравья, попавшего в чужие владения тотчас же нападают другие муравьи. На границе между территориями соблюдается нейтралитет. Встретившись, противники грозно раздвигают челюсти и мирно расходятся каждый в свою сторону.

Запомните, что муравьи очень полезны, они истребляют множество вредных насекомых. Муравейники нельзя разрушать, разрывать их палкой – ведь вы разрушаете большой муравьиный дом.

Ответьте на вопросы

1. Как называется жилище муравьев?

2. Много ли муравьев живет в муравейнике?

3. Какие «помещения» есть в муравейнике?

4. Убирают ли муравьи свой дом? Как они это делают?

5. Какие обязанности есть у рабочих муравьев? У муравьев-солдат?

6. Кто управляет жизнью огромной муравьиной семьи?

7.О каком человеке говорят: «Трудолюбив как муравей»?

 

 

Отгадывание загадок

Я работаю в артели У корней лохматой ели. По буграм тащу бревно — Больше плотника оно (муравей) Выстроен семьи трудом Настоящий город-дом. Днем все сто дверей открыты, Ночью их и не ищи ты. (муравейник)
Погляди на молодцов: Веселы и бойки, Волокут со всех сторон Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжелой ношей, И спешит на помощь друг. Тут народ хороший! Без работы, хоть убей, Жить не может ... (муравей) Возле ёлок из иголок Летним днём построен дом, За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (муравейник)

 

Разучивание стихотворений.

Алёна Богачёва «В шапке муравья»

 Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

 Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

 Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

 

 

Осип Мандельштам

Муравьев не нужно трогать:

Третий день в глуши лесов

Все идут, пройти не могут

Десять тысяч муравьев.

Как носильщик настоящий

С сундуком семьи своей,

Самый черный и блестящий,

Самый сильный муравей!

Настоящие вокзалы –

Муравейники в лесу:

В коридоры, двери, залы

Муравьи багаж несут!

Самый сильный, самый стойкий,

Муравей пришел уже

К замечательной постройке

В сорок восемь этажей.

 

Чтение рассказов и сказок

 

1.Н.Исаев. Муравейник.

2.Г.Паншин. Муравьи.

3.Э.Мошковская. Люблю муравья!

4.В.Сеф. Муравей.

5.Н.Сладков. Домашняя бабочка. Муравей и сороконожка.

 

 

Трудовой десант

 

Цель: воспитание трудолюбия.

Предложить детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек»- в маленькие ведерки собрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки.

 

Подвижные игры

«Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках -обручах.

В другой стороне сидит ребёнок «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны.По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («намочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

Эстафета «Перенеси палочки»

Цель: упражнять скоростном беге, развивать ловкость, воспитывать чувство коллективизма.

Ход игры: группа детей делится на 2 команды. Начинают по одному муравью с каждой команды. По сигналу они бегут к палочке, обегают её и возвращаются. За них цепляется следующий, и они продолжают бег вдвоём и т. д. В конце берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.

 

Подвижная игра "Муравьи и слон".

Цель: развивать внимание, быстроту и ловкость.

Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи. Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души". Дети танцуют, как хотят. Слон: " Расшумелись муравьи, Надоели мне они. Слон пошел гулять, Муравьев пугать!" Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

 

Праздники, развлечения

 

Экологический досуг «Чудо горка- муравейник»

Цель : Прививать любовь к экологической культуре.

Задачи:

• Расширить и знания детей о насекомых нашего края.

• Воспитать бережное отношение к природе.

Ведущий: Здравствуйте дети! Давайте все вместе, дружно, поиграем в экологический досуг “ Чудо горка- муравейник”,он посвящен Всемирному Дню защиты окружающей среды. Дети- что обозначает слово «экология»? (Ответы детей). Молодцы! экология – наука об окружающей среде, То есть о воздухе- которым дышим, о воде- которую пьем, о земле- на которой мы обитаем. Ребята давайте повторим правила природы: надо любить природу и оберегать ее, быть наблюдателями, а не разрушителями природы. Умнички! А мы с вами знаем что человек и природа – единое целое, поэтому начинаем разгадывать волшебные загадки!

Воспитатель загадывает загадки:

1. С цветка на цветок,

Порхает, летает,

И наших детишек,

Она восхищает!

Ответ: Бабочка

2. Перламутром отливает,

Спинка зеленью играет,

Тяжело взлетает он,

По жужжанью чемпион!

Ответ: Жук

3Неприметные места,

Выбираю я всегда,

Прячусь очень хорошо,

Кровь я пью, как молоко!

Ответ: Комар

4. Прыгает, как чемпион,

Вместо слов стрекочет он,

Да к тому ж летает,

Кто он, отгадай-ка!

Ответ: Кузнечик

5. Любопытная она,

И на всё садится,

По утрам жужжит всегда,

Сон сгоняя быстро!

Ответ: Муха

6. Я личинка бабочки,

Крыльев нет пока,

Потому и ползаю,

По деревьям Я!

Ответ: Гусеница

7. От рассвета до заката,

Трудится она ребята,

Пыльцу на лапки собирает,

И мёд отличный получает!

Ответ: Пчела

8. С виду очень я мала,

Ручек, ножек не имею,

Две антенны у меня,

Дом без окон и трубы,

На себе ношу всю жизнь!

Ответ: Улитка

9. Где растёт душистый хмель,

Кружит тот мохнатый …

Ответ: Шмель

10. Эти рыжие неряхи,

Неразборчивы, всеядны,

В любых условиях живут,

И пищу по ночам крадут!

Ответ: Тараканы

11 Пользу приносит,

Насекомых изводит,

Сеть кружевную вяжет,

Роса на ней «пляшет»!

Ответ: Паук

12 В жёлто-чёрную полоску,

С крыльями летает,

При опасности всегда,

Жало вход пускает!

Ответ: Оса

13. Люблю в квартирах проживать,

И быстро в комнатах летать,

Взлетать и тут же приземляться,

И над людьми поиздеваться!

Ответ: Муха

14. Бывают дневные,

А так же ночные,

И крылья всегда,

У них расписные!

Ответ: Бабочка

15. Любит прохладу,

И влажность большую,

От Солнца и ветра,

Укрыться листвою!

Ответ: Комар

Воспитатель: Молодцы, дети.

А теперь ещёодна загадка:

Стоит гора в горе дыра,

Много очень коридоров,

И строителей толковых,

Хоть они и маленькие,

Точно все удаленькие!

Ответ: Муравьи

Умнички! Вот вы и отгадали что, наша игра посвящается муравьишкам.

А кто такие муравьи - Это насекомые, очень многочисленная группа животных. Сейчас давайте рассмотрим на нашем плакате муравья. Насекомое, маленькое,тело состоит из трех частей: голова, грудь (середина, и брюшко (задняя часть). Смотрите ребята у него есть поперечные полоски, которые находятся на брюшке, эти полоски похожи на узор. У насекомого в том числе и муравья шесть ног, два усика. Тело его защищено прочной оболочкой. Муравей откладывает яички, из которых появляются личинки. Яичек муравьи откладывают много, но сохраняется совсем малое количество. Муравьи – животные очень трудолюбивые, и поэтому они все делают сообща т. е. вместе и живут семьями.

В лесу у пня суетня,беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

Воспитатель: Рабочие муравьи несут сухие веточки, стебельки, размеры добычи часто превышают размеры самих животных в десять раз. Движение муравьёв идёт в определённом порядке, прямо как на улице большого



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.099 с.)