Схема решения творческих задач. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема решения творческих задач.



 

условия            процесс              операции             результат  формы

возникновения                                       мышления                                    реализации

                 
       

 


проблемная          мышление            анализ                               продукт     понятие

ситуация                                           синтез                   мышления суждение

                                                                  сравнение                                    умозаключение

                                                                  обобщение

 

Каждый акт мышления - решение какой-либо задачи, возникающей в ходе познания, практической деятельности человека, творческого преобразования.

Задача – это цель, данная в определенных условиях. Возникновение ее означает, что решающему удалось выделить известное и неизвестное (искомое).

Решение – поиск недостающего звена.

Процесс решения задачи состоит из 5 этапов:

- мотивация (желание решить проблему);

- анализ проблемы;

-поиск решения проблемы (на основе выбора оптимального варианта, нового решения);

          (решению задачи зачастую способствует озарение)

- доказательство и обоснование правильности решения;

-реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.

В ходе решения творческих задач реализуется 3 типа мыслительных действий:

1. Ориентировочные.

2. Исполнительные.

3. Нахождение ответа.

В ходе решения мыслительных задач может использоваться разный материал:

-   числовой

- словесный;

            -  образный;

- практические задачи.

 

Задача №1.

Определите закономерность чередования чисел и поставьте недостающее число:

                    7 9 5 11

                    4 15 12 7

                    13 8 11?

Ответ: каждое число в последней колонке равно сумме первых двух чисел соответствующего ряда, за вычетом третьего числа. Искомое число – 10.

Задача №2.

Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет.

Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на физическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник не на историческом. Леонид играет не на контрабасе.

На каком инструменте играет Валерий, и на каком факультете он учится?

Ответ: Валерий играет на контрабасе, учится на историческом факультете

Упражнение №1.

Из шести спичек сложите четыре равносторонних треугольника.

Ответ: спички нужно расположить в виде тетраэдра.

Упражнение№2.

Цель: наблюдение за проявлением этапов мыслительных действий в ходе решения проблемных ситуаций.

Условие: через 9 точек, не отрывая руки, провести четыре прямых отрезка. Все пробы демонстрируются.

.  .  .

.  .  .

.  .  .

Упражнение №3.

Разделить серповидную фигуру двумя линиями на 6 частей. Проанализировать решение и ответить на вопросы:

  1. Каковы основные этапы решения задач?
  2. Как влияют на решение задач индивидуальные особенности личности

испытуемого?

3. Какие мыслительные действия выполнялись испытуемым в ходе                      

решения творческих задач?

4. Какие качества ума проявились в процессе решения задач?

 

Индивидуально-психологические особенности мышления с помощью методик «Отгадывание загадок», «Понимание пословиц».

К индивидуальным особенностям мышления относится определение понимания переносного смысла, т.е. когда содержание прямо не отражается в словесном материале.

Переносный смысл определяется с помощью загадок, (где по фрагментам надо воссоздать целое - синтез через анализ), пословиц и поговорок.

Загадки относятся к игровой деятельности человека. Они стимулируют мыслительную деятельность, расширяют зону поиска, усиливают аналитико- синтетическую операцию, способствуют развитию целенаправленности.

Загадки представляют собой разного вида по сложности задачи. Простые, содержат подробные указания на объект. Другие загадки абстрагированы от объектов и их следует понимать в переносном смысле.

Отгадывая загадки, испытуемый проверит себя на сообразительность (скорость решения), успешность решения (объем решенных загадок по отношению к предъявленным), субъективные предпочтения таким занятиям, а также умственные способности.

 

Опыт №9.

Крылов, с.165.

Цель: исследование индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Отгадывание загадок».

Оборудование:  набор из 10 загадок.

 

                    Ход работы.

1.  Работа группой.

2.  Э. предъявляет для разгадывания загадки, которые относятся к человеку и его признакам.

3.  И. отгадывает и регистрирует время.

               Выполнение работы.

1. Язык.                                  5. Язык.     9. Зубы.

2. Перчатка.                           6. Рот        10. Материнское молоко.

3. Всадник на лошади.          7. Глаза.

4. Пуговица.                          8. Ноги.

              Обработка результатов.

Описывается результат:

1. по количеству правильно отгаданных загадок.

2. по времени их решения

3. по степени субъективной трудности.

Вывод: И. правильно отгадал 6 загадок, затратив 2 минуты, что говорит о быстроте, глубине мышления, сообразительности, а так же о развитости таких операций как обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Опыт №10.

Крылов, с.167.

Методика «Понимание пословиц».

Вводные замечания.

В предлагаемой методике оценивается не только понимание переносного смысла пословиц, но и соотнесение их с предпочитаемым стилем собственной жизнедеятельности.

Пословицы могут закреплять различные способы поведения.

