Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задатки в развитии способностей, типы индивидуальных различий людей.

Поиск

Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются в деятельности под влиянием обучения и воспитания.

Способности – прижизненное, а не врождённое образование.

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям деятельности и являются условием успешного её выполнения.

От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость, и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, при благоприятных условиях в результате упорного труда.

Выделяют:

Общие способности – проявляются в различных видах человеческой деятельности. Например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, работоспособность.

Специальные – способность к определённым видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические, технические и др.

Групповые – способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных.

Профессиональные – когда происходит выбор профессий.

 

«Конус способностей» (рис.1) формируется по направлению снизу вверх, а их разрушение идёт в противоположном направлении. По мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей.

«Конус способностей»                                                    рис.1

                                                       5.

                                                      Профес-

                                                 сиональные                                                                                                      способности

                                                          4

                                          Групповые способности         

                                         

                                                          3

                              Специальные способности          

 

                                                          2

                                          Общие способности

 


                                                          1

                                                Задатки

 

Также различают:

Теоретические – предопределяют склонность человека к обстрактно-теоретическим размышлениям.

Практические – предопределяют склонность к конкретным, практическим действиям.

Такие способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаются только у одарённых, разносторонне талантливых людей.

Учебные – определяют успешность обучения и воспитания, усвоения знаний, умений, навыков.

Творческие – связаны с созданием новых идей, открытий, изобретений в различных областях человеческой деятельности.

Предметные – способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Межличностные способности – приобретение необходимых форм общественного поведения. Например, без владения речью, без умения адаптироваться к людям, правильно оценивать их поступки, взаимодействовать с ними и. т. д., невозможными были бы нормальная жизнь и психическое развитие человека.

Структура профессиональных способностей:

  Общечеловеческие способности – трудоспособность (и обеспечивающие её личностные свойства - ответственность, аккуратность); связанны с воспитанием человека как субъекта труда.

Общие способности – «родовые» разноуровневые возможности человека, результат жизнедеятельности в определённый исторический момент и в определённой культуре. 

Специальные способности – развитие профессионально важных качеств в определённой деятельности.

С точки зрения развития в структуре способностей выделяют два вида: потенциальные – не реализуются в конкретном виде деятельности, возможности развития индивида проявляющие себя перед возникновением новых задач, требующих решения;

актуальные способности – зависят не только от психологических свойств индивида, но и от социальных условий, необходимы в данный момент, в конкретном виде деятельности, составляют только часть потенциальных способностей.

      

   Опыт 49 стр. 186, А. Смирнов.

    

 В науке чётко разделяют понятия «задатки» и «способности».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.005 с.)