Опыт №6 (стр.116 Петровский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт №6 (стр.116 Петровский)



Ригидность мышления – заторможенность, негибкость, неподатливость мышления, трудность приспособления к меняющимся условиям, затруднённость переключения мышления на новые способы и правила выполнения программы деятельности.

 Из 3-х видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – особое значение для исследования мышления имеет когнитивная ригидность.

Цель: выявление особенностей проявления ригидности мышления при решении арифметических задач.

Оборудование: секундомер, условия арифметических задач.

                     Ход работы.

  1. Работа группой.
  2. Э. просит И. решить 10 арифметических задач.
  3. Условия задач:

«Даны 3 сосуда, емкость которых разного объема. Как отметить требуемое количество жидкости с помощью 3-ёх сосудов (на сосудах нет никаких делений).

  1. Задачи решаются письменно.
  2. На решение задачи дается не более 2-х минут.

 

Выполнение работы.  

№ задачи

Условия задачи

Требуемое кол-во воды.

Решение задачи

1 2 3
1 14 59 10 25 59-14= 45-10=25
2 14 163 25 99 163-25-25-14=99
33 28 43 10 5 43-28-10=5
4 31 61 4 22 61-31-4-4=22
5 18 59 7 27 59-18-7-7=27
6 23 49 3 20 49-23-3-3=20
7 15 39 3 18 39-15-3-3=18
8 28 76 3 24 76-28-3*8=24
9 28 48 4 12 48-28-4-4=12
10 14 36 8 6 36-14-8-8=6

 

Обработка результатов.

1. Задачи 1-5 называются установочными, они решаются только одним способом - сложным.

2. Задачи 6, 7, 9, 10 называются критическими т.к. решаются 2-мя способами простым и сложным.

3. Задача №8 - индикатор ригидности и флексибильности (гибкости) мышления. Она решается одним способом - простым.

4. Решение 6, 7 задачи сложным способом свидетельствует о чувствительности к установке.

5. Решение 9, 10 задачи сложным способом свидетельствует о прочности установки у испытуемого.

Вывод: в результате опыта у И. выявляется ригидность мышления, чувствительность к установке и прочность выработанной установки.

 

Опыт №7.

Крылов, с.145.

Вводные замечания.

Противоположное качество ригидности – лабильность скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой.

Для определения лабильности мышления используется методика               «Словесный лабиринт».

Показанием лабильности (подвижности) мышления в этой методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из 5 лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу, свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (ригидность).

Наоборот, низкие временные показатели и равность по отношению друг к другу свидетельствуют о легкой переключаемлсти с одного способа решения на другой (лабильность).

Опыт№7 (стр. 145 Крылов)

Цель: определение лабильности мыслительных процессов.

Оборудование: словесные лабиринты (столбик беспорядочно перемешанных букв из 6 строк по 6 букв в каждой, где зашифровано слово).

 

                    Ход работы.

1.  Работа в парах.

2.  Э. предлагает найти И. выход, из словесного лабиринта, затратив не более 2-х минут.

3.  И выполняя работу учитывая правила:

    А - вход в лабиринт начинается с правого нижнего угла, а выход находится в левом верхнем.

   Б - передвигаться по лабиринту можно только по прямой на любое кол-во букв.

  В - не разрешается перескакивать через ряд и пропускать буквы в слове.                    Г. - Э. фиксирует время решения каждого лабиринта.

            Выполнение работы.

См. Бланк.

Обработка результатов.

1. По временным показателям строим график. По оси абсцисс - последовательно все номера лабиринтных задач, по оси ординат - временные затраты.

2. Отметить склонность к обучению, сопоставив результаты первых и конечных лабиринтов (эффект научения в уменьшении временных затрат)

3. Отметить индивидуальные особенности мышления (выбор тех или иных стратегий) с помощью наблюдения.

Критерий оценок.

1.  Стабильные показатели (низкие временные показатели, ровность по отношению друг к другу, легкость переключаемости) – лабильность мышления)

2. Зигзагообразность кривой, с большими различиями (увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу) – ригидность мышления.

 

Вывод: У И. наблюдается ригидность мышления, т.к. И. приходится тратить много времени на перестройку своего мышления и переход на новый лабиринт, а так же торопливость, непродуманность.

 

 

Опыт №8.

Петровский, с.115.

Цель: исследование скорости протекания мыслительного процесса (методом заполнения недостающих букв в данных словах).

Оборудование: секундомер, 5 рядов слов по 5 в каждом.

                           Ход работы.

1.  Работа в парах.

2.  И. предлагается вписать недостающие буквы в словах.

3.  Э. отмечать время, потраченное на обдумывание каждого ряда и выделяет слова, вызвавшие наибольшее затруднение.

                            Выполнение работы.

См. Бланк.

                          Протокол.

Ф.И.О. Олейникова В.Н.              Возраст 18 лет

Дата 24.09.2003                              Время 1210     

№ ряда Время (сек) Слова, вызвавшие затруднения
1 60с 5
2 60с 4
3 60с 5
4 1,20с 5
5 60с 5

 

Вывод: у И. наблюдается отличие временного показателя в начале и в конце опыты. Если в начале – быстрота мышления, лёгкость в воспроизведении слов, то в конце темп уменьшлся, 5 слов вызвали у И. затруднение.

 

Творческое мышление.

Творческое мышление – это мышление в высшей форме, нетрадиционный способ мышления, выходящий за пределы требуемого решения.

Д. Гилфорд выделил особенности творческого мышления:

v Оригинальность и необычность идеи, интеллектуальная новизна. Творческий человек всегда стремится найти своё собственное, отличное от других решение.

v Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, применение на практике.

v Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть новые стороны объекта, скрытые от наблюдения.

v Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей в неопределенной ситуации.

  Препятствия на пути к творческому мышлению:

            - склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);

            - боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным в своих суждениях;

           - страх ошибиться и страх критики;

            - завышенная оценка собственных идей;

            - высокий уровень тревожности;

            - психическая и мышечная напряженность.

Условия успешного решения творческих задач:

 - применение новых способов;

 - успешное преодоление сложившихся стереотипов;

 - умение идти на риск;

 -сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;

- разнообразие знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.009 с.)