Опыт №3 (стр. 108 Петровский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт №3 (стр. 108 Петровский)



Формы мышления

Мышление – высший познавательный процесс, социально обусловленный, возникает на основе практической деятельности, отражает связь и отношение между предметами.

Мышление начинается с проблемной ситуации (проблемная ситуация – конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть), на практике незримо присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Мышление – это обобщённое и опосредованное отражение человеком действительности в ее существующих связях и отношениях.

Обобщенное – результат переработки опыта не только отдельного человека, его современников, но и предшествующих поколений.

К опосредованному познанию человека прибегают в следующих случаях:

Ø неопосредствованное познание невозможно из-за наших анализаторов;

Ø неопосредствованное познание возможно, но не рационально.

Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах:

Ø понятий;

Ø суждений и умозаключений.

Понятие – форма мышления, отражающая свойства, связи и отношение предметов и явлений действительности, выраженная словом или группой слов.

Понятия различают:

Ø по степени отвлеченности: конкретные и абстрактные.

ü конкретные – представление чего-либо единичного во всем многообразии свойств и признаков. Например: стол, город, мебель.

ü абстрактные – понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Например: справедливость, равенство, яркость, мудрость.

Ø по объему: единичные и общие.

ü единичные – обозначают какой-либо один предмет. Например: Енисей, Венера, Саратов.

ü общие – охватывают целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же название. Например: знание, болезнь, человек.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности, их свойствами и признаками.

Суждения образуются двумя способами:

Непосредственно – когда в них выражают то, что воспринимается.

Опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции и аналогии.

Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.

Дедукция – направленность мысли от общего к частному.

Аналогия – направленность мысли от частного к частному.

Мышление – процесс познания. Познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия, поэтому мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием и через чувственное познание мышление непосредственно связано с внешним миром.

В процессе мышления устанавливаются причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Поэтому мышление выступает как высший процесс познания, объединяющий всю деятельность человека.

 

 

Опыт №1.

Петровский, с.107.

Опыт №1 (стр. 107 Петровский)

 

Цель: исследование связей между логическим и чувственным познанием окружающего мира, а также процесса установления практично - следственных связей и отношений между объектами.

Оборудование: Иллюстрация «На реке».                             

                     Ход работы.

1. Работа группой.

2. Э. показывает картинку и предлагает И. ответить на следующие вопросы.

Ø вверх или вниз по течению идет пароход?

Ø какое время года изображено?

Ø глубока ли река в этом месте?

Ø далеко ли до пристани?

Ø на каком берегу находится пристань?

Ø какое время дня показал художник?

3. И. должен высказать мысли и доказать наличие связей, рассуждая  вслух.

        Выполнение работы.  

1. Вниз по течению (движение реки).

2. Ранняя осень (журавли, крона деревьев, снопы).

3. Мелко (матрос измеряет глубину фарватера).

4. Близко (группа пассажиров приготовилась сойти).     

5. На левом (стать лицом по течению, пассажиры выходят на эту сторону).

6. Конец дня (горят фонари, пастухи гонят стадо в селение).

          Обработка результатов.

1. Анализируются все высказывания И. в процессе осмысления картинки (количество связей между объектами, правильность аргументации, умозаключения, сделанные на основе имеющихся знаний).

2. Результаты оформляются в таблице.

3.Если И. безошибочно ответил на все 6 вопросов, правильно      аргументировал ответы, установив 9 связей между признаками, его ответ оценивается баллом 5. Если ответил на 4-5 вопросов - 4б.,                                                                  на 2-3 вопроса - 3б., меньше, чем на 2 вопросов - 2б.

Правильный ответ Ошибочный ответ Кол-во прав. связей Кол-во ошиб. связей Баллы.
1 - -1   1

5 балла

2 1   2  
3 - -1   1

8 связей

4 1   1  
5 1   2  
6 1   3  

 

Вывод: В ходе опыта мы исследовали связи между чувственным и логическим познанием. Испытуемый правильно аргументировал ответы, установив 8 связей между признаками. Ответ оценивается баллом 5, что свидетельствует о хорошо развитом познании, как чувственного, так и логического.

Мыслительные операции.

Для  выявления объективных отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями, в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач, человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает, классифицирует.

Суть основных мыслительных операций.

Анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составные элементы.

Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру.

Сравнение – неразрывное единство анализа и синтеза, связанное с нахождением общего и различного в предметах и ведущая к обобщению.

Обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходств.

Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности, как самостоятельные, не существуют.

Конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.

Систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции мышления являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (раскрытие все более существенных связей и отношений).

Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами, так как мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом.

 

 

Опыт №2 (стр. 158 Крылов)

Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий».

Вводное замечание.

Сравнивая понятия между собой испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков (смысловая сторона языка) и отбирает наиболее устойчивые характерные признаки: отдифференцирует «однополевые» пары от «разнополевых» (несопоставимых).

Цель: изучить особенности операции сравнения на уровне понятийного мышления.

  Оборудование: пары понятий.

 

  Ход работы.

  1. Э. дает 22 пары понятий и просит указать общие существенные признаки Работа группой.
  2. для сравниваемых пар понятий. (Э. не требует обязательно найти для всех пар общие признаки.)
  3.  Э. регистрирует время выполнения эксперимента для определения индивидуальных и групповых временных особенностей.

 

Выполнение работы.

 

Слова Общие признаки.
1 Утро – вечер. время суток +
2  Корова – лошадь домашние животные +
3  Лётчик – танкист. военная профессия +
4  Река – птица.  --
5  Дождь – снег.  атмосферная погода, осадки +
6  Маленькая девочка – большая кукла. внешние сходство -
7  Обман – ошибка.  искажение действительности +
8  Волк – луна.  --
9 Ботинок – карандаш.  --
10  Золото – серебро. драгоценные металлы +
11  Молоко – вода. жидкость для питья +
12  Сани – телега. средство передвижения +
13  Очки – деньги.  --
14  Озеро – река.  естественные водоемы. +
15  Поезд – самолёт. средство передвижения +
16  Стакан – петух. --
17  Ось – оса. --
18  Яблоко – вишня. Фрукты +
19  Лыжи – коньки.  спорт. зимний инвентарь. +
20  Красный – зеленый. цвет +
21  Ворона – воробей. птицы +
22  Ветер – соль. --

 

Обработка результатов.

1. Обсуждаются выделенные признаки (при необходимости указывается более простое и рациональное решение задачи).

2. Правильные ответы по однополевым парам оцениваются в балах, результаты суммируются.

Критерий оценок.

Ø 10-15 баллов - норма (хорошее умение выделять общее, существенное)

Ø 10 и ниже - низкий результат недостаточное умение выделять общее, существенное.

Ø если И. не видит различий и находит общие признаки у любых пар - обладает хорошей фантазией, склонностью к воображению, резонерским, демогогическим рассуждениям.

 

Вывод: У И. операция сравнения развита в норме т.к. результат соответствует 13б. И. обладает хорошей фантазией, склонен к творческому воображению и мышлению, к резонерским и демогогическим рассуждениям (дополнительно имеет 6 баллов).

 

Ход работы.

1. Работа в парах.

2. Э. называет И. два объекта и предлагает сравнить их, т.е. указать черты сходства и различия.

3. И. должен как можно больше найти таких черт.

Выполнение работы.

Протокол.

Ф.И.О. Олейникова В.Н.                              Возраст 18 лет.

Дата: 10.09.03                                                Время 12 00

Пары

слов.

              Сходство

           Различия

Баллы.

Размер, цвет, форма. Функ-е сходство

Родовое понятие.

Размер, цвет Функ-е различие родовое понятие
Муха птица - + -

+

- + - + - + +5  -5
Кошка собака + + +

-

+ + + + + - +8   -2
Слон мышь - + -

-

 - + + + + + +6  -2
                 

 

Обработка результатов.

Подсчитывается количество признаков, указывающих на сходство и отличие сравниваемых объектов.

Критерий оценок.

19-20 и выше – 5 баллов (высокий уровень).

10-18 – 4 балла (выше среднего).

6-9 – 3 балла (средний уровень).

Вывод: У И. высокий уровень процесса сравнивания понятий (19 баллов).

 

Опыт №4 (стр. 160 Крылов)

Цель: исследование операций обобщения, определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего».

Оборудование: набор близких по смыслу понятий.

Ход работы.

1.  Работа группой.

2.  Э. предлагает 12 наборов близких по смыслу понятий.

