Изучение речи прямым и косвенным методами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение речи прямым и косвенным методами.



 С помощью прямого метода испытуемый дает осознанные ответы по поводу существенных признаков языковых знаков (методика понятий «Словарный субтест Векслера»). Например, завтрак – утренний прием пищи. Косвенный метод, в отличии от прямого, требует меньших осознанных реакций при анализе языковых знаков. К ним относятся: ассоциативные методы, психофизиологические, игровые, методы семантического дифференциала (СД).

Для изучения ассоциативных зависимостей между словом-стимулом и реакциями используют методику «Прямой (свободный) ассоциативный тест».

В ходе выполнения методики последовательно сравнивают пары слов: слова стимулы и реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции.

Логическая реакция – наличие связи между стимулами и реакциями по смыслу. Если связь присутствует – центральная логическая реакция. Если связь отсутствует - периферическая логическая реакция.

Грамматическая реакция – делится на 2 вида: синтагматические и парадигматические.

Синтагматическая – связь между словом – стимулом и словом – реакцией осуществляется по разным грамматическим категориям. Например, между существительным и прилагательным, глаголом и существительным: хороший – поступок, дождь – идёт.

Парадигматическая  - связь в пределах одной грамматической категории.

Например: хороший – плохой, дождь - грязь.

 

Опыт № 14 (стр. 174 Крылов).

Цель: изучить особенности установления ассоциативных зависимостей между стимула ми и реакциями.

Оборудование: 20 слов - стимулов.

 

Ход работы.

1. Работа в парах.

2. Э. зачитывает слово-стимул с интервалом 5-6 секунд.

3. И. записывает рядом со словом-стимулом любое слово, пришедшее в голову.

 

Выполнение работы.

 

Стимул- реакция

Логическая

Грамматическая

центральная периферич. синтагм. парадигм.
1 армия – танк + - - +
2 музыка - ноты  + - - +
3 болезнь – больница + - - +
4 рука – движение + -    
5 гладкий – приятный + -    
6 свистеть – воздух + -    
7 сладкий – вкусно + -    
8 окно – вид из окна + -    
9 спать – отдых - +    
10 погода – солнечно + -    
11 дерево – листья + -    
12 танцы – движения + -    
13 врач – больница + -    
14 нога – часть тела + -    
15 мягкий – легко + -    
16 петь – музыка - +    
17 горький – шоколад + -    
18 дверь – открывать + -    
19 гулять – весело - +    
20 ветер - холодно + -    

 

Обработка результатов                 

1. Э. по окончании работы заполняет матрицу ассоциативных реакций: вид связи обозначается «+» возле каждого слова.

2. Подсчитывается общие количество ответов по каждой реакции.

Критерий оценок.

1. Преобладание центральных ассоциативных реакций (не менее 65% от общего числа стимулов) - характерно для взрослых носителей русского языка.

2. Увеличение периферических ассоциативных реакций – плохое знание языка, нарушение динамических особенностей - заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов.

3.  Преобладание парадигматических ассоциативных реакций (не менее 70%) - характерно для взрослых носителей русского языка.

4. Увеличение синтагматических реакций - недостаточность аналитических операций или следствие индивидуально - психологических особенностей, типа правосторонней асимметрии мозга (у художников).

 

Вывод: у И. доминирует центральная логическая реакция, равномерное развитие синтагматической и парадигматической грамматической реакций.

 

Опыт № 15 (стр. 180 Крылов)

Вводные замечания.

  Направленный ассоциативный эксперимент – относится к косвенному методу изучения речи. Испытуемый в ответ на слово – стимул отвечает не любым словом, пришедшим ему в голову, а в зависимости от установки инструкции, что накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска. Поэтому данная методика позволяет изучить не только уровень речевого развития, но и оценить умственные способности испытуемого.

Цель: изучение умения использовать внутренние, структурные связи.

Оборудование:  30 слов-стимулов.

Ход работы.

1. Работа группой.

2. Э. предъявляет слово-стимул.

3. И. записывает рядом со словом стимулом слово-антоним.

 

Выполнение работы.

