Слоговой анализ и синтез слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слоговой анализ и синтез слов



Предварить систему упражнений объяснением, что слог — это часть слова, не заключающая в себе его смысла повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков.

1) На доске наборное полотно; на нем — слоги:

Дети читают их хором. Затем логопед читает стихотворение Э. Успенского:

Что за ЛИ? Что за МОИ? Никакого в звуках смысла! А как скажут «лимон» — Сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО? Людям вовсе неизвестно! А как скажут «кино» — Сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за В А? Вот еще одна загадка. А как скажут «халва» — Сразу станет сладко-сладко!

2) Деление на слоги.

а) назвать картинку (слова из 2-3 прямых слогов);

б) разделить слова на слоги с громким проговариванием и отхлопыванием;

в) сопоставить в этих словах число гласных с числом слогов; сделать вывод о слогообразующей роли гласных;

г) составить схемы (рисунки подбирает логопед).

3) «Много — один». Исходный материал — группа слов или соответствующих им предметных картинок.

Например: гуси — гусь (дети проговаривают и отхлопывают слоги, сопоставляют количество гласных и слогов в них).

Шары, маки, коты, лоси,раки, киты, дома, грибы, столы, ежи, гвозди...

4) Сгруппировать в три колонки предметные картинки по числу слогов в названии. На доске вычерчиваются (а на столах ученики выкладывают из полос) схемы слов:

У каждого ученика набор предметных картинок, которые он располагает в три колонки. Деление на слоги проводится самостоятельно, с негромким проговариванием и отхлопыва-нием.

В заключение этой работы можно провести взаимную и фронтальную проверку выполнения задания.

5) Превратить односложное слово в двусложное (по образцу), перекидывая мяч. Например: ключ — ключик.

Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, лоб, шар, гвоздь, винт, шарф.

6) Превратить двусложное слово в трехсложное (слова из предыдущего задания и аналогичные):

бант — бантик — бантики...

7) Добавить слог, чтобы получилось слово (при этом перекидывая мяч):

соло (ма) и т.д.

8) Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например:

рыба — баран — ранка — калоши — шина и т.д.

9) Придумать (выбрать из любого текста) по пять слов к Каждой схеме. Записать в три столбца, подчеркнув гласные:

10) Развитие чувства ритма. Прослушать стихотворение Е. Серовой, добавить в рифму недостающее слово с учетом стихотворного размера:

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

Мне неженки-сандалии

Доверчиво сказали: —

Боимся мы щекотки

Большой сапожной... (щетки).

Твои помощники — взгляни —

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся,

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый... (пальчик).

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик Бывший... (одуванчик).

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на... (стуле).

Поглядите, поглядите —

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь — подождем,

Отгадаешь под... (дождем).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.006 с.)