3.  И. в каждой строке отбирается только 2 слова наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками.

 

 

Выполнение работы.

Ø Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты .)    2балла.

Ø Чтение ( глаза, книга, картина, печать, слова) 0баллов.

Ø Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) 2балла.

Ø Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены) 2балла.

Ø Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) 1балл.

Ø Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.) 2балла.

Ø Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево) 2балла.

Ø Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага) 2балла.

Ø Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила) 2балла.

Ø Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать) 2балла.

Ø Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор) 1балл.

Ø Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст) 2балла.

Ø                                                                                       Общая сумма 20 баллов.

 

Обработка результатов.

1. Испытуемые сравнивают свои ответы с правильными.

2. Правильно выбранные слова – 2 балла, одно слово - 1б, ни одного – 0б.

3. Результаты суммируются.

Критерий оценок.

0 – 6б низкий уровень

7 – 9б ниже среднего.

10-14 средний.

15-19 выше среднего

20-24 высокий уровень.

 Вывод: У И. в результате исследований выявлен высокий уровень операций обобщения, что свидетельствует об умении И. сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

 

Основные пути формирования понятий.

 

Понятие – форма мышления, отражающая свойства, связи и отношение предметов и явлений действительности.

В формировании понятий существует несколько ступеней.

1.Формирование понятия неоформленного и неупорядоченного множества, определяемого без достаточного внутреннего родства и отношения между образующими его частями (опыт №2).

2.Охватывает разнообразные в функциональном и структурном отношении типы мышления, при котором формируются не только субъективные связи, но и объективные, действительно существующие между предметами. В основе лежит не только абстрактное и логическое, но и конкретная фактическая связь (опыт№3).

3.Комплексное обобщение элементов формирования понятий в истинном смысле, т.е. формирование связи по основным существенным признакам (опыт №4).

При изучении формирования понятий используют также методику Выготского-Сахарова (стр.153, Крылов).

 

 Упражнение «Словарный субтест» Векслера (стр. 173, Крылов).

Цель: изучить особенности развития понятийного аппарата.

Оборудование: различные слова.

Ход работы:

  1. Работа группой.
  2. Э. зачитывает слово, испытуемый определяет его значение.

                      Выполнение работы.

1. Кровать – мебель для сна.

2. Корабль – средство передвижения по воде.

3. Деньги -

4. Зима -

5. Ремонт -

6. Завтрак -

7. Деталь -

8. Здание -

9. Жалость -

10. Собрание -

11. Храм -

12. Приговор -

13. Фабрика -

14. Пещера -

15. Раскаивание -

16.  Осязаемый -

17.  Зловещий -

18.  Обозначенный -

Обработка результатов.

1. И. сравнивает свои ответы с правильными:

- если в наличии необходимый набор признаков –2 балла;

-  менее точные ответы –1 балл;

- случайные, субъективные признаки – 0 баллов.

2. Э. подсчитывает общее количество баллов.

Критерии оценок.

16 б. и меньше– низкий результат

17 – 21 б. – ниже среднего

22 –26     - средний

27 – 31    - выше среднего

32 – 36    - высокий

Вывод. У И. в ходе исследования был выявлен высокий (средний) уровень понятийного аппарата (указать количество баллов).

Выполнение работы.

Протокол.

Ф.И.О. Савченко В.С.                        Возраст 18 лет

Дата 15.09. 03                                 Время 1230

Понятие

 

Определение понятия

Родовое понятие

 видовое отличие

замена опред-я понятия описан.
1 Учебник +

+

0

2 Библиотека +

+

0

3 Микроскоп -

-

+

4 Новатор +

+

0

5 Педагог +

+

0

6 Восприятие +

+

0

             

 

Учебник – книга для обучения.

Библиотека – здание где хранятся книги, журналы, газеты, место для поиска нужной информации.

Микроскоп – прибор для увеличения размеров объекта, инструмент для изучения бактерий.

Новатор – личность, вводящее что-то новое в культуру, хозяйство.

Педагог – профессия человека.

Восприятие – свойство человека, для познания окружающего мира, способность отражать предметы и явления.

 

Вывод: В ходе исследования у И. не возникает трудностей в процессе определения понятий.

 

Опыт №7.

Крылов, с.145.

Вводные замечания.

Противоположное качество ригидности – лабильность скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой.

