Артикуляция звука «А» при изолированном произнесении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артикуляция звука «А» при изолированном произнесении.



Урок 1.

Артикуляция звука «А» при изолированном произнесении.

Губы расслаблены. Расстояние между резцами максимальное.

Язык расслаблен, свободно лежит на дне ротовой полости, кончик

языка приближен к нижним резцам.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость. Воздух идет

через рот.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть

положение губ, языка, расстояние между резцами. Можно осязать широкую

тёплую воздушную струю, вибрацию голосовых связок и грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

Поочередно сгибать пальцы, начиная с большого:

«Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я, малыш».

3.Дыхательные упражнения. Дуть на свечу.

Артикуляционные упражнения.

«Бегемот» - Широко открывать и закрывать рот: «Бегемот разинул рот - булку

просит бегемот».

Способы коррекции.

Использовать все сохранные анализаторы, тактильно-вибрационные

ощущения. Положить руку на грудь, чтобы ребенок чувствовал вибрацию

звука «А» в груди.

Фонетическая ритмика.

« А» – руки перед грудью. Произносим звук «А»– широко разводим руки в

стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если проложить руку к

груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот

широко открыт, язык лежит неподвижно.

7.Конструирование. Из трёх палочек сложить букву «А».

Логоритмика.

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты –баты, два рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты баты, это я.

4

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Взять куклу, качать её и говорить: «А – А –А».

Мама качает малыша: «А-А-А».

А

А а

А А А А

а а а а

5

Урок 2.

Артикуляция звука «У» при изолированном произнесении.

Губы сильно напряжены, вытянуты вперёд, лабиализованы. Расстояние

между резцами меньше, чем при звуке «О».

Язык напряжён, оттянут вглубь ротовой полости, кончик языка отдалён от

нижних резцов, спинка языка поднята к мягкому нёбу.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздух идёт

через рот.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть

положение губ. Можно осязать холодную, сильную, узкую струю воздуха,

вибрацию в области гортани и грудной клетки. Гортань занимает наиболее

низкое положение. Гортанное отверстие широкое, голосовые связки не

напряжены, работают с наименьшим напряжением и с наилучшим

акустическим эффектом.

Пальчиковая гимнастика.

Соединяем каждый пальчик с большим пальчиком.

«Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С эти пальцем песни пел».

Дыхательные упражнения.

Возьмите кусочек ваты, положите на ладонь. Ребёнок дует на вату, чтобы она

улетела.

Артикуляционные упражнения.

«Слоник» - Плотно сомкнуть зубы, губы вытянуть «хоботочком» вперёд.

Способы коррекции.

Использовать тактильно-вибрационные ощущения. Чувствуем вибрацию

гортани и грудной клетки при правильном произнесении звука.

Фонетическая ритмика.

« У»- кисти рук у плеч. Произносим звук «У» – руки вытянуты вперед.

Конструирование.

Складываем из палочек букву «У».

6

Логоритмика.

У – У –У – Воет серый волк в лесу.

У – У - У – Утка плавает в пруду.

У - У - У – Дети бегают в саду.

У – У – У - Руку вверх я подниму.

У – У – У - Все игрушки уберу.

У – У – У –Маме дома помогу.

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Игра «Эхо».

Вы громко произносит «А», ребёнок эхом отзывается «А».

Потом меняетесь ролями. Так проговариваются все гласные.

Волк воет на луну: «У-У-У».

У У У У

Дети собирали в лесу грибы, заблудились, кричат: «АУ, АУ».

АУ

Маленький ребёнок плачет: «УА».

УА

7

Урок 3.

Пальчиковая гимнастика.

«Сорока, ворона, кашку варила (мешаем кашу),

На порог скакала (прыгаем двумя пальцами по столу),

Гостей созывала (машем рукой, зовем гостей).

Гости прилетали (машем руками, как крыльями),

Кашку всю съедали (едим кашку).

3.Дыхательные упражнения. Дуть на «дождь», на мишуру.

Артикуляционные упражнения.

