Методика «Карта контроля состояния речи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Карта контроля состояния речи»



Построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение.

Цель: оценка индивидуальной предрасположенности к речевой тревожности (при выступлении, ответах). 

Оборудование: 24 суждения, описывающие различные эмоциональные состояния.

Ход работы.

 

1. Работы группой.

2. Э. предъявляет предложения, И., если согласен, ставит «+», если высказанное суждение к нему не относится, ставит «-».

                

Выполнение работы.

 

1 - 1б 7 – 1б 13 – 1б 19 +
2 + 8 – 1б 14 - 20 + 1б
3 + 9 + 1б 15 – 1б 21 +1б
4 - 10 - 16 + 1б 22 – 1б
5 - 11 – 1б 17 – 1б 23 -
6 +1б 12 + 18 - 24 -

 

Обработка результатов.

1. Индивидуальные ответы сравниваются с ключевыми.

2. Подсчитывается число совпавших ответов и их общая сумма.

Критерий оценок.

0б – 2б завышенная самооценка.

3б – 4б низкая речевая тревожность.

5 и более высокая речевая тревожность.

Вывод: у И. высокая речевая тревожность (13б). Следует отметить, что речевая тревожность достаточно хорошо соотносится с ситуационной тревожностью, а иногда и с общей тревожностью, поэтому коррекцию и контроль следует проводить с помощью разных видов тренинга, в том числе и аутотренинга, а также тщательной подготовки и постоянной практике.

 

Функции речи

Любой вид речи имеет свое предназначение, т.е. выполняет определенные функции.

1. Формообразующая (или обобщение) – речь является формой существования мысли, адекватной для абстрактно - логического мышления.

2. Активационная  (или воздействия) – способность человека посредством речи побуждать людей к действию или формировать у слушателей определенную точку зрения.

3. Коммуникативная (или сообщения) – передача друг другу определенных сведений (информационная сторона ),  мыслей (волеизъявление – импрессия – прямое подчинение замыслу говорящего), чувств   (выразительна сторона).

4. Экспрессивная (или выражения) - передача эмоционального отношения к содержанию речи и человеку, к которому она обращена, а также отношение к предмету, явлению и к самому себе.

5. Регулятивная – выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения.

6. Развивающая – (или обозначения, или сигнализация) - способна давать названия предметам и явлениям, развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств. Благодаря этой функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий. Эта функция - высшая функция речи, осуществление ее возможно лишь на высших ступенях речевого развития.

Качественные характеристики речи

(культура речи)

1. Доступность – точный отбор языковых средств для адекватных выражений мысли.

2. Произвольность – способность к саморегуляции речи (умение промолчать, выслушать).

3. Вариативность - способность говорить об одном и том же по-разному.

4. Выразительность – умение вызывать в сознании слушателей наглядные образы.

5. Эмоциональность – способность воздействовать на эмоции и чувства человека.

6. Логичность – последовательность, развёртывание аргументации.

7. Литературность – умение правильно употреблять ударения, окончания, точность слов.

8. Уместность – соответствие содержания и стиля речевого высказывания в ситуации взаимодействия.

Опыт № 13 (стр. 184 Крылов)

Аудирование речи. Построение индивидуального профиля аудитора (слушателя).

Вводные замечания.

Аудирование (слушание) – ведущий, самый частый по использованию (до 45% общего времени), речевой процесс. Включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи.

Аудирование может быть:

- частичным (расхождение в 5 баллов);

- неполным (расхождение в 4 балла);

- неудовлетворительным (в 3 балла);

-  удовлетворительным (в 2 балла);

-  хорошим (в 1 бал);

- отличным (совпадает с идеальным профилем).

Цель:  определение особенности индивидуальных особенностей аудирования.

Оборудование: 10 вопросов к аудитору.  

Ход работы

1. Работа группой.

2. Э предлагает вопросы, И. в балах определяет свое поведение, отношение к ним по развёрнутой шкале:

+ 3б – характерно для меня

+ 2б – достаточно характерно для меня

+ 1б – иногда проявляется

- 3б - никогда не может быть

- 2б – обычно не бывает

- 1б - почти никогда не бывает

- 0б – не знаю.

Выполнение работы.

                                

1 +1б – 3 = 4б 6  +1б - 3 = 4б
2 +1б – 3 = 4б 7  +2б – 3 = 4б
3 -1б – 3 = 2б 8  0б – 3 = 3б
4 -1б – 3 = 2б 9  +2б +3 = 1б
5 +2б +3 = 1б 10  0б – 3 = 3б

 

Обработка результатов.

1. По результатам строим график. На оси абсцисс - номера вопросов, на оси ординат - ответы.

2. Сопоставляем собственный графический профиль с идеальным.

3. Выявляем недостатки в аудировании.

Критерий оценок.

1. Вопросы 1-5 оценивают главное качество аудирования – внимание.

Если пониженные результаты – в свойствах внимания причины недостаточно успешного аудирования.

2. Вопросы 6-8 связаны с такими качествами как нетерпеливость, желание проявить своё «Я»

3. Вопрос 9 - память.

4. Вопрос 10 - эмоциональная устойчивость аудитора, умение отделять личные пристрастия от объективных данных.

 

Вывод: у И. неудовлетворительно развито аудирование речи. Причины недостаточно успешного аудирования в свойствах внимания и памяти. У И. проявляется такие качества как нетерпеливость, желание проявить своё «Я».    Также И. эмоционально неустойчив, не умеет отделять личные пристрастия от объективных данных.

 

Улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации следующие показатели:

- хороший слух;

- интерес к теме обслуживания, ее важность;

- хорошие знания языковых особенностей;

- отсутствие внешних помех;

- правильная организация речи со стороны говорящего (оптимальный темп, чёткая артикуляция, логика, выразительность);

- достаточно устойчивое внимание;

- неплохой объём оперативной памяти;

- свойства нервной системы по силе;

   - индивидуально-психологические особенности аудитора.

Если эти зависимости не будут учтены, то 70-80 % информации может быть потеряно при организации приёма речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.011 с.)