Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт №6 (стр.116 Петровский)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ригидность мышления – заторможенность, негибкость, неподатливость мышления, трудность приспособления к меняющимся условиям, затруднённость переключения мышления на новые способы и правила выполнения программы деятельности. Из 3-х видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – особое значение для исследования мышления имеет когнитивная ригидность. Цель: выявление особенностей проявления ригидности мышления при решении арифметических задач. Оборудование: секундомер, условия арифметических задач. Ход работы.
«Даны 3 сосуда, емкость которых разного объема. Как отметить требуемое количество жидкости с помощью 3-ёх сосудов (на сосудах нет никаких делений).
Выполнение работы.
Обработка результатов. 1. Задачи 1-5 называются установочными, они решаются только одним способом - сложным. 2. Задачи 6, 7, 9, 10 называются критическими т.к. решаются 2-мя способами простым и сложным. 3. Задача №8 - индикатор ригидности и флексибильности (гибкости) мышления. Она решается одним способом - простым. 4. Решение 6, 7 задачи сложным способом свидетельствует о чувствительности к установке. 5. Решение 9, 10 задачи сложным способом свидетельствует о прочности установки у испытуемого. Вывод: в результате опыта у И. выявляется ригидность мышления, чувствительность к установке и прочность выработанной установки.
Опыт №7. Крылов, с.145. Вводные замечания. Противоположное качество ригидности – лабильность – скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Для определения лабильности мышления используется методика «Словесный лабиринт». Показанием лабильности (подвижности) мышления в этой методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из 5 лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу, свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (ригидность).
Наоборот, низкие временные показатели и равность по отношению друг к другу свидетельствуют о легкой переключаемлсти с одного способа решения на другой (лабильность). Опыт№7 (стр. 145 Крылов) Цель: определение лабильности мыслительных процессов. Оборудование: словесные лабиринты (столбик беспорядочно перемешанных букв из 6 строк по 6 букв в каждой, где зашифровано слово).
Ход работы. 1. Работа в парах. 2. Э. предлагает найти И. выход, из словесного лабиринта, затратив не более 2-х минут. 3. И выполняя работу учитывая правила: А - вход в лабиринт начинается с правого нижнего угла, а выход находится в левом верхнем. Б - передвигаться по лабиринту можно только по прямой на любое кол-во букв. В - не разрешается перескакивать через ряд и пропускать буквы в слове. Г. - Э. фиксирует время решения каждого лабиринта. Выполнение работы. См. Бланк. Обработка результатов. 1. По временным показателям строим график. По оси абсцисс - последовательно все номера лабиринтных задач, по оси ординат - временные затраты. 2. Отметить склонность к обучению, сопоставив результаты первых и конечных лабиринтов (эффект научения в уменьшении временных затрат) 3. Отметить индивидуальные особенности мышления (выбор тех или иных стратегий) с помощью наблюдения. Критерий оценок. 1. Стабильные показатели (низкие временные показатели, ровность по отношению друг к другу, легкость переключаемости) – лабильность мышления) 2. Зигзагообразность кривой, с большими различиями (увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу) – ригидность мышления.
Вывод: У И. наблюдается ригидность мышления, т.к. И. приходится тратить много времени на перестройку своего мышления и переход на новый лабиринт, а так же торопливость, непродуманность.
Опыт №8. Петровский, с.115. Цель: исследование скорости протекания мыслительного процесса (методом заполнения недостающих букв в данных словах).
Оборудование: секундомер, 5 рядов слов по 5 в каждом. Ход работы. 1. Работа в парах. 2. И. предлагается вписать недостающие буквы в словах. 3. Э. отмечать время, потраченное на обдумывание каждого ряда и выделяет слова, вызвавшие наибольшее затруднение. Выполнение работы. См. Бланк. Протокол. Ф.И.О. Олейникова В.Н. Возраст 18 лет Дата 24.09.2003 Время 1210
Вывод: у И. наблюдается отличие временного показателя в начале и в конце опыты. Если в начале – быстрота мышления, лёгкость в воспроизведении слов, то в конце темп уменьшлся, 5 слов вызвали у И. затруднение.
Творческое мышление. Творческое мышление – это мышление в высшей форме, нетрадиционный способ мышления, выходящий за пределы требуемого решения. Д. Гилфорд выделил особенности творческого мышления: v Оригинальность и необычность идеи, интеллектуальная новизна. Творческий человек всегда стремится найти своё собственное, отличное от других решение. v Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, применение на практике. v Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть новые стороны объекта, скрытые от наблюдения. v Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей в неопределенной ситуации. Препятствия на пути к творческому мышлению: - склонность к конформизму (стремление быть похожим на других); - боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным в своих суждениях; - страх ошибиться и страх критики; - завышенная оценка собственных идей; - высокий уровень тревожности; - психическая и мышечная напряженность. Условия успешного решения творческих задач: - применение новых способов; - успешное преодоление сложившихся стереотипов; - умение идти на риск; -сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения; - разнообразие знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.16.55 (0.007 с.) |