Я 214. Право собственности граждан и юридических лиц



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я 214. Право собственности граждан и юридических лиц



1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться лю­бое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в со­ответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограни­чения установлены законом в интересах национальной безопасности, об­щественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть ус­тановлены законодательными актами.

3. Имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) учредителями (участниками, членами) коммерческим и некоммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям либо учреждениям, финан­сируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юри­дическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц.

4. Учредители (участники, члены) коммерческой организации в отно­шении имущества, находящегося в собственности этой организации, име­ют обязательственные права, определяемые в ее учредительных докумен­тах.

5. Имущество, приобретенное общественными и религиозными органи­зациями, благотворительными и иными фондами, находится в их собствен­ности и может использоваться лишь для достижения целей, предусмотрен­ных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организа­ции. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, ука­занных в ее учредительных документах.

1. Пункт 1 ст. 214 ГК наделяет граждан и юридических лиц правом иметь в собственности любое имущество. Однако здесь же устанавлива­ет два вида ограничений права собственности граждан и юридических лиц: 1) по объектам права собственности и 2) по количеству и стоимо­сти имущества, принадлежащего им на праве собственности (п. 2 ст. 214 ГК). В соответствии с п. 1 ст. 214 ограничения по объектам (отдельным видам имущества) могут устанавливаться только законом. Закон Рес­публики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» (Ведамасщ Наиыянальнага сходу Рэс-

473

публ1и Беларусь, 1998 г., № 19, ст. 216; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 45, 2/39; 2001 г., № 116, 2/817) устанавливает перечень объектов, которые находятся только в государ­ственной собственности и, следовательно, не могут принадлежать граж­данам или юридическим лицам.

На праве частной собственности у граждан может находиться .иму­щество, предназначенное как для домашнего хозяйства и личного по­требления, так и для производственной деятельности.

Объекты права собственности граждан или юридических лиц могут иметь как общий, так и специальный правовой режим. Если для кон­кретного объекта в законодательстве не установлен специальный пра­вовой режим, то этот объект подпадает под действие общего правового режима. Общий правовой режим объекта означает, что в законодатель­стве отсутствуют какие-либо специальные обязательные для него пра­вила и осуществление права в отношении этого объекта происходит в общих пределах.

Гражданам или юридическим лицам на праве собственности могут принадлежать квартиры в многоквартирном жилом доме, земельные участки, жилые дома, многолетние насаждения и другие объекты, кото­рые законодательство относит к недвижимому имуществу. Для всякого недвижимого имущества свойственен специальный правовой режим, в частности, вещные права, в том числе и право собственности, а также сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации в со­ответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О госу­дарственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сде­лок с ним» (Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2002 г., № 87, 2/882). Для приобретения права частной собствен­ности в отношении большинства недвижимого имущества характерны определенный субъектный состав или определенные правила.

В соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в Ре­спублике Беларусь» наниматели жилого помещения в доме государст­венного жилищного фонда имеют возможность приобрести его в част­ную собственность. Вместе с приобретением в частную собственность квартиры в многоквартирном жилом доме граждане приобретают и до­лю в праве общей долевой собственности на общие помещения дома, ненесушие конструкции дома, механическое, электрическое, санитар-но-техническое и иное оборудование за пределами квартиры (ст. 274 ГК). При наличии условий, установленных Законом Республики Бела­русь от 8 января 1998 г. «О совместном домовладении» (Ведамасщ На-цыянальнага сходу Рэспублто Беларусь, 1998 г., № 7, ст. 88; № 20, ст.

474

219), собственники недвижимого имущества совместного домовладе­ния могут организовать управление недвижимым имуществом совмест­ного домовладения через товарищество собственников.

Квартира как объект права собственности физических лиц (граждан) может приобретаться последними на основании сделки купли-прода­жи. Для купли-продажи квартир в законодательстве установлены спе­циальные правила. В соответствии с постановлением Совета Минист­ров Республики Беларусь от 31 августа 1993 г. № 589 «Об установлении порядка купли-продажи квартир (домов)» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1993 г., № 25, ст. 486; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респуб­лики Беларусь, 1997 г. № 36, ст. 1123; 1998 г., № 4, ст. 92; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 57, 5/1301;

2000 г., № 88,5/4044; 2002 г., № 2,5/9644) гражданам Республики Бела­русь, независимо от места их постоянного проживания, разрешено при­обретать квартиры в любом населенном пункте Республики Беларусь.

