Основные художественные стили 17-19 вв. (барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные художественные стили 17-19 вв. (барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм)



 

Барокко — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на: высокие и низкие. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель. Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия.

Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Реализм — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
15. Культура эпохи Просвещения.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Умы просветителей волнует идея равенства, как перед Богом, так и перед законами, перед другими людьми - это и есть первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные устои.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.

В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством.

Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни.
16. Европейская культура 19 века.

Европейская художественная культура XIX в. развивалась под влиянием политических, экономических, социальных, религиозных и национальных факторов. Как и прежде, это развитие происходило в разных странах неравномерно, результаты художественного развития были различны по масштабам и характеру. Так, например, в Германии, Италии и Франции выделялось музыкальное искусство, а литература - в Англии и Франции. Живопись достигла своих вершин в Испании и Франции.

Культура XIX в. наследует и продолжает движение от английской буржуазной революции через Великую французскую революцию и потрясения революции индустриальной к национально-демократическим и национально-освободительным движениям в Италии, Испании, странах Центральной Европы, Скандинавии. Великая французская революция 1789 г. разрушила устои феодального строя. Идея свободы, равенства, братства во многом повлияла на формирование новых идеалов, проникла в духовный мир.XIX в. - время поразительных успехов науки, время открытий и веры в прогресс. Совершаются революционные преобразования в области естественных наук - П. С. Лаплас, А. М. Лежандр, С. Пуассон, К. Ф. Гаусс работают над теорией вероятностей; открытия в области электричества совершают А. Вольта, М. Фарадей, А. М. Ампер, Г. С. Ом, Д. П. Джоуль, Э. Х. Ленц; волновую теорию света создает Д. К. Максвелл.

Физика нового - ХХ в. появляется на рубеже столетий благодаря трудам В. К. Рентгена, П. Кюри, М. Склодовской, М. Планка, Э. Резерфорда, А. Эйнштейна. Ч. Дарвин пишет в

1859 г. свой эпохальный труд «Происхождение видов путем естественного отбора»,

Г. Мендель выводит три закона о распределении в потомстве наследственных факторов, заложив тем самым основы генетики. Человечество впервые покоряет воздушный океан - сначала при помощи воздушного шара (1783-1784), а потом и с помощью первого самолета (1890-е гг., 1903). Появляются первый пароход, первый автомобиль, развивается железнодорожное сообщение, в 1863 г. строится метрополитен в Лондоне, а потом и в других городах - Нью- Йорке, Будапеште, Вене, Париже.

Появляется радио, телеграф, телефон, в 1830-1840-е гг. - фотография, а вскоре и первый кинопроектор.

Одним из главных завоеваний философии XIX в. стали идея развития, диалектика с ее основными законами, открытые Г. В. Ф. Гегелем. С деятельностью К. Маркса и

Л. Фейербаха связано развитие философского учения. Сложная картина развития искусства в XIX в. характеризуется переплетением различных стилей, включающих целую группу антикизирующих направлений.




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.024 с.)