Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология ошибок при дислексии
Рассмотрим подробнее характер ошибок чтения. Наш опыт работы позволяет утверждать, что типы специфических ошибок в чтении — те же, что и в письме: смешения Вукв по известным параметрам, искажения слов (пропуски, перестановки, вставки букв и слогов), упрощение структуры слов, персеверации и антиципации и т.д. Смешения по акустико-артикуляционному сходству Лабиализованные гласные: о —у: «в нору» =в нуру; «норовит» = нуровит; отхолуда; «расч(о)ска» =расч(у)ска; небо гулобое; «ложку»=лужку; ё —ю: там у нею орешки; пюстрым ковром; «застёжка» =застюжка; «ключ» = клёч; «уют» = уёт; лёблю Москву. Звонкие и глухие согласные: в —ф: «конверты» = конферты, фело-си-пед; г — к: «круги»=груги; «кружева»=гружева, стружга, кро-го-дил; ж —ш: «кожица» = ко-ши-ца; «зашумели» = зажумели;дыжать (дышать); б —п: «вер-плюд; «попросил» = побросил; з —с: «сосна» = зосна; «заснул» = сазнул;«назевер; злой ветер» = се-ло... с-ло-йве-те-р; «взяли» = веяли; д —т: «дружили» = тружили; «доброта» =доброда; увители. Свистящие и шипящие: с — и: суршит, селестит трава; з —к: «кружева» = круз... кружева. Соноры р — л: птицы хропочут; из тёпрыхстран; «крыши» = клыши; Плибал тика; грубокиелужи. Аффрикаты ц — ч, ч — ть, ч — щ, ц — с и др. «творится» = творича; «птички» = печички; «щека» = чека; «овцы» = овчи; «число» = щи-с-ло; «щекочет» = чекочет; «кожица» = кожиса; это обчеедело; «играть» = играчь; кустзатвёл; «щенок пищит» = пичит... При подобных смешениях коррекционное обучение проводится как развернутая система упражнений по дифферециации смешиваемых пар звуков: в произношении, слуховом восприятии, в чтении и письме. Смешения букв по кинетическому сходству (в печатном шрифте) Такие смешения обусловлены смешением букв в пись1ме - по кинетическому сходству, переходящим из рукописного шрифта (при письме) в печатный (при чтении), несмотря на различия в конфигурации и элементном составе букв. Примеры подобных ошибок при чтении печатного текст; а —о (под ударением): вос-ти-тотель; игроют весь день; «Там были все» = Том были все; шкоф, Волгогрод; Мы шлилугоми; Цветутас-т-ры и ф-хла-к-сы(флоксы) «Чистая, отборная в нашем поле рожь, даже травку сорную в поле не сорвешь» = «Чи-с-тая, о-б-обор-Haf (в...) ражь, даже тро-в-ку(...) не оср-со-рвёшь»;
и — у: «шипит» = шипут; «я стучу» = я стучи; селестят лусточкк наступул сентябрь; она закручала; на берегах Волгу; б — д: «за доброту» = боброту, «попробуй» = попродуй, сентядрь, на серебинуреки; ялюдлю петь, старый буа т — п: втерёд; И Шарик пут (тут); с-пол-бы (столбы)«воспитатель» = вос-ти-тотель; медведь стип в берлоге; х — ж: дорохки; отдожнуть... они рехут булагу (режут бумагу). м —л: «занесло» =занесмо. Этот феномен подтверждает сложные взаимосвязи и взаимовлияния звуко-буквенных образов разных модальностей соответствующих четырем анализаторам, обеспечивающш процессы письменной речи. Таким образом, смешения любого типа, являясь отражением нарушений межанализаторного взаимодействия и интеграции, препятствуют упрочению звуко-буквенных связей. Даже оставаясь порой во внутреннем, скрытом плане, такие смешения «засоряют» процесс чтения и понимание прочитанного, а тем самым тормозят и учебную деятельность школьника в целом. Искажения состава слов (пропуски, вставки и перестановки букв, слогов) Пропуск буквы: «кролики» = колики; «горсть» = гость. Пропуск слога или его части: «природа» = п-рода; «лес ответит» = лес ответ (сбой, как и в письме, на повторяющейся букве); Вставка: «весло» = весело; «кто» = ко-ко-ко-то; «льды» = ^пюды; «телёнок» = телефонок. Перестановка: «вздрогнул» =» зв...вз-д-ро-г-нул; «ртуть» = \труть; «сны» = сын (трижды); «свет» = веет; «всех» = свех. Персеверация: В пределах одного слова: «ключ» = клюк; «из кравки» = из трав-р-ки; «дорога» = дорора. В пределах смежных слов в тексте: скороропнут почки. В пределах двух соседних слов, расположенных Иопарно в одном столбце: «грусть», «гусыня» = грусть, грусыня; «кролики», «лыжи» = кро-ли-ки, клы-жи. Антиципация: а) В пределах одного слова: «кудрявая» = рудрявая; «примерный» = принерный; «весло» = сес... сесло... весло; «творится» = тро-рится; «конверта» — конветрты; «на реках» = на рехах; «слоны» = сноны; «закопали» = ка-копали; «цветы луговые» = глуговые. б) В пределах смежных слов: «Он давал нам» = Он даван нам («зеркальный» случай, т.е. можно в равной мере видеть здесь персеверацию). Напомним, что эти 2 типа ошибок имеют общую природу, т.к. обусловлены слабостью дифференцировочного торможения.
Догадки (необоснованные): «у лестницы» = улицы; «ворота» = ворона; «рвать» = ре-щ ветъ; «гусыня» = ку-с-ня («это куст»); «Куда подевались?» =Куда побежали? (Вероятно, ошибка В «спровоцирована» смешением букв б и д, отмечаемым в пись-И ме ученицы.) Комбинированные ошибки: «Люда» = Лёта; «цветочки» = ц-в-те-точки; «курочка» = кручка (перестановка и пропуск букв); «глупый» = глуб-дый (смешение п - б по акустико-артикуляционному сходству «включает» ассоциативное смешение б - д по кинетическому сходству); «кролики» = кларики (смешение р - л провоцирует перестановку в комбинации со смешением у - б (в ударной позиции); «горсть» = кроет, крыстъ (перестановка и смешение); «клубком свернулся» = «клубогом e-c-в...се-вернулись» (перестановки: гласной О — клубоком; гласной Е — севернулисъ и одновременно собственная поправка ученика, как в письме, в комбинации со смешением К - Г и перестановкой при стечении согласных в начале слова). (Обращаем внимание на диагностическую ценность собственных исправлений учащихся по ходу чтения.) Варианты прочтения трудных слов: «хозяйство» = хо-з-ни-цов-во; хо-зи-то-во; хо-з-зи-тво; «специалист» = с-пе-чи-лъ-исъ-тъ; «социалистическое» = сочи-... со-чи...со-чи-а-ли-че-с-ко-е и т.д. Ошибки ударения: лугОвые, поЕзд, аИст; мы спросИм; за добрОту; «Спросить могу» = СпрОсит мОгу и т.д. Искажение и упрощение структуры слов корригируются в ходе целенаправленных упражнений по развитию фонематического анализа и звукового синтеза, постоянно «перетекающих» одно в другое (см. ч. II., гл. 2), а также слогового и морфемного анализа и синтеза слов (ч. II, гл. 4). Подчеркнем и большую коррекционную ценность практических тренировок школьников при изучении темы «Ударение в слове» и классификации схем слого-ритмической структуры слов (ч. II, гл. 4).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.009 с.) |