«Накажи язычок»- Ребёнок приоткрывает рот, расслабленный язычок лежит

на нижней губе. Пошлёпывает губами язычок, произносит несколько раз «пя-

пя- пя».

Способы коррекции.

Использовать дутьё без голоса. Обратить внимание на характер воздушной

струи.

Фонетическая ритмика.

«П»: произнося слог «ПА», руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Резко

опустить руки со сжатыми кулаками вниз, одновременно произносить «ПА-

ПА- ПА».

Конструирование.

Из трех палочек складываем букву «П».

Логоритмика.

Папа тут, мама там.

Папа, мама, тут и там.

8

П п

ПА

А-ПА

ПА – ПА

ПАПА

9

Урок 4.

Пальчиковая гимнастика.

Соединить ладони. Пальцами правой руки по очереди здороваться с

пальцами левой руки, касаясь кончиками пальцев.

Дыхательные упражнения.

Вырезать из салфетки снежинку, дуть на снежинку.

Артикуляционные упражнения.

«Иголочка»- Рот открыт. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, сделать

узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

Способы коррекции.

Обратить внимание на вибрацию. Приложить руку к губам.

Фонетическая ритмика.

«М» – руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог «МА», на «М»

руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на «А» –

руки свободно разводятся в стороны. Интервала между движениями нет, одно

движение плавно переходит в другое.

Конструирование.

Выкладываем из палочек букву «М».

Логоритмика.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Я её не разбужу.

10

М м

МА

А-МА

МА – МА

МАМА

11

Урок 5.

Пальчиковая гимнастика.

«Нолики» - Соединяем подушечками большой палец с указательным,

средним, безымянным и мизинцем.

Дыхательные упражнения.

Дуть на тонкую, длинную полоску бумаги.

Артикуляционные упражнения.

«Окошко» - Округлить губы и немного вытянуть их вперёд, изображая

окошко.

Способы коррекции.

Использовать тактильно-вибрационные ощущения. Сравнить характер

вибрации гортани и грудной клетки при правильном и неправильном

произнесении звука. Показать запотевшее зеркало.

Фонетическая ритмика.

«О» – руки внизу. Произносим звук «О» – руки через стороны поднимаем

вверх и соединяем над головой или перед грудью. Губы круглые, язык

неподвижный.

Конструирование.

Лепим из теста или из пластилина букву «О».

Логоритмика.

«О-о-о» - написали мы письмо,

«О-о-о» - полетело далеко.

«О-о-о» - шили кукле мы пальто,

«О-о-о» - красивое оно.

12

Урок 6.

Пальчиковая гимнастика.

Указательный и средний пальцы правой или левой руки «ходят» по столу:

«Маленькие ножки бежали по дорожке: топ – топ – топ».

Дыхательные упражнения.

«Собачке жарко». Часто дышать с высунутым языком, как дышат собаки,

когда им жарко.

Артикуляционные упражнения.

«Качели» - Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно- то к носу, то

к подбородку. Рот при этом не закрывать.

Способы коррекции.

Язык поднять вверх и удерживать его у верхних резцов.

Фонетическая ритмика.

«Т»: произнося слог «ТА», резко встряхнуть указательными пальцами;

Конструирование.

Из двух палочек сложить букву «Т».

Логоритмика.

На полянке два жука танцевали гопака.

«танцуем, ручки на поясе»

Автоматизация звука «Т».

а). В прямой позиции:

та -та –та Тата

то-то-то Тома топ- топ

ту-ту-ту тут тату

б). В интервокальной позиции:

ата – ато – ату

атом мотто тату

потат Потап

потом потоп

томат топот

в). В обратной позиции:

ат – от – ут

пат пот пут

тат тот тут

там том туп

мат мот омут

г). В сочетании с согласными:

пта – пто – пту апта –апто - апту

мта – мто – мту амта- омто- умту

тпа –тпо – тпу отпа –отпо- отпу

тма –тмо – тму атма – отмо- атму

19

Урок 7.

Пальчиковая гимнастика.

«Вертолёт». Четыре пальца, кроме большого пальца, сжать в кулак. Большой

палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Дыхательные упражнения.

