Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности словарного запасаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование словарного запаса у исследуемой категории детей происходит замедленно и неполно. Часто они смешивают по значению слова, имеющие сходный звуковой состав. Например, ученики 3-го кл. давали следующие объяснения: «Рассада — это то, что блестит на траве» (т.е. роса); «Сор — это когда ругаются» (т.е. ссора); объясняли слово грелка как «телогрейка»; редиска — как «ириска»; горсть — «большая гора»; зайцы линяли — «зайцы ленились» и т.д. Часть из тех слов, которые дети осмысливали правильно, Они произносили искаженно из-за артикуляторных либо фонематических затруднений: уронили — «уноили»; гречненая «гречнеява»; три богатыря — «три ботабтыря»; контролер — «крамторёр»; электрические— «актетические»... В связи с этим при изучении грамматики в дальнейшем возникали неизбежные трудности семантического и морфемного анализа слов. У этих учащихся с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Они усваивают, главным образом, продуктивные формы образования и изменения слов, встречающихся в обиходной речи. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что нередко, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малознакомое слово другим, более привычным, хотя и не соответствующим определенному значению. На это указывают примеры образования прилагательных от данных конструкций: § дверь из фанеры — «деревянная дверь»; § плита из чугуна — «железная», «пластмассовая». Дети с трудом осознают обобщенные значения морфем в словах, не умея выделить в речи устойчивые элементы (повторяющиеся в разных словах корень, приставку, суффикс), не узнают привычных предлогов в соседстве с некоторыми словами, считая их частью этих слов. Так, ученица 3-го кл. Марина К. придумала со словом зал следующее предложение: «В нашей школе большой вактовый зал» — вероятно потому, что чаще всего слышала сочетания «в актовый зал» или «в актовом зале». Особенности грамматического строя Трудности формирования грамматического строя проявлялись в устной речи детей с нарушениями письма в бедности синтаксических конструкций и так называемом аграмматизме — ошибках согласования и управления. Среди составляемых детьми предложений преобладают фразы типа: Ученик решил задачу. Мы предлагали учащимся 1-3-х кл. на слух фразы указанного типа, поменяв при этом местами субъект и объект, например: Петю встречал Миша. — Кто приехал? — «Приехал Миша»; Внука проводил дедушка. — Кто уезжал? — «Уезжал дедушка». Здесь мы наблюдаем, как при стереотипном подходе инверсия затрудняет семантический анализ, что ведет к импрессивному аграмматизму. Затрудняет детей также анализ связей в сложных предложениях, например, установление причинно-следственных отношений. Ученики с трудом выбирали правильный вариант фразы типа: «Стало тепло, потому что выглянуло солнышко» и «Выглянуло солнышко, потому что стало тепло». Обе фразы воспринимались как правильные, поскольку формально они построены грамматически правильно. Речь таких учащихся, пополняемая за счет литературных текстов, резко аграмматична. Например: «Доктор Айболит шел так быстро, что у свинки, которая были короткие ноги, устала бежать» (Дима К., 1-й кл.). Особенно это проявляется при воспроизведении стихотворных текстов, где специфика ритмической организации строки часто требует изменения привычного порядка слов. Так, ученица 2-го кл. Марина В., читая наизусть стихотворение, строки: «...ветер / Облаков прорвал кольцо» воспроизвела следующим образом: «...ветер облака прорвал кольцом», т.е. непривычный оборот свела к конструкции с творительным орудийным падежом по типу: Сыр режут ножом. И фонетико-фонематические, и лексико-грамматические особенности устной речи школьников находят отражение в их письменной речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.006 с.) |