![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Коррекционная работа на лексическом уровнеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные задачи Начать следует с выявления и пополнения объема словарного запаса у учеников на основе предлагаемого ниже примерного перечня тем. Основное содержание лексической работы: § рост объема словарного запаса (путем усвоения новых слов и словосочетаний); очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов; § качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); § упражнения в слоговом и морфемном анализеи синтезе слов; наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем. Выявление активного словарного запаса учащихся Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии и т.п. (Учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие.) Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов (на материале перечисленных выше групп предметов). Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др. 1) Назвать действия (перекидывая мяч): Метель (что делает?) — метёт; гром —...; ветер —...; снег —...; солнце —...; ливень —...; молния —...; мороз —.... 2) Назвать другой предмет с тем же признаком: мел белый (и снег белый);пояс узкий (и лента узкая); дыня желтая (и тыква...); речка быстрая {иручей...). 3) Сравнить: по вкусу — лимон и мед, лук и виноград; по цвету — василек и гвоздику, грушу и сливу; по прочности — веревку и нитку, бумагу и ткань; по ширине — дорогу и тропинку, ручей и речку; по высоте — дом и шалаш, куст и дерево. 4) Прослушать загадку К. Чуковского; выделить слова, обозначающие голосовые действия. В акцентированном произнесении рифмующихся слов «услышать» отгадку: Я лаю со всякой Собакой, Я вою Со всякой совою. И каждую песню твою Я вместе с тобою пою. Когда же вдали пароход Быком на реке заревёт, Я тоже реву: У-у-у! (Эхо) 5) Угадать предмет по его признакам или действиям: Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал —
Кушайте, пожалуйста! (Арбуз) Это кто такой садовник? Полил вишню и крыжовник, Полил сливы и цветы, Вымыл травы и листы. *** Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождичек пройдёт — Сделает наоборот. (Зонт) Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит — Сядет и укусит. (Комар) А как сумерки настали, Нам по радио сказали, Что и завтра он придёт И польет наш огород. (Дождик) Шагаешь — впереди лежит, Оглянешься — домой бежит. (Дорога) (А. Рождественская) Уточнение и расширение словарного запаса Снова«сорняки» Прослушать стихотворение А. Барто: Слова бывают разные, Бывают неотвязные. Вот, например, к Володе Пристало слово «вроде». Он «да» не скажет никогда. - Обедать будешь? - Вроде да. Спросите у Володи: - Ты пионер? — «Да вроде...» - Работал в огороде? А он опять: «Да вроде». Слова бывают разные: Хорошие, простые, Слова бывают праздные, Ненужные, пустые. В последующей беседе с логопедом дети выясняют, какие слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла высказываниям. (Рекомендовать отучиться от навязчиво повторяющихся слов: ну, это, вот, значит и т.п.) Слова-«приятели» (синонимы) 1) Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу: а) хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, конь, твердый,раньше, льется; б) прут, грусть, алфавит, луна, доктор, лошадь,жесткий,прежде, течет. 2) Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением): § грустный, печальный, унылый, глубокий; § храбрый, звонкий, смелый, отважный; § слабый, ломкий, долгий, хрупкий; § крепкий, далёкий, прочный, надежный; § понять, разобраться, запомнить, уразуметь; 3) В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова: § свежая пища, запас корма, вкусная еда; § наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя; § неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт; § быстрый конь, скорый поезд, стремительная река, поспешный отъезд; § неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладный подросток, угловатая походка; § ценный груз, тяжелая ноша, ручная кладь, громоздкий багаж. 4) Объяснить, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое — в книжной; указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:
приехал, прибыл, прикатил; пришел, пожаловал, заявился; бросился, ринулся, накинулся; ворвался, вторгся, вломился; отскочил, отпрянул, шарахнулся. 5) Прослушать сказку Е. Измайлова «Тигр-лев и лев-тигр»: «Тигр-лев — это лев-тигр, только наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая, черная, желтая. Лев-тигр — наоборот: сначала — желтая, потом — черная. И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо корочелевого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот какой тигр-лев! Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе — левой, правой, левой, правой — и зарычал, как большой: ррры! Лев-тигр, назло ему, сперва был небольшим, а потом стал немаленьким и зарычал по-своему: ыррр! — и пошел правой, легюй, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, а не вертел, как тигр-лев. И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр — на опушку леса. Тигр-лев — на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробе-жаться. Тигр-лев побежал пройтись. А откуда они взялись? Лев-тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы». — Выяснить, как дети поняли смысл сказки. При повторном чтении рассмотреть, как автор разными словами дает одно и то же изображение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.255 (0.01 с.) |