Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 286 настоящего Кодекса. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 286 настоящего Кодекса.



1. Появление в ГК 1998 года ст. 217 является новеллой для нашего законодательства. ГК впервые подверг законодательному закреплению и систематизации так называемые ограниченные вещные права, именуя их как вещные права лиц, не являющихся собственниками. Ограничен­ным вешным правам присущи следующие признаки:

производность от права собственности. Ограниченное вещное право -это всегда право на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу; оно связано с правом собственности и зависимо от него;

наличие права следования, сущность которого состоит в том, что при смене собственника имущества ограниченное вещное право не прекращается, а, наоборот, обременяет имущество, следуя за ним, а не за собственником;

им признается только право, опирающееся на юридическое основа­ние, т.е. титул;

защита права производится теми же вещно-правовыми способами, которые используются для защиты права собственности. Причем защи­та может предоставляться и от самого собственника.

480

Пункт 1 ст. 217 ГК относит к ограниченным вещным правам:

право хозяйственного ведения и право оперативного управления (см. комментарий к ст. 276 и 277 ГК);

право пожизненного наследуемого владения (см. комментарий к ст. 262 ГК);

право постоянного пользования земельным участком (см. коммен­тарий к ст. 262 ГК);

сервитута (см. комментарий к ст. 268 ГК).

Перечень прав, приведенных в п.1 ст. 217 ГК, не является исчерпы­вающим. В систему ограниченных вещных прав часто включают:

права члена жилищно-строительного или жилищного кооператива на кооперативную квартиру до их выкупа путем внесения полностью паевого взноса и оформления в установленном порядке права собствен­ности на квартиру (ст. 103 ЖК Республики Беларусь);

права члена семьи собственника жилого дома (квартиры) на пользо­вание жилым помещением в доме (квартире) собственника (см. ком­ментарий кет. 275 ГК);

право пользования жилым помещением по договору пожизненного содержания с иждивением (см. комментарий к ст.ст. 572-576 ГК) или в силу завещательного отказа (см. комментарий к пп. 4-5 ст. 1054 ГК) и другие.

2. Пункт 2 ст. 217 ГК закрепляет один из признаков ограниченного вещного права – переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

3. Норма п. 3 ст. 217 ГК является отсылочной и устанавливает, что вещные права лиц, не являющихся собственниками, защищаются в по­рядке, предусмотренном ст. 286 ГК. Права лиц, не являющихся собст­венниками, защищаются даже от самого собственника, что в опреде­ленном смысле может служить ограничением права собственности.

С т а т ь я 2 1 8. Приватизация государственного имущества Приватизация имущества, находящегося в государственной собствен­ности, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о

Приватизации.

При приватизации имущества, находящегося в республиканской и ком­мунальной собственности, предусмотренные настоящим Кодексом положе­ния, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собствен­ности, применяются, если законодательством о приватизации не предусмо-

481

трено иное. (В редакции Закона Республики Беларусь от 25 мая 2002 г. -Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,

№ 62,2/853.)

1. ГК не содержит целостной системы норм права о приватизации государственного имущества. Статья 218 ГК предусматривает, что при­ватизация осуществляется в порядке, предусмотренном законодательст­вом, и устанавливает соотношение положений ГК и законодательства о приватизации. Приоритет предоставлен указанному законодательству Положения ГК, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности в процессе приватизации, применяются, если зако­нодательством о приватизации не предусмотрено иное, т.е. субсидиарно.

2. Приватизации подлежит государственное имущество и республи­канской, и коммунальной собственности.

3. Имеется обширное законодательство о приватизации. Важней­шими законодательными актами такого законодательства являются де­креты, указы Президента Республики Беларусь: Декрет от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998г.,№ 9, ст. 206; № 18, ст. 466; 2000 г., № 11, ст. 270; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 43, 1/3611;

№ 100, 1/4003); Указ от 3 марта 1995 г. № 101 «О мерах по совершенст­вованию реформирования государственного имущества» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 8, ст. 163; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 33,1/291); от 30 декабря 1995 г. № 526 «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации госу­дарственных объектов, находящихся в государственной собственности, на 1996 год» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 36, ст. 886).

Продолжают действовать законы Республики Беларусь: от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собст­венности в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1993 г., № 7, ст. 41; 1995 г., № 19, ст. 234; 1996 г., № 23, ст. 417; Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспубл1ю Беларусь, 1999 г., № 5-6, ст. 93), «О приватизации жилищного фонда в Республике Бела­русь», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1993 г., № 25, ст. 305; 1994г.,№ 7, ст. 93).

482

Нормы законодательства о приватизации содержатся в отдельных постановлениях бывшего Верховного Совета Республики Беларусь по вопросам разгосударствления и приватизации, в частности постановле­нием от 16 июня 1991 г. утверждена Государственная программа прива­тизации (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1993 г., № 26, ст. 329; 1996 г., № 23, ст. 417; Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэ-спублно Беларусь, 1999 г., № 5-6, ст. 93).

Правительство Республики Беларусь, республиканские органы управ­ления, исполнительные и распределительные органы административно-территориальных единиц в развитие законодательных актов и постанов­лений Правительства Республики Беларусь издали много нормативных актов по вопросам процедуры разгосударствления и приватизации и оформления права собственности на приватизированные объекты. Осо­бо следует обратить внимание на положения, инструкции, рекомендации и иные нормативные акты, изданные недавно ликвидированным Мини­стерством по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь. Часто это Министерство издавало нормативные акты о разгосударствлении и приватизации совместно с другими минис­терствами и ведомствами Республики Беларусь. В совокупности эти акты законодательства создали четкий механизм разгосударствления и прива­тизации. Они сохраняют силу и после ликвидации Министерства по уп­равлению и приватизации государственного имущества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.005 с.)