 

1 злость – доброта                         +
2 господин – слуга +
3 нерасторопность – собранность +
4 позор – похвала -
5 соперник – товарищ +
6 черный – белый +
7 прыгать – сидеть +
8 красивый – уродливый +
9 целина – город -
10 гуманность – мизантропия +
11 смех – слёзы +
12 атака – оборона +
13 буря – штиль +
14 скука – радость +
15 беда – счастье +
16 вершина – низина +
17 тусклый - яркий +
18 любить – ненавидеть +
19 суша – море +
20 культура – бескультурье +
21 женщина – мужчина +
22 ребёнок – взрослый +
23 находка – потеря +
24 надежда – отчаяние +
25 мороз – жара +
26 работа – отдых +
27 гладкий – шершавый +
28 взять - отдать +
29 похвала – порицание +
30 адажио - быстрый -

 

Обработка результатов.

 

1. Даются правильные ответы – антонимы, И. отмечает «+» или «-».

2. Подсчитывается общее количество правильных ответов.

 

Критерий оценок.

- 28-30 слов – отличное знание языка и устойчивое проявление таких качеств ума как интеллектуальность, глубина, широта, быстрота.

- 24-27 слов – хорошее знание языка, активное использование внутренних структурных связей.

- 20-23 слов – удовлетворительное знание языка, слабое использование внутренних связей и проявление таких качеств ума как торопливость (высказывание неточных ответов и суждений)

 

Вывод: у И. в результате эксперимента выявлен хороший уровень речевого развития, активное использование внутренних структурных связей.

 

 


 

 

ТЕМА №3
                                              Воображение

    Воображение – это психический процесс создания новых образов предмета, ситуации на основе ранее воспринятых.

  Воображение присуще только человеку, связано с такими процессами как восприятие, память, мышление.

Удерживаемые памятью образы представления являются строительным материалом, из которого формируются новые образы – образы воображения.

Воображение как процесс подключается, когда:

- проблемная ситуация носит неопределенный характер, т.е. когда данные с трудом поддаются точному анализу;

- когда необходимо представить то, что существует в действительности, но чего раньше не видел человек;

- когда необходимо представить образы исторического прошлого;

- когда необходимо представить то, что будет в будущем;

- когда необходимо представить то, чего не было в действительности.

     Наиболее тесно воображение связано с мышлением. Они имеют сходства и различия.

Общее:

- и воображение, и мышление возникают в проблемной ситуации;

- имеют опережающий характер;

- способствуют предвосхищению будущего.

Различия:

- воображение оперирует представлениями, мышление - понятиями;

- мышление имеет операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация,

 а воображение имеет приемы: агглютинация, акцентирование или заострение, гиперболизация, схематизация, типизация;    

- продукт мышления – понятие, суждение, умозаключение, а продукт воображения – новые образы.

 

Виды воображения.

   По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Пассивное воображение – неосуществлённые образы, программы поведения, возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Например, сон.

Пассивное может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Например, грезы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, при временном бездействии человека. Например, в полудремотном состоянии, во сне.

Активное воображение – вызываемые по собственному желанию, усилием воли разнообразные образы.

Активное воображение может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

Воссоздающее активное воображение – создание образов на основе описания. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт, чертежей.

Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых, общественно значимых образов, является неотъемлемой стороной технического, художественного, музыкального творчества. Критерием оценки является новизна, яркость, законченность образа.

Этапы творческого воображения.

  1. Возникновение творческих идей.
  2. Вынашивание замысла.
  3. Реализация замысла.

 

Опыт № 16 стр. 123 Петровский, наглядность №8.

Цель: изучить репродуктивное воображение.

 

Опыт № 17 стр. 193 Щербаков.

Цель: изучить особенности проявления творческого воображения.

 

Формы проявления воображения.

Воображение может проявляться в разных формах:

- мечты;

- грезы;

- галлюцинации;

- сновидения;

- фантазии.

 Мечта – форма проявления активного воображения, необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Мечты - отодвинутые во времени желания, то есть осуществимы.

Грезы преднамеренное пассивное воображение, уход от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от тягот жизни. В грёзах отражается связь фантазии с потребностями личности. Грезы принципиально неосуществимы, выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной, выдуманной жизни получает то, чего ему не достаёт в реальности.