Специальный правовой режим устанавливается не только в отноше­нии недвижимого имущества. Специальные правила в законодательст­ве установлены в отношении таких объектов права собственности, как транспортные средства, оружие, валютные ценности, животные, цен­ные бумаги, ценности, составляющие историко-культурное наследие.

2. Пункт 2 ст. 214 ГК предусматривает второй вид ограничений пра­ва собственности граждан и юридических лиц. Для граждан деклариру­ется принцип, что количество и стоимость имущества, находящегося в собственности, не ограничиваются, за исключением случаев, когда та­кие ограничения устанавливаются законом. Только закон может уста­навливать такие ограничения и только в интересах национальной безо­пасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц ограниче­ния по количеству и стоимости имущества, находящегося в собственно­сти, могут быть установлены законодательными актами (в настоящее время таких ограничений не установлено).

3. Пункты 3-5 ст. 214 ГК развивают положения п. 2 и 3 ст. 44 ГК. Первоначально собственность юридического лица (коммерческого или некоммерческого) образуется за счет вкладов (взносов) учредителей (участников, членов), которые добровольно отказываются от своего права собственности на передаваемое имущество в пользу создаваемого юридического лица. Поэтому юридические лица, за исключением уни­тарного предприятия и учреждения, финансируемого собственником,

475

приобретают право собственности на переданное имущество. Юриди­ческие лица становятся также собственниками имущества, полученно­го в результате их деятельности, осуществляемой в соответствии с целя­ми и задачами юридического лица.

4. Пункт 4 ст. 214 ГК определяет права учредителей (участников, членов) коммерческой организации на переданное ей в собственность • имущество. Учредители (участники, члены) имеют обязательственные права, определяемые в ее учредительных документах.

5. В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК имущество, приобретенное неком­мерческой организацией (общественными, религиозными организаци­ями, благотворительными и иными фондами), принадлежит последней на праве собственности и используется для достижения целей, преду­смотренных учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право собственности на передан­ное организации имущество и не имеют обязательственных прав на не­го. Даже в случае ликвидации организации имущество им не возвраща­ется, а используется после удовлетворения требований всех кредиторов в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья215. Право государственной собственности

1. Государственная собственность выступает в виде республикан­ской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммуналь­ной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

2. Республиканская собственность состоит из казны Республики Бела­русь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими ли­цами в соответствии с актами законодательства.

Средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства, и иное госу­дарственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридичес­кими лицами, составляют казну Республики Беларусь.

3. Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средст­ва местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствую­щей административно-территориальной единицы. (В редакции Закона Рес­публики Беларусь от 24 июня 2002 г. – Национальный реестр правовых ак­тов Республики Беларусь, 2002 г., № 75, 2/862.)

476

Комментируемая статья регулирует одну из форм собственности, предусмотренную ст. 13 Конституции Республики Беларусь, – государ­ственную собственность.

В свою очередь, государственная собственность выступает в виде ре­спубликанской (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Следовательно, субъектами права государственной собствен­ности являются Республика Беларусь и соответствующие администра­тивно-территориальные единицы.

Выступая в качестве самостоятельных собственников, Республика Бе­ларусь и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуще­ством. Исключение из этого общего правила сделано лишь в отношении имущества, которое может находиться исключительно в республикан­ской или коммунальной собственности (например, Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственно­сти государства». – Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублто Беларусь, 1998 г., № 19, ст. 216; 1999 г., № 22, ст. 407; Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 116,2/817). Республика Бела­русь и административно-территориальные единицы не отвечают также и по обязательствам друг друга, за исключением случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо соответствующая ад­министративно-территориальная единица приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь (ст. 126 ГК).

Собственность Республики Беларусь обеспечивает реализацию функций государства и используется как в экономических, так и в по­литических целях. Она гарантирует суверенитет и безопасность респуб­лики, ее социально-экономическое развитие. Этим назначением опре­деляется и круг объектов республиканской собственности, который за­коном не ограничивается.