«Цветочек»- Вдохнуть через нос воздух, понюхать цветочек.

Артикуляционные упражнения.

«Маляр»- Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, потом

нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

Способы коррекции.

Обратить внимание на положение губ, осязать вибрацию гортани и струю

выдыхаемого воздуха.

Фонетическая ритмика.

«В» – руки в стороны. Произнося звук «В», слегка покачивать из стороны в

сторону напряженными руками и туловищем («самолёт»).

Конструирование.

Лепим из пластилина букву «В».

Логоритмика.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё ниже, ниже.

20

Автоматизация звука «В».

а). В прямой позиции:

ва – ва- ва вам вата ватт

во – во- во вот

ву – ву – ву

б). В интервокальной позиции:

ава – аво – аву

пава

вава Вова Тува

в). В обратной позиции:

ав – ов - ув

ав – ав (Лает собака)

г). В сочетании с согласными:

апва – апво – апву

авма – авмо - авму

авта – авто - авту

Авва (собака доктора Айболита)

авто

автомат

23

Урок 8.

Пальчиковая гимнастика.

«Ножницы» - Указательный и средний выставляем вперед и режем, как

ножницами. Остальные пальчики сгибаем и прижимаем к ладошке.

Дыхательные упражнения.

Дуть на бабочку, вырезанную из бумаги и висящую на ниточке.

Артикуляционные упражнения.

«Грибок»- Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывать язык от нёба,

сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от

упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

Способы коррекции.

Показать вибрацию в области носовой перегородки.

Фонетическая ритмика.

«Н» – Руки согнуты в локтях на уровне груди. Ладони к себе. Произнося слог

«НА», на «Н» -руки вытянуть вперёд, на «А» - руки свободно развести в

стороны.

7.Конструирование. Из палочек складываем букву «Н».

Логоритмика.

Наша Соня – повариха.

И печёт, и жарит лихо.

Заходите на блины.

Говорят, они вкусны.

24

Автоматизация звука «Н».

а). В прямой позиции:

на- но -ну

нам Нонна нут

наппа

б). В интервокальной позиции:

ана – ано - ану

манна панна она

Мона панно оно

Моно панама тонна

Монотонно попона

Анна

в).В обратной позиции:

ан – он - ун

атаман Антон ватман

вон мутон он

пан помпон понтон

топтун тон туман

г). В сочетании с согласными:

манто манту мутно

мамонт мутант пуант

д). Дифференциация звуков «М - Н».

ма – на мама - Ната

мо – но Мона- Нонна

му – ну моно - нота

27

Урок 9.

Пальчиковая гимнастика.

«Кулачки- ладошки» - сжимаем пальчики в кулачки и разжимаем.

Дыхательные упражнения.

Дуть на карандаш, лежащий на гладкой поверхности, так, чтобы он

перекатывался.

Артикуляционные упражнения.

«Катушка»- Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края

языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается»

вперёд и убирается вглубь рта. Проделать 15 раз.

Способы коррекции.

От звука «Т». Слог «та». Нажать шпателем или пальцами на переднюю часть

спинки языка - получается «ть», «тя». Потом продвинуть ещё дальше – «кь»,

«кя», и ещё дальше – «ка».

6.Фонетическая ритмика.

Произнося слог «КА» резко откинуть назад голову, одновременно руки,

согнутые в локтях, резко отвести назад.

7.Конструирование. Сложить из палочек букву «К».

Логоритмика.

Курочка кудахчет: «КО – КО - КО»,

Слышен её голос далеко: «КО – КО – КО - КО – КО, КО – КО – КО – КО-

КО, КО – КО - КО - КО - КО, КО – КО – КО – КО – КО».

28

Автоматизация звука «К».

а). В прямой позиции:

ка – ко – ку

как кап капот капкан

каток канат канкан кантата

кант канава канон ковка

копка копна кома кон

конка кокон котомка комната

кот ком комок компот

кум кума купон кукан

б). В интервокальной позиции:

ака – ако – аку

кокон кокотка макака накат

наука окантовка око окоп

окот патока пакана пока

поток покупка тукан туман

в). В обратной позиции:

ак – ок – ук

внук как кок каток

мак манок мотоктак

тапок ток тук паук

пак поток пук

г). В сочетании с согласными:

акт антоновка кто

кнопка кумкват манка

матка панк пакт

кнут мокко окно

октава откат оттоманка

танк тонко топкаутка

31

Урок 10.

