Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Два способа обозначения мягкости согласных на письмеСодержание книги
Поиск на нашем сайте 1-й способ — посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него). 1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):
Можно ли считать парными звуки у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему? 2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): о —? э —? и т.д. 3) Прочитать записанные на доске слова; указать, являются ли гласные в данном слове парными; затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки: Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар. 4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные: Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошёл к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры. 5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные. Различие парных гласных Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. 1) Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный попарно с гласными первого, затем — второго ряда. При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными л, с и др. 2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных: а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча): б — б', в - в', г —г'и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый; б) в слогах (перекидывая мяч): да - дя до - дё ду – дю её - во ды-ди ро-рё со - сё лю-лу фы - фи ту – тю ня -на бибы 3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный): а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла; б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю... 4) Прочитать пары слов; устно составить предложения; уточнить звучание первого согласного звука (твердый — мягкий); объяснить разницу в написании слов: мал — мял; лук — люк; мыл — мил; нос — нёс; вол — вёл. 5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова: начинать — начинять; потомки — потёмки; поток — потёк; слог — слёг. 6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным: Я во двор вела вола. За рога вола вела. Я вела во двор, а вол В огород меня завёл. 7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный. Образец: ф' — фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм... 8) Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные разными цветными карандашами: ая Цветы у В-ли зав-ли. Мы вчеригр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Нади Д-ша ед-т кашу. Юрбыл р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут—т—, у Вити кот-т-. Я с-ду в с-ду. о - ё Мы услыхали р-в кор-вы. Брат прив-з целый в-з сена. У Ал-ши новые гал-ши. Л-ня л-вит рыбу. У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка. В р-ще светло от бер-з. У-ю Отец послал Петна почт-. Л-ся л-бит л-к. Павл-ша ел спел-ю кл-кву. Ил-ша водит в школЛ-шу. Н-жно полить вишн-. Дифференциация Ы - И 1) Прочитать хором слоговую таблицу (вспомнить о свойстве гласных второго ряда): мы - ми ни - ны ди - ды бы - би лилы ры-ри вы-ей ти-ты 2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы): пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг. 3) Прослушать стихотворение. ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ! - Что глядишь, корова, Строго и сурово? - Мишка-лодырь через а написал «карова». - Напишите вы «Мишка» через ы. Проучите Мишку — Превратите в мышку. Кошка мышку хвать — Будет лодырь знать! (С. Погореловский) 4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы: нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть. 5) Прочитать и записать слова, вставляя буквы ы, и: к-т н-тк- л-п- р-б- в-шн- м-ш п-л- в-лк- пл-т- л-ж хр-п с-льн-й с-т-й х-л-й м-л-й ж-р ш-н- 6) Игра «Один — много» (с перекидыванием мяча). Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук — ы или и, например: рама —рамы (ы), тетрадь — тетради (и), стена — стены (ы) и т.д. 7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и: столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ... 8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и: У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы. 9) Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и: а) Эти в-шн~, эти ел—в— саммсажал-. Эти куст-кмал-нсампол-вал-. б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню. 10) Текст для графического диктанта: Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол. 2-й способ — посредством буквы ь 1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, — буква ъ (мягкий знак):
2) Прослушать стихотворение: Мягкий знак — хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь — Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно, Чтоб на мель не село судно: Мягкий знак перечеркнуть — И свободен водный путь. Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела. (Е.Измайлов) — Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях. 3) Прочитать текст упражнения. Сравнить по смыслу и звучанию выделенные слова; выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания? Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь — хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги. 4) Прочитать слова; сравнить их по звучанию и написанию.Устно составить с ними словосочетания:
5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):
6) Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании: банька — банка; полька — полка; галька — галка. Бабка баньку затопила, Мягкий знак позвать забыла. Тут же банька банкой стала — Вот как бабка сплоховала! (Е. Измайлов) 7) Записать слова парами, изменяя их по образцу:
8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь: банька, полька, галька, зорьки, горьки? 9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта: а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать. б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына. 10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку: У пенька опять пять опят. Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.007 с.) |