  По Эриху Фомму, у каждого человека жизненная стратегия поведения сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения личных целей – материальных, духовных, престижных и прочих (иметь ) и создания хороших взаимоотношений с другими (быть ). Между этими стратегиями поведения возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или другую сторону.

     Выбор предпочитаемых пословиц позволит испытуемому отнести себя к определенному типу поведения.

Цель: определение индивидуальных особенностей мышления, связанных с пониманием переносного смысла.

Оборудование: методика «Понимание пословиц»

 

Ход работы.

1.  Работа группой.

2.  Э. предлагает И. набор из 35 пословиц.

3.  И. после прослушивания каждой пословицы по 5-ти бальной системе в цифровом бланке определяет своё отношение к пословице с точки зрения использования её в своем поведении.

5б – типичное поведение

4б – часто встречается.

3б – иногда.

2б – редко

1б – никогда.

0б - не понял смысла пословицы.

 

               Выполнение работы.

1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5 тип
1 – 3б 2 – 4б 3 – 3б 4 – 3б 5 – 4б
6 – 4б 7 – 1б 8 – 4б 9 – 1б 10 – 4б
11 – 1б 12 – 3б 13 – 4б 14 – 5б 15 – 4б
16 – 2б 17 – 3б 18 – 4б 19 – 5б 20 – 0б
21 – 3б 22 – 1б 23 – 1б 24 – 1б 25 – 2б
26 – 2б 27 – 3б 28 – 0б 29 – 2б 30 – 4б
31 – 3б 32 – 3б 33 – 1б 34 – 4б 35 – 3б
18б 18б 17б 22б 19б

    

               Обработка результатов.

1.  Полученные баллы суммируются по столбцам.

2.  И. проставляет тип каждого столбца.

3.  Наибольшая сумма (иногда две наибольших) указывает на индивидуальные особенности поведения.

4. Значительное количество нулей - снижение способности понимать переносный смысл.

              Критерий оценок.

Тип 1 – «Черепаха» – уход под панцирь отказ от достижения целей, от участия во взаимоотношениях.

Тип 2 - «Акула» – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя.

Тип 3 - «Медвежонок» – сглаживание углов, любят, чтоб их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом.

Тип 4 – «Лиса» – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей.

Тип 5 - «Сова» – мудраяптица, ценит и цели и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей. Стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

 

Вывод: Опираясь на такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение И. определил свое отношение к пословице и проявил самостоятельность, инициативность, глубину и широту мышления. Наибольшая сумма баллов –22 - указывает на индивидуальные особенности поведения типа №4. По Эриху Фромму у И. жизненная стратегия поведения сосредоточена на достижении личных целей (иметь).

 

Виды мышления.

Виды мышления классифицируются по разным основаниям.

1.По степени развернутости решаемых задач:

- Дискурсивное - логическое, осознанное, умозаключающее. Ему свойственна рациональность.

- Интуитивное - мгновенное, неосознанное или минимально осознанное. Эмоции преобладают над логикой.

2.По характеру решаемых задач:

- Теоретическое (концептуальное) – познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.

- Практическое подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез).

3. По содержанию решаемых задач:

- Наглядно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

- Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы. Анализируя, сравнивая, обобщая различные образы предметов, явлений, событий человек решает мыслительные задачи. Позволяет человеку многократно и разнообразно отражать объективную действительность.

- Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями в словесной (вербальной) форме.

 Этот вид мышления устанавливает общие закономерности развития природы, общества, человека, обобщает различный образный материал.

Внутри этого типа различают следующие виды мышления:

1. Аналитическое (логическое) – носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.

   2. Реалистическое направлено на внешний мир и регулируется законами логики.

   3. Аутистическое связано с реализацией желаний человека.

  Аутизм – необычное мышление (Э. Блейлер), когда мысли человека подчиняются не логике и разуму, а аффективным состояниям: ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния. Признак аффективного состояния – сужение сознания, когда внимание полностью поглощено обстоятельством.

4. Продуктивное (творческое) – воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности.

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление по заданному образу и подобию.

5. Непроизвольное – трансформация образов сновидения.

Произвольное целенаправленное решение мыслительных задач.

 

Опыт. №11.

Крылов, с.147.

 

 

Определение активности вербального и наглядно-образного мышления.

Активность мышления - один из важных показателей, свидетельствующих о сохранности, действенности мышления, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта.

Методика позволят оценить такие показатели активности, как беглость (конвергентное по Гилфорду, 1980г.), гибкость (дивергентное мышление).

Цель: определение активности вербального и наглядно-образного мышления.

Оборудование: ряд задач с инструкциями.

 

                             Ход работы.

1.  Работа группой.

2.  Проводится 4 этапа, для каждого отводится одна минута.

3.  Э. зачитывает инструкцию каждого этапа, И. выполняет задание.

                            Выполнение работы.

Вербальная беглость.

 Рима, Рита, Регина, Руслана, Роза.

Образная беглость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.061 с.)