Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
По кинетическому сходству смешиваются многие буквы (они представлены попарно в табл. 1). В зависимости от выявляемых смешений в письме конкретных учеников, такие пары букв дифференцируются на логопедических занятиях по предлагаемой системе упражнений. В качестве образца мы рассмотрим две темы (б – д,a — о). По другим парам смешиваемых букв логопед может подобрать свои мнемотехнические приемы и необходимый речевой материал. При необходимости работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются: § в анализе состава и структуры графического знака; § в синтезе его из элементов; § в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению. Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу; по исходной инструкции; под счет — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки). Последовательность операций такова: выделение звука из слова -> определение сигнального признака артикулемы -> соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема (выбор из пары букв) -> контроль правильности выбора -> запись буквы. Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием. Полезен устный диктант слогов, слов — дети в ответ «выписывают» букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола. Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Различаем буквы Показ предметной картинки. § Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции— звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (г у Бы).
§ Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д. Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д —Десны.). § Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: звонкие, взрывные, «мгновенные» согласные. Разное: место преграды: Б — гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д... § Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы "с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки. Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол. Буква вписывается в силуэт дятла. Вывод: запоминаем наши «опоры»: звук Б — «взрываются» гуБы; буква - хвост белки (вверх); звук Д — язык упираетсяв Десны; буква — хвост дятла (вниз). 1) Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте). 2) Выборочный диктант слогов: а) диктовка серии (не более 1-2 раз); б) отраженное проговаривание серии хором; в) запись серии (по памяти). 3) По окончании диктанта проводится проверка записанных серий хоровым чтением. Логопед без труда определит на слух ошибки детей. При этом надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале. 4) На доске записаны слова с пропущенными буквами: -елил -ал про - ел Вопросы: § Сколько слов записано на доске? § Прочтите их, вставив нужные буквы. § Кто увидел здесь шесть слов? При затруднениях детей логопед вызывает учеников, которые подставляют вместо черточки одну, другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы цветными карандашами. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.) 5) Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки, поднимая соответствующую букву. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например:
Затем дети выполняют самостоятельно графическую запись в тетрадях:, (все картинки «шифруются»). Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв; каков темп работы. Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи. При этом картинный ряд может быть восстановлен заново— на основе «шифровки», но не буквально, т.е. при восстановлении ряда картинки могут оказаться на другом месте — лишь бы они соответствовали «шифру». 6) Расставить все эти картинки в 2 ряда — по наличию звука /~ИЛИ^. 7) Записать под диктовку слова в 2 столбца — по наличию звука /или^: дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый, рубль, денек, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен, бодрость, добыча... Обычно слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки. Например: 8) От данных слов образовать новые с помощью приставки до-,например: бежал — добежал белил —... брёл —... бил —... брал —... брил —... Устно составить с образованными словами словосочетания. 9) Прочитать, вставляя пропущенные буквы </или у(поднимая буквы). УЛи-ы голу-ой -ант. У -а-ушки наря-ная -лузка. Ва-им -ал -ругу -улку.На -иване -елая по-ушка. Весь -ень и-ёт -ождь. Завтра -у-етхоло-наяпого-а. 10) Записать, подчеркивая вставляемые буквы соответствующими карандашами.
11) Повторить за логопедом: а) Все бобры добры для своих бобрят. б) Ходит Люба возле дуба — Нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу — Любо нам глядеть на Любу! 12) Предложения для чтения, анализа, графической записи: В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадежен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В октябре издали видны алые ягоды рябины. Дождем забрызган подоконник. Тексты диктантов ЛЕТОМ Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде. ОСЕНЬ Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай. Различаем буквы 1) Вычленить начальные гласные в ударной позиции из слов: осень, астры. 2) Сравнить артикуляцию этих гласных: а) с голосом; б) беззвучно. Рассмотреть условные обозначения этих звуков (карточки): Обратить внимание детей на то, что губы как бы «пишут» сами букву о. 3) «Озвучить» слоги, составленные из данных согласных и указанных схем, например: 4) Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а-, о: а) упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами — с проговариванием; б) отработка соединения букв й-ийс другими буквами. 5) Чтение слоговых таблиц:
6) Запись слогов под диктовку. Проверка чтением.
7) С опорой на схемы гласных А и О прочитать следующие слова: Образец:
а) С каждым словом составить предложение или словосочетание. б) Записать полученные пары слов, подчеркнув гласные й-и а 8) Различение гласных о— ав словах — устно, поднимая буквы а, а (только в ударной позиции!): лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, море, ложки, весна, осень, скорый. 9) Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных»или о): сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайки, сахар, тайна. 10) Прочитать стихотворение В.А. Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные ги« КОТИК И КОЗЛИК Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, А к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. И л-почкой к-тик м-ет в-й р-тик, А к-злик сед-ю трясет бород-ю. Списать, вставляя и подчеркивая цветными карандашами гласные буквы а,, о. 11) Предложения для графической записи (под диктовку — запись лишь ударных гласных).(Методику графического диктанта см. ч. II, 1.4.) Образец: Диктуется запись В дальнем овраге мрачно и холодно. - а а а - о Скоро сказка сказывается. Астры цветут осенью. Лампа погасла внезапно. Ровный асфальт радует пешехода. Старая лодка ушла на дно. Свисает прозрачная гроздь винограда. Смолк соловушка в чаще лесной.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.024 с.) |