Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слова-«неприятели» (антонимы)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение: «Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно!» (По П. Сладкову) 2) Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький: ... пенёк опрокинул... воз. ... дело лучше... безделья. Даже самое... дерево выросло из... семени. В... лодку... груз не кладут. ... крючком... рыбу не выудишь. 3) Подобрать антонимы к выделенным словам: Летний день — за... неделю. У короткого ума... язык. Ради нового дружка... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а... к небу тянется. Знай больше, а говори.... 4) Рассмотреть два карандаша: короткий и длинный. а) Прослушать стишок: - Карандашик, что грустишь? - Был большой, а стал малыш. - Что ж, зато хозяин твой Был малыш, а стал большой. б) Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением (сначала — потол; был — стал и др.). 7) Прочитать (прослушать) сказку. Указать в тексте слова: а) близкие по значению словам грустить, грустный; 8) противоположные им по значению. ПОГРУСТИЛИ Жил-был очень грустный человек. Ну а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно. И пошел он поискать кого-нибудь, чтобы вместе погрустить. Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. «Вот, — думает, — какую речку наплакала». И спрашивает: — Ты, ива, грустишь или печалишься? — Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже. — Пойдем со мной, вместе попечалимся. Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста. Стоит аист, клюв повесил. — Почему, аист, клюв повесил? — Потому что я невесел. — И мы невеселые. Пойдем с нами! — Пошли. Шли-шли, видят, унылый дождик идет. — Иди, унылый, к нам в компанию. — Не все ли равно, куда идти, — отвечает дождик и заними пошел. Шли они, шли, остановились и стали всех грустных к себе звать. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке. — Ого, — кричат, — сколько нас! Ну теперь погрустим как следует! Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невеселые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели — чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели — за животы схватились. Оказывается, вместе грустить — не так уж грустно! (Е. Измайлов) 6) Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч): день —...; утро —...; восход —...; весна —...; зима —...; завтра —...; рано —...; близко —...; низко —...; редко —...; медленно —...; просторно —...; радостно —...; темно —...; сел —...; взял —...; нашёл —...; забыл —...; уронил —...; кчсорил —...; выпрямил —...; лёгкий —...; высокий —...; больной —...; чистый —...; частый —...; жёсткий —.... 7) Указать слова-антонимы в пословицах: Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни, Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жёстко спать. 8) Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению: Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я..., а деревьям.... (Дятел) (Б. Тимофеев) 9) Подобрать антонимы к выделенным словам: На пляже песок сухой, а у воды.... Переходя улицу, посмотри налево, а потом.... В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через.... В поезде дедушка спал на нижней полке, а я на... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он....У берега озеро мелкое, а дальше.... 10) Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра всоответствии со смыслом высказывания: «... поучусь, а... погуляю», — говорит ленивый. «... погуляю, а... поучусь», — говорит прилежный. (К.Д. Ушинский) 11) Прослушать (прочитать) текст: «Мороз весной особенный. Ухо, которое в тени, мерзнет, а которое на солнце — горит. С зеленых осин — капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне стволов блестит вода, теневая затянута коркой льда. Днем плавятся и горят снега, ночью пощелкивает мороз». (По Н. Сладкову) 12) К данным ниже словам подобрать из предыдущего текста слова с противоположным значением: Образец: в тени — на солнце. мёрзнет — _; капельки — _; солнечная — _; вода — днём — _. Слова-«близнецы» (омонимы) 1) Прослушать стихотворение: Шел я с сумкой за плечом, Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В. Лифшиц) — Какие два слова в этом стихотворении пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения? 2) Из данных словосочетаний составить предложения: § прозрачный ключ; скрипичный ключ; сломанный ключ; § острая коса; длинная коса; песчаная коса; § острые ноготки; душистые ноготки; § меткий лук; зелёный лук; § хвойные леса; строительные леса; § неглубокая норка; пушистая норка. 3) Найти в тексте слова, которые звучат одинаково. Пересказать текст, заменив одинаковые слова другими, близкими по значению. Все ли выделенные слова можно заменить? Не хочет косой Косить косой. Говорит: «Коса коса». 4) Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов. Образец: Шашки — игра. Шашки — оружие, колонна ворот быки кошки горн овсянка 5) Объяснить значения выделенных слов: Бегут минуты и часы. Им точный счёт ведут часы. (В.Крежнев) Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С.Носенко) Сколько значений у слов? Многозначные слова 1) Прослушать стихотворение И. Токмаковой: В чужой стране, в чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глядит глазком картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку В чужой стране, в чудной стране... Ты почему не веришь мне? § По отношению к каким предметам употреблены слова: язычок, глазок, горлышко, ножка? § А по отношению к кому они употребляются обычно? § Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? 2) Выделенные слова заменить другими, близкими по смыслу: Дождь пошел и не проходит. Дождь идет, хотя не ходит. Он будет лить часы подряд На крыши, на дорогу, — Об этом тучи говорят, Хоть говорить не могут. (А. Барто) 3) Какими словами описывает автор дождь? «Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк». (Н.Сладкое) — Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, накрапывает, барабанит, стучит...) 4) Заменить в словосочетаниях глагол бежит близким по смыслу: время бежит; река бежит; молоко бежит из кастрюли. — Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю! 5) Объяснить значение выделенных слов: Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы висят на месте. (В.Орлов) 6) В каких из данных ниже словосочетаний слово земля употреблено в значении планета, суша, территория, почва, край! Земля отцов; вращение Земли; песчаная земля; увидели землю; земля заповедника. 7) Придумать предложения со следующими словосочетаниями: родной язык; добыть «языка»; прикусить язык; язык колокола. 8) Прослушать загадку К. Чуковского: Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегаем. Вдоль по улице шагаем... Но чуть вечер на порог, Остаемся мы без ног. А безногим — вот беда! — Ни туда и ни сюда. Что ж, полезем под кровать, Будем там тихонько спать. А когда вернутся ноги, Вновь поскачем по дороге! (Детские ботинки) Выделить в тексте слова, обозначающие движение. В каком значении (буквальном или переносном) употреблено выражение Остаёмся мы без ног! Употребите то же выражение мо втором значении. 9) Объясните прямой и переносный смысл выражений: намылить шею; прикусить язык; развязать руки; подать хвост; развесить уши; опустить руки; ставить подножку; сесть на весла; засучить рукава.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.009 с.) |