Пальчиковая гимнастика.

Постукивать пальчиками по столу, имитируя игру на барабане. «Мои

пальчики-барабанчики, тук - тук, тук-тук. Раздаётся звонкий стук».

Дыхательные упражнения.

«Буря»- Налить воду в стакан. Дуть в трубочку диаметром 5-6мм. От дутья

вода бурлит.

Артикуляционные упражнения.

«Болтушка»- Приоткрыть рот, двигать языком вперёд-назад, произносить

«бл-бл-бл».

Способы коррекции.

Указательный палец прикладывается к нижней губе в вертикальной

плоскости и движется вверх-вниз.

Фонетическая ритмика.

«Б» – руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вниз. Произнося «БА - БА

–БА», расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно

наклоняясь вперед; произнося слог «БА», резко, но расслабленно опустить

руки вниз.

Конструирование.

Складываем из палочек букву «Б».

Логоритмика.

С барабаном ходит ёжик. Бум – бум- бум.

Целый день играет ёжик. Бум – бум – бум.

С барабаном за плечами. Бум – бум – бум.

Ёжик в сад забрёл случайно. Бум – бум – бум.

Очень яблоки любил он. Бум – бум – бум.

Барабан в саду забыл он. Бум – бум – бум.

32

Автоматизация звука «Б».

а). В прямой позиции: ба – бо – бу

баба бак бамбук

банан банк банка

бант баобаб батат

батман батон батут

боа боб бок

бомба бон бот

ботва бубон бук

бука буква бум

бунт бутон

б). В интервокальной позиции: аба – або – абу

кабан табу набат

кубок табун нубук

кубанка табак Куба

в).В обратной позиции: аб – об – уб

баобаб боб куб

паб туб

г). В сочетании с согласными:

амба бомба мамба

тумба ноутбук обман

обманкаБобка

д). Дифференциация звуков «П - Б»:

ба – па папа – баба

бо – по бот – пот

бу – пу бук - пук

35

Урок 11.

Пальчиковая гимнастика.

«Дом»- Соединяем пальцы обеих рук под углом, образуя «крышу».

Дыхательные упражнения.

Дуть на лёгкие предметы, плавающие в воде - шарик для «пин-понга».

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно,

сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

Способы коррекции.

Многократное произнесение «БА» с переходом на «ДА» - «БА – БА - ДА».

Внимание фиксируется на работе голосовых связок.

Фонетическая ритмика.

«Д» – руки перед грудью. Произнося «ДА- ДА- ДА» встряхивать кисти перед

грудью. Произнося «ДА» утвердительно кивнуть головой.

7.Конструирование. Нарисовать и раскрасить букву «Д».

Логоритмика.

Ай, ду – ду,

Ду – ду, ду –ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во дуду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

36

Автоматизация звука «Д».

а). В прямой позиции: да- до- ду

давно давка добавка

дама дамба довод

дата дан док

дума Дон дот

Дадон

б). В интервокальной позиции: ада – адо - аду

вода водопад какаду

Канада канонада мадонна

Мода ободок помада

тамада

в). В обратной позиции: ад – од -уд

анод катод пуд

довод код обод

удод комод овод

г). В сочетании с согласными:

анаконда банда бандана

адвокат будка два

кадка будда дудка

командаВанда дно

панда

д). Дифференциация звуков «Д - Т».

да – та дата – вата

до- то дом – том

ду –ту дудка - утка

39

Урок 12.

Пальчиковая гимнастика.

«Листочки» - Руки подняты вверх. Сжать руки в кулачок и разжать их. «Из

маленькой почки выросли листочки».

Дыхательные упражнения.

Дуть на лепестки цветов, лежащих на ладони.

Артикуляционные упражнения.