Для определения лабильности мышления используется методика               «Словесный лабиринт».

Показанием лабильности (подвижности) мышления в этой методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из 5 лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу, свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (ригидность).

Наоборот, низкие временные показатели и равность по отношению друг к другу свидетельствуют о легкой переключаемлсти с одного способа решения на другой (лабильность).

Опыт№7 (стр. 145 Крылов)

Цель: определение лабильности мыслительных процессов.

Оборудование: словесные лабиринты (столбик беспорядочно перемешанных букв из 6 строк по 6 букв в каждой, где зашифровано слово).

 

                    Ход работы.

1.  Работа в парах.

2.  Э. предлагает найти И. выход, из словесного лабиринта, затратив не более 2-х минут.

3.  И выполняя работу учитывая правила:

    А - вход в лабиринт начинается с правого нижнего угла, а выход находится в левом верхнем.

   Б - передвигаться по лабиринту можно только по прямой на любое кол-во букв.

  В - не разрешается перескакивать через ряд и пропускать буквы в слове.                    Г. - Э. фиксирует время решения каждого лабиринта.

            Выполнение работы.

См. Бланк.

Обработка результатов.

1. По временным показателям строим график. По оси абсцисс - последовательно все номера лабиринтных задач, по оси ординат - временные затраты.

2. Отметить склонность к обучению, сопоставив результаты первых и конечных лабиринтов (эффект научения в уменьшении временных затрат)

3. Отметить индивидуальные особенности мышления (выбор тех или иных стратегий) с помощью наблюдения.

Критерий оценок.

1.  Стабильные показатели (низкие временные показатели, ровность по отношению друг к другу, легкость переключаемости) – лабильность мышления)

2. Зигзагообразность кривой, с большими различиями (увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу) – ригидность мышления.

 

Вывод: У И. наблюдается ригидность мышления, т.к. И. приходится тратить много времени на перестройку своего мышления и переход на новый лабиринт, а так же торопливость, непродуманность.

 

 

Опыт №8.

Петровский, с.115.

Цель: исследование скорости протекания мыслительного процесса (методом заполнения недостающих букв в данных словах).

Оборудование: секундомер, 5 рядов слов по 5 в каждом.

                           Ход работы.

1.  Работа в парах.

2.  И. предлагается вписать недостающие буквы в словах.

3.  Э. отмечать время, потраченное на обдумывание каждого ряда и выделяет слова, вызвавшие наибольшее затруднение.

                            Выполнение работы.

См. Бланк.

                          Протокол.

Ф.И.О. Олейникова В.Н.              Возраст 18 лет

Дата 24.09.2003                              Время 1210     

№ ряда Время (сек) Слова, вызвавшие затруднения
1 60с 5
2 60с 4
3 60с 5
4 1,20с 5
5 60с 5

 

Вывод: у И. наблюдается отличие временного показателя в начале и в конце опыты. Если в начале – быстрота мышления, лёгкость в воспроизведении слов, то в конце темп уменьшлся, 5 слов вызвали у И. затруднение.

 

Творческое мышление.

Творческое мышление – это мышление в высшей форме, нетрадиционный способ мышления, выходящий за пределы требуемого решения.

Д. Гилфорд выделил особенности творческого мышления:

v Оригинальность и необычность идеи, интеллектуальная новизна. Творческий человек всегда стремится найти своё собственное, отличное от других решение.

v Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, применение на практике.

v Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть новые стороны объекта, скрытые от наблюдения.

v Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей в неопределенной ситуации.

  Препятствия на пути к творческому мышлению:

            - склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);

            - боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным в своих суждениях;

           - страх ошибиться и страх критики;

            - завышенная оценка собственных идей;

            - высокий уровень тревожности;

            - психическая и мышечная напряженность.

Условия успешного решения творческих задач:

 - применение новых способов;

 - успешное преодоление сложившихся стереотипов;

 - умение идти на риск;

 -сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;

- разнообразие знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.

Задача №1.

Определите закономерность чередования чисел и поставьте недостающее число:

                    7 9 5 11

                    4 15 12 7

                    13 8 11?

Ответ: каждое число в последней колонке равно сумме первых двух чисел соответствующего ряда, за вычетом третьего числа. Искомое число – 10.

Задача №2.

Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет.

Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на физическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник не на историческом. Леонид играет не на контрабасе.

На каком инструменте играет Валерий, и на каком факультете он учится?

Ответ: Валерий играет на контрабасе, учится на историческом факультете

Упражнение №1.

Упражнение№2.

Цель: наблюдение за проявлением этапов мыслительных действий в ходе решения проблемных ситуаций.

Условие: через 9 точек, не отрывая руки, провести четыре прямых отрезка. Все пробы демонстрируются.

.  .  .

.  .  .

.  .  .

Упражнение №3.

Разделить серповидную фигуру двумя линиями на 6 частей. Проанализировать решение и ответить на вопросы:

  1. Каковы основные этапы решения задач?
  2. Как влияют на решение задач индивидуальные особенности личности

испытуемого?

3. Какие мыслительные действия выполнялись испытуемым в ходе                      

решения творческих задач?

4. Какие качества ума проявились в процессе решения задач?

 

Индивидуально-психологические особенности мышления с помощью методик «Отгадывание загадок», «Понимание пословиц».

К индивидуальным особенностям мышления относится определение понимания переносного смысла, т.е. когда содержание прямо не отражается в словесном материале.

Переносный смысл определяется с помощью загадок, (где по фрагментам надо воссоздать целое - синтез через анализ), пословиц и поговорок.

Загадки относятся к игровой деятельности человека. Они стимулируют мыслительную деятельность, расширяют зону поиска, усиливают аналитико- синтетическую операцию, способствуют развитию целенаправленности.

Загадки представляют собой разного вида по сложности задачи. Простые, содержат подробные указания на объект. Другие загадки абстрагированы от объектов и их следует понимать в переносном смысле.

Отгадывая загадки, испытуемый проверит себя на сообразительность (скорость решения), успешность решения (объем решенных загадок по отношению к предъявленным), субъективные предпочтения таким занятиям, а также умственные способности.

 

Опыт №9.

Крылов, с.165.

Цель: исследование индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Отгадывание загадок».

Оборудование:  набор из 10 загадок.

 

                    Ход работы.

1.  Работа группой.

2.  Э. предъявляет для разгадывания загадки, которые относятся к человеку и его признакам.

3.  И. отгадывает и регистрирует время.

               Выполнение работы.

1. Язык.                                  5. Язык.     9. Зубы.

2. Перчатка.                           6. Рот        10. Материнское молоко.

3. Всадник на лошади.          7. Глаза.

4. Пуговица.                          8. Ноги.

              Обработка результатов.

Описывается результат:

1. по количеству правильно отгаданных загадок.

2. по времени их решения

3. по степени субъективной трудности.

Вывод: И. правильно отгадал 6 загадок, затратив 2 минуты, что говорит о быстроте, глубине мышления, сообразительности, а так же о развитости таких операций как обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Опыт №10.

Крылов, с.167.

Методика «Понимание пословиц».

Вводные замечания.

В предлагаемой методике оценивается не только понимание переносного смысла пословиц, но и соотнесение их с предпочитаемым стилем собственной жизнедеятельности.

Пословицы могут закреплять различные способы поведения.

  По Эриху Фомму, у каждого человека жизненная стратегия поведения сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения личных целей – материальных, духовных, престижных и прочих (иметь ) и создания хороших взаимоотношений с другими (быть ). Между этими стратегиями поведения возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или другую сторону.

     Выбор предпочитаемых пословиц позволит испытуемому отнести себя к определенному типу поведения.

Цель: определение индивидуальных особенностей мышления, связанных с пониманием переносного смысла.

Оборудование: методика «Понимание пословиц»

 

Ход работы.

1.  Работа группой.

2.  Э. предлагает И. набор из 35 пословиц.

3.  И. после прослушивания каждой пословицы по 5-ти бальной системе в цифровом бланке определяет своё отношение к пословице с точки зрения использования её в своем поведении.

5б – типичное поведение

4б – часто встречается.

3б – иногда.

2б – редко

1б – никогда.

0б - не понял смысла пословицы.

 

               Выполнение работы.