В собственности Республики Беларусь может находиться любое иму­щество. При этом в республиканской собственности находится как имущество, включенное в гражданский оборот, так и имущество, изъя­тое из гражданского оборота, нахождение которого в собственности граждан или юридических лиц, а также административно-территори­альных единиц невозможно. В частности, в ст. 13 Конституции Респуб­лики Беларусь и ст. 2 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. опре­делены объекты, которые могут находиться исключительно в собствен­ности государства. Это: земли сельскохозяйственного назначения, а

477

также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами Респуб­лики Беларусь передаче в частную собственность; недра; воды; леса;

особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, на­циональные парки, заказники и памятники природы) и их имущество, дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь, редкие и находящиеся под угро­зой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Рес­публики Беларусь; воздушное пространство Республики Беларусь, во­енное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности, и т. д.

Все имущество, составляющее республиканскую собственность, подразделяется на две группы: имущество, находящееся в непосредст­венном управлении государства в лице его органов (казна Республики Беларусь), и имущество, закрепленное за республиканскими юридиче­скими лицами в соответствии с актами законодательства. В состав каз­ны Республики Беларусь включаются средства республиканского бюд­жета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства, и иное государственное имущество, не за­крепленное за республиканскими юридическими лицами.

Осуществление функций собственника в отношении имущества, яв­ляющегося собственностью Республики Беларусь, а также организация управления государственной собственностью возложены на Совет Ми­нистров Республики Беларусь (ст. 107 Конституции Республики Бела­русь). Причем государство не только осуществляет функции собствен­ника, но и в законодательном порядке может устанавливать для себя правила поведения как собственника.

Коммунальная собственность (собственность административно-территориальной единицы), как разновидность государственной собст­венности, обеспечивает реализацию функций соответствующей адми­нистративно-территориальной единицы (области, района, города или сельского (поселкового) Совета). , .

Имущество, составляющее коммунальную собственность, подразде­ляется на две группы: имущество, находящееся в непосредственном уп­равлении административно-территориальной единицы в лице ее орга­нов (казна административно-территориальной единицы), и имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами'в соответст­вии с актами законодательства. В состав казны административно-тер­риториальной единицы включаются средства соответствующего мест­ного бюджета и иное коммунальное Имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами.

478

Определение в пределах, установленных законом, порядка управле­ния и распоряжения коммунальной собственностью относится к ис­ключительной компетенции местных Советов депутатов (ст. 121 Кон­ституции Республики Беларусь). Непосредственное распоряжение ком­мунальной собственностью административно-территориальной едини­цы осуществляет соответствующий исполнительный комитет или мест­ная администрация (ст. 9,11 Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бела­русь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г.). – Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1991 г., № 11 (13), ст. 122; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/137; № 59, 2/174; № 100, 2/203; 2001 г., № 50,2/765).

Статья216. Имущество государственных юридических лиц Имущество, находящееся в государственной собственности, может за­крепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйст­венного ведения или оперативного управления.

Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть закреплено за государственными юридическими лицами. В зави­симости от вида закрепляемого государственного имущества они под­разделяются на республиканские юридические лица и коммунальные юридические лица.

Особенностью правового режима имущества государственных юри­дических лиц является отсутствие у них какого-либо имущества, кото­рое принадлежит им на праве собственности. За этими юридическими лицами имущество может закрепляться либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (ст. 276, 277 ГК).

Имущество, находящееся в республиканской собственности, за­крепляется за республиканскими юридическими лицами, а имущество, находящееся в собственности административно-территориальной еди­ницы – за коммунальными юридическими лицами.

Решения о создании, реорганизации и ликвидации республиканских юридических лиц принимаются Советом Министров Республики Бела­русь (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Ми­нистров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных ор­ганах». – Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублто Беларусь, 1998 г., № 29-30, ст. 466^ 2000 г., № 22, ст. 270). Решения о создании, реоргани­зации и ликвидации коммунальных юридических лиц принимаются со­ответствующими исполнительными комитетами (ст. 9 Закона Республи-

479

ки Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправ­лении в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 10 января 2000 г.).

Республика Беларусь и административно-территориальные едини­цы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, в частнос­ти, когда Республика Беларусь или административно-территориальная единица приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам созданного ими юридического лица.

Статья217. Вещные права лиц, не являющихся собствен­никами

1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, яв­ляются:

1) право хозяйственного ведения и право оперативного управления (статьи 276 и 277);

2) право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

3) право постоянного пользования земельным участком;

Сервитута (статья 268).

2. Переход права собственности на имущество к другому лицу не явля­ется основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.137.68 (0.009 с.)