«Чашечка»- Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться

к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-

15 секунд.

Способы коррекции.

Кончик языка слегка прикусить зубами и сказать «А», получится звук»Л».

Фонетическая ритмика.

«Л» – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося «ЛЯ -ЛЯ –

ЛЯ», делать вращательные движения кистями рук.

7.Конструирование. Из палочек сложить букву «Л».

Логоритмика.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа.

Эта долька для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька для бобра,

А медведю кожура.

Он сердит на нас, беда,

Разбегайся кто куда.

40

Урок 13.

Пальчиковая гимнастика.

«Стул» - Левую руку поднимаем вертикально вверх. Прямые пальцы плотно

прижаты друг к другу. Пальцы правой руки сжимаем в кулачок и прижимаем

к левой ладошке.

Дыхательные упражнения.

Дуть в пустой стеклянный пузырёк. Кончик языка прикасается к краю

пузырька, воздух проходит посередине языка.

Артикуляционные упражнения.

«Трубочка» - Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуты вверх.

Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Способы коррекции.

Обратить внимание на характер воздушной струи. Поднести к губам руку

тыльной стороной. Можно ощутить сильную холодную воздушную струю,

идущую косо вниз.

Фонетическая ритмика.

«С» – руки перед грудью. Произнося звук «С», руки развести в стороны.

7.Конструирование. - Лепим из пластилина букву «С».

46

Логоритмика.

Са-са-са, са-са-са - Прилетела к нам оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Есть полоски у осы.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Хоботок есть и усы.

Су-су-су, су-су-су- Попросили мы осу:

Са-са-са, са-са-са - Улетай от нас, оса!

Автоматизация звука «С».

а). В прямой позиции:

са –са –са со – со- со су – су- су

сабо сад садок саксаул

салака салат сало сам

самба самбо самокат самосвал

самка сампан сап cатана

сауна собака сова сода

совок совка сок сокол

солдат соло солод солома

солонка сом сон соната

сопка сосок соска сосунок

сопло сосна состав сосуд

соус ссуда суд судак

судок судно сук сукно

султан cумма сумка сутана

сундук суп сустав сусло

б). В интервокальной позиции:

аса – асо - асу

досада касатка коса колбаса

кусок колосок кусок касса

лассо масса муссон мосол

насадка носок оса осада

осадка осока осот полоса

посад посадка посуда усадка

в). В обратной позиции:

ас – ос – ус

атлас бас босс бонус

волос вкус занос кактус

колос компас конус космос

кокос квас класс мусс

мускус нос опус палас

палтус пас покос ус

укус уксус

50

г). В сочетании с согласными:

ста-сто- сту

аист аксакал балласт бокс

вакса воск восток доска

достаток дуст каска каста

каскад капуста консул куст

лавсан ласка ласта лоск

лоскут лоскуток маска масло

мост мускул мускат наст

осколок остов полоскун пустота

самосвал скала скалка скакалка

скандал скат склад складка

складно склон скоба скол

скот скука скула скуп

скунс слава славно слалом

сломал слон слот смола

снова сноска спас способ

спуск ставка стадо стакан

стан станок ствол сто

сток стол столб столп

стоп стопа стопка стон

стул ступа ступка стук

тоска тост услада

51

Урок 14.

Пальчиковая гимнастика.

«Пион»- «Был бутон, а стал пион».

Сомкнуть подушечки пальцев левой и правой рук. Получился бутон. Нижние

части ладоней прижать друг к другу, а пальцы раздвинуть в стороны -

получился пион.

Дыхательные упражнения.

«Кораблики»- Налить воду в таз, дуть на кораблики, чей дальше уплывёт.

Артикуляционные упражнения.

«Улыбка» - Улыбнуться. Губы сомкнуты, растягиваются в улыбку.

«Заборчик»- Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.

Способы коррекции.

Использовать тактильно – вибрационные ощущения. Прикладываем руку

ребёнка к темечку, чувствуем вибрацию.

Фонетическая ритмика.

«И» – кисти рук у плеч. Произносим звук «И» – тянем руки вверх,

приподнимаемся на носки.