Галлюцинации – пассивное, непреднамеренное воображение. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – результат нарушений психики, сопровождают многие болезненные состояния.

Сновидения  - пассивное, непреднамеренное воображения. В сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека. 

Фантазия активное, творческое воображение, образы, картины, которые мало или вообще не соответствуют реальности. Фантазия:

- важное условие нормального развития личности;

- особенности школьного возраста;

- выявление творческих возможностей;

- правдоподобное преобразование накопленного опыта.

На фоне фантазии возникают перевёртыши – продукт воображения детей, потребность в эмоциональном, комическом эффекте, перестановка элементов, из которых складываются привычные образы, что связано с усвоением эталонов о мире. Например, 4-ёх летний ребёнок поёт: «Дам кусок молока и кувшин пирога».

Опыт № 18   стр. 128 Петровский.

Цель: исследовать особенности творческого воображения.

 

 

Приемы воображения.

Агглютинация – слияние, склеивание, комбинация различных слов, элементов, свойств, частей в один образ.

Путём агглютинации строятся многие сказочные образы: русалка, избушка на курьих ножках, кентавр.

Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Например, карикатура, дружеский шарж, где выделяется часть лица, туловище.

Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

Схематизация – сглаживание различий предметов, а выделение черт сходства на первый план. Так создаются национальные орнаменты, узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Используется в культуре, живописи, литературе.

 

 

Опыт № 19 стр. 195 Щербаков.

Цель: выяснить особенности творческого воображения.

 

Опыт № 20 стр. 125 Петровский.

Цель: выявить индивидуальные различия воссоздающего воображения.

 

Опыт № 21 стр. 193 Щербаков.

Цель: выяснить некоторые характеристики творческого воображения связанного с наглядной ситуацией.            

 

 

ТЕМА №4
Внимание

 

Внимание - процесс отбора одной информации и игнорирование другой.

Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком либо объекте.

Внимание – динамическая характеристика всех познавательных процессов.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека

Под направленностью понимается избирательный характер активности, т.е. выделение объекта в соответствии с целями, задачами, потребностями.

Под сосредоточенностью понимается углубление в данную деятельность, пока не будет достигнута её цель.

Внимание как психический процесс подразделяется на виды.

1. В зависимости от активности личности:

  • Непроизвольное,
  • Произвольное,
  • Послепроизвольное

Непроизвольное внимание – возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека увидеть или услышать что-либо. Не связано с участием воли.

Условие для возникновения непроизвольного внимания:

- неожиданность или новизна раздражителя,

- подвижность, контраст между раздражителями,

- выразительность речи,

- изменение действия раздражителя,

- качество объекта: яркость сила,

- интерес, привлекательность.

Длительное сосредоточение непроизвольного внимания связано с потребностями личности, удовлетворение которых ведет к угасанию непроизвольного внимания.

Непроизвольное внимание связано с направленностью личности.

Произвольное внимание — активное, сознательно направленное и регулируемое сосредоточение на объекте, поддержание уровня которого связано с волевыми усилиями.

При этом раздражителем является мысль, приказ, произносимый про себя, вызывающий возбуждение в коре головного мозга.

Произвольное внимание необходимо для усвоения трудовых навыков, от него завизит работоспособность. Сосредоточить внимание в умственной деятельности легче, если в познание включить практическое действие.

Послепроизвольное внимание – наступает после произвольного, значимым является содержание и сам процесс деятельности, а не только её результат как при произвольном внимании.

При появлении первых позитивных результатов происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий.

Оно характеризуется длительной сосредоточенностью при плодотворной, интенсивной умственной и трудовой деятельностью.

Внимание может проявляться в сенсорных, мыслительных и двигательных процессах.

2. По направленности на объект внимание бывает:

  • сенсорное (перцептивное)
  • интеллектуальное (внутреннее)
  • моторное (двигательное)
  • чувственное

Сенсорное внимание – внешнее, направлено на восприятие окружающих объектов и явлений.

Необходимое условие – познание и преобразование человеком окружающего мира.

Интеллектуальное внимание – направлено на собственные мысли, чувства, переживания, на работу мышления, памяти.

