Типы акцентуации характера личности по К. Леонгарду – Г. Шмишеку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы акцентуации характера личности по К. Леонгарду – Г. Шмишеку.



Характер (греч. «печать», «чеканка») – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности, общении и поведении.

Характер (по мнению А. Г. Ковалёва) – отражает особенности социального поведения личности.

И. П. Павлов рассматривал «сплав» врождённых и приобретённых форм в формировании характера.

Структура характера имеет 2 стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.

Содержание характера – жизненная направленность личности, т.е. её материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки.

Форма – способ проявления отношений, темперамента, эмоционально - волевые особенности поведения.

Кроме содержания и формы в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые, эмоциональные.

В связи с этим выделяют в структуре характера: темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства, интеллект.

Структура определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами характера, которые присущи характеру как целому: Степень глубины – отражает базовые свойства личности и их роль по отношению к другим, более поверхностным свойствам.

Цельность характера означает внутреннее единство, отсутствие противоречивых черт в характере, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека.

Степень устойчивости или изменчивости характера позволяет судить о его определённости, пластичности. Об устойчивом характере говорят, когда человек во всех случаях соответствует сложившимся у него убеждениям, морально-политическим представлениям, направленности личности.

Активность характера проявляется как постоянная потребность человека быть в деятельном состоянии.  

Сила  характера – с какой энергией человек преследует поставленные цели, в последовательности действий и упорстве, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.

Системы взаимосвязанных психических свойств, отношение личности к деятельности называют симптомокомплексами.

В системе отношений личности выделяют 4 группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

1. отношение к другим людям, к коллективу, к обществу. Здесь можно выделить такие черты характера, как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость», «чуткость-чёрствость» и т.д.

2. отношение к делу, к труду («ответственность-недобросовестность», «трудолюбие-ленность», склонность к творчеству – склонность к рутинной работе», «инициативность-пассивносить» и т.д.

3. отношение к себе («скромность-самовлюблённость», «самокритичность-самоуверенность», «гордость-смирение»).

4. отношение к собственности, вещам («щедрость-жадность», «бережливость-расточительность», «аккуратность-неряшливость».

 

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы.

Акцентуация характера может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии (но отождествлять её с патологией неправомерно).

Классификация типов акцентуации характера не совпадает у разных авторов (П. Ганушкин, Э. Кречмер, К. Леонгард, А. Личко и. др.). Однако описания акцентуированных черт оказываются идентичными.

Наиболее известной является классификация, предложенная А. Личко. Особое внимание он обращает на подростковый возраст, который является периодом становления характера.

Опыт 48, стр. 169, А. Смирнов.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. У них нередко возникают конфликты со взрослыми, родителями и педагогами. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхностны и быстро проходят.

2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатиям. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость и раздражительность проявляются при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитпивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки, открыты и общительны бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях компенсируют выбором сложных видов деятельности при повышенном усердии.

6. Психиастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность -- со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Такие подростки нередко внешне демонстрируют безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они „ достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не, очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят; окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты -- жестокость, себялюбие и властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах,' держится в основном на добровольной покорности других детей или,' на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа -- эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их товарища, когда другим уделяют большее внимание, чем им самим. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем, без разбора, а также к безделью и к праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо -- «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.)