7.Конструирование. Складываем из палочек букву «И».

Логоритмика.

Иней лег на ветки, по тайге туман.

Перепелки сели, гуси полетели.

Принесли на крыльях, теплый месяц май.

52

Автоматизация звука «И».

Аист анис биатлон бивни

Бидон бинт бис битва

Блик блин блок блондин

Блондинка ботаника ботинки виадук

Вид видно вилка вина

Вино винт винтовка висок

Вист витамин воин диван

Диво диктант динамик динамит

Диплом дипломат диск диспут

Длина долина ива идиома

Идиот идол икота икона

Имам инки инок иск

Ислам истина сток истопник

Истома истукан искусство итак

Калина калитка кимоно кино

Кипа кит киста климат

Клин клиника клубника копилка

Косилка кубик кулик кулиса

Клип клинок лиана лимон

Липа лист малина мандолина

Миллион микстмим мина

Минус молитва ник нитка

Обида один оптика оптимист

Отит павлин паломник паника

Пианино пианист пиво пика

Пикник пила пилот пион

Пластилин пластик пластина пластинка

Плита плитка плинтус поилка

Путник санки свист свисток

Сила силос сито слив

Слива соломинка спутник сутки

Твист тик тип тина

Тиски тмин тупик улитка

Купи кипу пик.

55

Урок 15.

Пальчиковая гимнастика.

«Крючок» - Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом. Можно делать

«крючок» всеми парами пальчиков: безымянными, средними, указательными,

большими.

3.Дыхательные упражнения. Дуем в свисток.

Артикуляционные упражнения.

«Улыбка» - Улыбнуться. Губы сомкнуты, растягиваются в улыбку.

Звуком «И».

Фонетическая ритмика.

«И» – кисти рук у плеч. Произносим звук «И» – тянем руки вверх,

приподнимаемся на носки, произносим звук «Й», делаем резкие круговые

движения ладонями.

Логоритмика.

Иней лег на ветки,

Ночью был мороз.

Лебеди летели,

Ночью песни пели.

Май с собою принесли.

Улетели снегири.

56

Автоматизация звука «Й».

Ай бай байка

Байкал балалайка Бийск

Бой бонсай буй

Буйвол вой война

Войлок Вий дойка

Индейка йота инсайд

Кайман койка койот

Кит китобой Клондайк

Лай лайм май

Майка майна мой

Мойва мойка молодой

Найтовка ой пай

Пайка пойма покой

Плойка помойка постовой

Сайка сайт свой

Слайд слой слойка

Сойка тайна твой

удой

59

Урок 16.

Пальчиковая гимнастика.

«Волна» - Соединить пальчики двух рук в замок и совершать волнообразные

движения сцепленными руками.

3.Дыхательные упражнения. – Вдох и выдох через нос, рот закрыт.

Артикуляционные упражнения.

«Чистим зубки»- Улыбаемся, рот приоткрыт, видно зубы. «Почистим»

нижние зубы, двигая кончиком языка из стороны в сторону, а затем снизу

вверх.

Способы коррекции.

По подражанию на слухозрительной основе. Использовать все сохранные

анализаторы, тактильно-вибрационные ощущения.

Фонетическая ритмика.

Работа проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить звук и

вместе с другим гласным звуком слитно так, чтобы один звук как бы

вливался в другой. Произнесение звуков сопровождается движениями, так же

плавно переходящими одно в другое «ИА-ИА-ЙА-ЙА-Я-Я-Я».

7.Конструирование. - Лепим из пластилина букву «Я».

Логоритмика.

Кто умеет чисто мыться? - Я.

Кто водички не боится? - Я.

Кто съедает быстро кашу? - Я.

Угощает кашей Машу? - Я.

Кто игрушки убирает? - Я.

Маме дома помогает? - Я.

60

Автоматизация звука «Я».