Необходимое условие – самопознание и самовоспитание.

Моторное внимание – направлено на движения.

Чувственное – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания – чувственное впечатление.

3. По происхождению внимание бывает:

  • природное
  • социально-обусловленное

Природное внимание – врождённая способность человека реагировать на внешние или внутренние элементы информационной новизны.

Социально-обусловленное – складывается в течение жизни субъекта в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.

4. По механизму регуляции:

  • непосредственное
  • опосредованное

Непосредственное – не управляется ничем, кроме субъекта, на который оно направлено, и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека

Опосредованное – регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков).

Качественные проявления внимания называют свойствами внимания

Основные свойства внимания:

  1. Объем,
  2. Распределение,
  3. Устойчивость,
  4. Концентрация,
  5. Переключение,
  6. Избирательность

 

Объем внимания – количество одновременно и отчетливо воспринятых объектов в ограниченный отрезок времени.

У взрослого объём внимания равен 4—6 объектов не связанных между собой в пределах 0,1 секунды. Если включить буквы в смысловое целое (слово), то объём внимания возрастает до 12-14 объектов, так как слово воспринимается как единый объект.

Основными условиями расширения объема внимания является:

- формирование умений группировать, - систематизировать,

- объединять по смыслу воспринимаемый материал.

ОПЫТ 22 (стр. 117, Щербаков)

Определение объёма внимания на словесном материале (прямой метод).

ОПЫТ 23 (стр. 118, Щербаков)

Определение объёма внимания на цифровом материале (косвенный метод)

Распределение внимания —одновременное успешное выполнение двух и более видов деятельности.

Высокий уровень распределения внимания — обязательное условие успешного выполнения многих видов деятельности: в работе операторов, водителей, педагогов.

Распределение внимания зависит от ряда условий:

- сложно совмещать два вида умственной деятельности,

- успешно распределение внимания при выполнении двигательной и умственной деятельности,

- основным условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из видов деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью, может быть развито путем упражнения и накопления навыков.

  ОПЫТ 24 (стр.59, Петровский)

 Исследовать особенность распределения внимания методом корректурной пробы.

Устойчивость внимания — длительное сосредоточение на объекте или явлении.

Показатель устойчивости — высокая продуктивность деятельности в течение длительного периода времени.

Условия сохранения длительного сосредоточения внимания:

- изменчивость, подвижность объекта внимания, так как все однообразное снижает внимание;

- увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность. Сложность должна быть оптимальна, в противном случае наступает утомление и ослабление сосредоточения.

- интерес к деятельности: чем она больше увлекает, тем длительнее сосредоточение;

- осознание важности, значимости выполняемой работы,

- активность личности (внешняя – практические действия с объектами, внутренняя – решение мыслительных задач, требующих сосредоточения);

- постановка задач и, их решение;

- выделение новых свойств, качеств объекта;

- раскрытие содержания, установление связей.

Устойчивость внимания не означает статичность, а связано с динамическими характеристиками внимания.

ОПЫТ 25 (стр.54 Петровский)

Изучить устойчивость и распределение внимания.

Концентраци я внимания — способность субъекта сохранять сосредоточенность внимание при наличии помех.

Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех. 

ОПЫТ 26 (стр.122 Щербаков)

Изучить концентрацию слухового внимания.

Переключение внимания — преднамеренный переход от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Показатели переключения внимания:

- время, затраченное на переход от одной деятельности к другой;

- продуктивность работы — объем работы или время выполнения определенного по объему материала, по сравнению с деятельностью без переключения внимания;

- качество и точность работы (её безошибочность или наличие ошибок, обусловленных переключением).

Переключение бывает:

 --полное, завершённое

--неполное, незавершённое.

При неполном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. Тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфики старой.

Успешность переключения зависит от ряда условий:

1. Переключение связано с особенностями предыдущей и последующей деятельности:

- снижается успешность при переходе от лёгкой деятельности к трудной;

- чем интереснее предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение;

- переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая;

- при глубоком сосредоточении на предыдущей деятельности переключение достигается с большим трудом.

2. Переключение зависит от правильно поставленной цели новой деятельности, её ясностью и четкостью.