1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5 тип
1 – 3б 2 – 4б 3 – 3б 4 – 3б 5 – 4б
6 – 4б 7 – 1б 8 – 4б 9 – 1б 10 – 4б
11 – 1б 12 – 3б 13 – 4б 14 – 5б 15 – 4б
16 – 2б 17 – 3б 18 – 4б 19 – 5б 20 – 0б
21 – 3б 22 – 1б 23 – 1б 24 – 1б 25 – 2б
26 – 2б 27 – 3б 28 – 0б 29 – 2б 30 – 4б
31 – 3б 32 – 3б 33 – 1б 34 – 4б 35 – 3б
18б 18б 17б 22б 19б

    

               Обработка результатов.

1.  Полученные баллы суммируются по столбцам.

2.  И. проставляет тип каждого столбца.

3.  Наибольшая сумма (иногда две наибольших) указывает на индивидуальные особенности поведения.

4. Значительное количество нулей - снижение способности понимать переносный смысл.

              Критерий оценок.

Тип 1 – «Черепаха» – уход под панцирь отказ от достижения целей, от участия во взаимоотношениях.

Тип 2 - «Акула» – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя.

Тип 3 - «Медвежонок» – сглаживание углов, любят, чтоб их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом.

Тип 4 – «Лиса» – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей.

Тип 5 - «Сова» – мудраяптица, ценит и цели и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей. Стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

 

Вывод: Опираясь на такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение И. определил свое отношение к пословице и проявил самостоятельность, инициативность, глубину и широту мышления. Наибольшая сумма баллов –22 - указывает на индивидуальные особенности поведения типа №4. По Эриху Фромму у И. жизненная стратегия поведения сосредоточена на достижении личных целей (иметь).

 

Виды мышления.

Виды мышления классифицируются по разным основаниям.

1.По степени развернутости решаемых задач:

- Дискурсивное - логическое, осознанное, умозаключающее. Ему свойственна рациональность.

- Интуитивное - мгновенное, неосознанное или минимально осознанное. Эмоции преобладают над логикой.

2.По характеру решаемых задач:

- Теоретическое (концептуальное) – познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.

- Практическое подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез).

3. По содержанию решаемых задач:

- Наглядно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

- Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы. Анализируя, сравнивая, обобщая различные образы предметов, явлений, событий человек решает мыслительные задачи. Позволяет человеку многократно и разнообразно отражать объективную действительность.

- Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями в словесной (вербальной) форме.

 Этот вид мышления устанавливает общие закономерности развития природы, общества, человека, обобщает различный образный материал.

Внутри этого типа различают следующие виды мышления:

1. Аналитическое (логическое) – носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.

   2. Реалистическое направлено на внешний мир и регулируется законами логики.

   3. Аутистическое связано с реализацией желаний человека.

  Аутизм – необычное мышление (Э. Блейлер), когда мысли человека подчиняются не логике и разуму, а аффективным состояниям: ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния. Признак аффективного состояния – сужение сознания, когда внимание полностью поглощено обстоятельством.

4. Продуктивное (творческое) – воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности.

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление по заданному образу и подобию.

5. Непроизвольное – трансформация образов сновидения.

Произвольное целенаправленное решение мыслительных задач.

 

Опыт. №11.

Крылов, с.147.

 

 

Определение активности вербального и наглядно-образного мышления.

Активность мышления - один из важных показателей, свидетельствующих о сохранности, действенности мышления, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта.

Методика позволят оценить такие показатели активности, как беглость (конвергентное по Гилфорду, 1980г.), гибкость (дивергентное мышление).

Цель: определение активности вербального и наглядно-образного мышления.

Оборудование: ряд задач с инструкциями.

 

                             Ход работы.

1.  Работа группой.

2.  Проводится 4 этапа, для каждого отводится одна минута.

3.  Э. зачитывает инструкцию каждого этапа, И. выполняет задание.

                            Выполнение работы.

Вербальная беглость.

 Рима, Рита, Регина, Руслана, Роза.

Образная беглость.

Образная гибкость.

                      Обработка результатов.

Составляем таблицу показателей активности вербального и образного мышления по параметрам беглости и гибкости.

 

Показ. акт.

Беглость

Гибкость

Количество 5                      7 2 6
         

 

Критерий оценок.

  1. Для взрослой выборки 18-25 лет и уровня образования не менее среднего показателями активности являются:

Беглость - количество выполненных однотипных задач в пределах одного способа решения

- вербальная - 5 имен,

   - образная - 5 рисунков;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.257 с.)