Апатия Ася бяка

Балясина баня баян

Буян воля доля

Дядя имя Италия

Испания капля каяк

Кипяток клякса кляп

Коляда коляска косяк

Лилия линия маяк

Миля миссия молния

Мясо мята оляпка

Пакля пламя пляс

Пляска плясун поляна

Понятно пояс пуля

Пятак пятка пятно

Сабля сакля синяк

Солянка соя статуя

Туя тяпка яд

Яблоко яблоня явка

Як ял ялик

Яма ясли ясно

яства

63

Урок 17.

Пальчиковая гимнастика.

«Солдаты». - Разгибать пальчики, сжатые в кулачок.

«Наши пальчики – солдаты,

Дружно встали вместе в ряд,

И шагают на парад.

Первый встал большой,

Указательный второй,

Средний, безымянный, и мизинчик малый».

Дыхательные упражнения.

«Хомячок» - рот закрыт, надуваем щечки. Держим 5 секунд, потом выдыхаем

воздух.

Артикуляционные упражнения.

«Горка» - Рот приоткрыт. Боковые края языка прижаты к верхним коренным

зубам. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Удерживать в таком

положении 15 секунд.

Способы коррекции.

Попросите малыша открыть рот. Положите на кончик языка чистый палец.

Отодвиньте язык назад. Ребёнок будет стараться вытолкнуть ваш палец

языком. При этом задняя часть языка высоко поднимается.

Фонетическая ритмика.

Руки согнуты в локтях, приближены к плечам. Произнося звук «Ы» руки от

плеча вытягивать вперёд.

7.Конструирование. Лепим из пластилина букву «Ы».

64

Логоритмика.

Са-са-са, са-са-са - Прилетела к нам оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Есть полоски у осы.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Хоботок есть и усы.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Не боимся мы осы.

Автоматизация звука «Ы».

Балык бык быт

Было волынка вымя

Высоко дылда дым

Дымка дыня калым

Колыма копыто купаты

Клык латы лыко

Лысый манты мыло

Кумыс мыс мысли

Опыт панты пимы

Попытка посылка пыл

Пытка сваты сын

Сытно ссылка стык

Тыква тын улыбка

ястык

67

Урок 18.

Пальчиковая гимнастика.

«Шишки» - «Будем шишки собирать, будем пальчики считать». Собираем

шишки в корзинку и считаем пальчики.

3. Дыхательные упражнения. Вдох через нос, выдох через рот.

Артикуляционные упражнения.

«Чашечка» - Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком

положении 15 секунд.

Способы коррекции.

1. Открыть рот, сделать «чашечку» и прислонить широкий кончик языка к

верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди – с наружной

стороны);

2. «дуть на край чашечки», контролировать выдох ладонью;

3. «занести чашечку» в рот, скользить сначала по внутренней стороне

верхних резцов, потом по небу до альвеол, прислонить широкий кончик

языка спереди к альвеолам, не переставая «дуть на край чашечки» (шипит

змея);

4. сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть»;

5. закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении

продолжать «шипеть»;

6. во время длительного произнесения звука большим и средним пальцами

руки нажать на щеки ребенка около углов его рта и выдвинуть вперед его

губы;

7. когда ребенок сам научится округлять губы, закрепить звук в слогах.

68

Фонетическая ритмика.

Звук «Ш» – руки перед грудью. Произнося звук «Ш», делать волнообразные

движения напряжёнными руками вниз.

7.Конструирование. - Складываем из конструктора букву «Ш».

Логоритмика.

Мы шли, шли, шли, и пирог нашли.

Сели, поели, и дальше пошли.

Автоматизация звука «Ш».

а). В прямой позиции:

ша – шо- шу

шайба шайка шалаш шалун

шаман шанс шапка шатун

шашки шашлык шик шило

шип шиповник шина шишка

шов шок шоколад шоссе

Шотландия шуба шум шумно

Шут шутка шутник

б). В интервокальной позиции:

аша- ашо – ашу

Ашан ваша душа ишак

Каша клавиши кушак лошадка

Машина наша ошибка паша

Подошва пушинка суши тишина

Туша ушат уши

в). В обратной позиции:

аш –ош- уш

ваш душ камыш кишмиш

кыш куш кукиш лаваш

ландыш малыш мякиш наш

палаш шалаш

г). В сочетании с согласными:

бабушка башлык башня блошка

букашка вышка душка дышло

каштан колотушка кошка кувшин

кувшинка кукушка макушка мишка

мошка мушка опушка пушка

плошка подшипник пташка пышка

пушка пшик тушка тушкан

шашки шишка шкала шкатулка

школа шляпа шпион штаб

штамп штаны штат штука

штык яшма

71

Урок 19.