3. Переключение зависит от индивидуальных особенностей (некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует длительного времени и затраты значительных усилий). Это связано с особенностями нервных процессов.

4. Рациональное переключение внимания в учебном процессе (смена различных учебных предметов в течение школьного дня, последовательность в изучении материала, смена видов и форм активности учащихся) для поддержания необходимого уровня работоспособности.

Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение.

Отвлечение внимания — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для успешного выполнения деятельности.

 

ОПЫТ 27 (стр.56 Петровский)

Исследование особенностей переключения и устойчивости внимания в умственной деятельности методом сложения чисел с переключением.

 

  Избирательность внимания  — это выбор из множества объектов, находящихся в сенсорно – перцептивной зоне, только некоторых из них.

Избирательность внимания – это направленность психической деятельности человека.

Показателем точности избирательности внимания может служить коэффициент точности выполнения задания (А), который рассчитывается по формуле Уиппла: , где N – общее количество обнаруженных стимулов;

r – количество неправильно обнаруженных стимулов;

p – количество пропущенных стимулов.

Другим показателем избирательности внимания может служить время (t,сек), затраченное испытуемым на поиски отдельного стимула (m).

Скорость выбора определяю по формуле:

Где S – время, затраченное на один стимул,

       T – время, затраченное на поиск стимулов,

 

       m – количество стимулов

Для исследования избирательности внимания составляют корректурные пробы, которые могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов.

ОПЫТ 28 (стр.128 Крылов)

Исследовать особенности избирательности внимания.

 

 

ТЕМА №5
Эмоции и чувства.

   Эмоции и чувства – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.

   Эмоции – психические процессы, состояния, протекающие в форме переживаний в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

  Эмоции – первоначальное впечатление, душевное волнение, реакция на предметы окружающей обстановки, например, радость, гнев, страх.

 Эмоцией называют не само чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек.

Чувства – более длительное психическое состояние, более сложная форма отражения, свойственная только человеку. Устоявшееся, постоянное отношение личности к объекту своих потребностей. Характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни. Например, чувство долга, собственного достоинства, гордость, стыд.

Физиологической основой эмоций являются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, регулирующие силу и устойчивость этого явления.

Эмоции характеризуются:

- сдвигами вегетативных функций организма (частота сердечных сокращений, изменения артериального давления, сужение и расширение сосудов – происходит побледнение, покраснение лица).

- гуморальными системами - в соответствии с интенсивностью эмоций,

 нарушается функционирование желез внутренней секреции (слезы от горя, пот от волнения.

Эмоции бывают:

По модальности переживаний:

- положительные - связаны с подъемом жизненного тонуса организма, удовлетворение физиологических, духовных, интеллектуальных потребностей человека.

- отрицательные (неудовлетворительные переживания) - снижают психическую активность человека, ведут к ухудшению деятельности, к падению трудоспособности.

По степени осознанности

- осознанные – управляемые эмоциональные состояния, сознательно передаваемые окружающим. Дают возможность осознавать взаимосвязанные эмоции, т. е. одновременное переживание противоположных эмоций. Например, оканчивая институт, студент испытывает и радость, и грусть, оттого что безвозвратно уходят студенческие годы

- неосознанные – происходят в нервной, эндокринной, пищеварительной и других системах организма.

По возможности регуляции

- регулируемые - эмоции, связанные с ломкой старого образа жизни, деятельности, завершение которых переживается как эмоция разрешения, облегчения.

- нерегулируемые – статические эмоции, переживание какого - либо состояния (радости, интереса, гнева, страха, удивления).

По активности

- стеничекие эмоции (греч. «стенос» – сила) – повышают энергию, побуждают к деятельности, к активности, к поступкам, вызывают подъем возбуждения, бодрость, радость, гнев, ненависть.

Человеку трудно молчать, не действовать активно. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, человек ищет способ помочь ему.

- астенические эмоции (греч. «астенос» – слабость, бессилие) –

уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Характеризуется пассивностью, созерцательностью. Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя,

замыкается. Сочувствие тогда остается бесплодным, эмоциональным переживанием.

 

Опыт№29 (страница 212, Крылов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.176 с.)