Пальчиковая гимнастика.

«Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный саамы.

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал».

Дыхательные упражнения.

Рот закрыт. Вдох через нос, выдох через правую ноздрю. Левую ноздрю

закрываем.

Рот закрыт. Вдох через нос, выдох через левую ноздрю. Правую ноздрю

закрываем.

4. Артикуляционные упражнения.

«Лопаточка»- Улыбнуться и приоткрыть рот. Положить широкий,

расслабленный язык на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

Держать 10-15 секунд.

Способы коррекции.

По подражанию на слухозрительной основе. Обратить внимание на твердый

язык.

Фонетическая ритмика.

«Э» – руки вытянуты вперёд на уровне плеч. Произнося звук «Э» –

напряжённые руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам.

Конструирование.

Лепим из теста или из пластилина букву «Э».

72

Логоритмика.

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой – сапоги.

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Автоматизация звука «Э».

Дуэт поэма поэт

Поэтому эта этап

Эталон эти этика

Экономика экономист экономия

Экспонат эластан эпос

Это этот эскалоп

Эстамп эстакада

75

 

Урок 20.

Пальчиковая гимнастика.

«Веер» - Расслабить руки от локтя. Поднимать руку ладонью вверх и

обмахиваться как веером.

Дыхательные упражнения.

Вдох через нос, выдох через рот.

Артикуляционные упражнения.

«Улыбка» - Улыбнуться. Губы сомкнуты, растягиваются в улыбку.

«Заборчик»- Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.

Способы коррекции.

Дифтонги ставят только тогда, когда есть все основные гласные звуки.

Фонетическая ритмика.

Руки вначале поднять вверх «И», а затем опустить к плечам «Э».

«ИЭ-ИЭ-ИЭ-ЙЭ-ЙЭ-Е-Е-Е»

7.Конструирование. Складываем из палочек букву «Е».

Логоритмика.

Ходим по кругу со словами:

«Еле – еле – еле – еле завертелись карусели.

Читай.

Е е

еда

ест

Ева ест булку.

Я ем ка-шу.

Мы едем на

по-ни.

77

Ма-ма мо-ет

Се-ву.

Се-ва пел пес-

ни ве-се-ло.

Ева ела омлет.

У Лены венок.

Аня купила

билет на балет.

78

Автоматизация звука «Е».

Балет балетки бассейн

Беда белила белка

Белена белок бес

Библиотека билет блеск

Бобслей валенки валет

Веник венок видеотека

весна вес весло

вести весы ветка

двести декада декаданс

дело дети детство

десна деспот десяток

десятина дело делянка

дятел еда енот

если кабинет кадет

календула кассета кепка

кинотека клей клеймо

клемма клетка колено

комета кулебяка лекотека

левша лепесток ленок

лес леска лето

леший макет математика

мел мена место

монета небо небеса

нетто океан пакет

пикет пеликан пена

пестик песок плен

плеск победа полено

седло слепой слепок

сонет сулема таблетка

тема тесто тлен

туалет улей элемент

эмблема эпидемия эпитет

эстетика этикетка

79

Урок 21.

Пальчиковая гимнастика.

«Кулачки» - Руки положить на стол, ладони прижать к столу. Одновременно

сжать два кулачка. Повернуть кулачки и постучать ими по столу.

Дыхательные упражнения.

На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен

поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна

взлететь вертикально вверх.

Способы коррекции.

Произнести вместе два звука: «ТЬ + ШЬ =Ч»

Фонетическая ритмика.

«Ч» - Поворачиваем и сжимаем кулачки к себе, руки согнуты в локте.

7.Конструирование. Складываем из палочек букву «Ч».

Логоритмика.

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.883 с.)