Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация детских игр и игрушекСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Игрушки и игры - это особый вид товаров, предназначенных для воспитания детей. Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются как в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях. Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей. Рационально использовать игрушку в педагогическом процессе детского сада воспитателю поможет приведенная ниже педагогическая квалификация и ассортимент детских игрушек. 1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх: ¾ куклы; ¾ фигурки людей; ¾ фигурки животных; ¾ предметы игрового обихода; ¾ театральные; ¾ празднично-карнавалные; ¾ технические. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи: ¾ собственно дидактические – основаны на принципе самоконтроля; ¾ дидактические игры (наборы) с правилами – предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); ¾ конструкторы и строительные наборы; ¾ игры-головоломки; ¾ музыкальные игрушки. Спортивные игрушки. Игрушки – забавы. II Игрушки по степени готовности: ¾ Готовые. ¾ Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей. ¾ Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок. ¾ Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок. III Игрушки по виду применяемого сырья: ¾ Деревянные. ¾ Пластмассовые. ¾ Металлические. ¾ Из тканей, в том числе набивные игрушки. ¾ Резиновые. ¾ Из бумаги и картона. ¾ Из керамики, фарфора и фаянса. ¾ Из древесных материалов, папье-маше. ¾ Из новых синтетических материалов. IV Игрушки по величине:
¾ Мелкие (размером от 3 до 10 см). ¾ Средние (размером от 10 до 50 см). ¾ Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды). V По функциональным свойствам: ¾ Простые, без подвижных деталей. ¾ С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами). ¾ Гидравлические. ¾ Пневматические. ¾ Магнитные. ¾ Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе). ¾ Электронные (на компьютерной основе). ¾ Наборы игрушек (или деталей) – совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку. ¾ Игровые комплекты, объединенные единой темой (задачей). VI Игрушки по художественно-образному решению: ¾ Реалистические. ¾ Условные. ¾ Конструктивные. В основу классификации игрушек по педагогическому назначению положено их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей. Среди них выделяют: ¾ Игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятия ¾ Игрушки, знакомящие детей с окружающей их средой и природой ¾ Игрушки, способствующие физическому развитию детей ¾ Дидактические игрушки ¾ Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники ¾ Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и прививающие первоначальные трудовые навыки ¾ Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей
53. Игрушка и ее педагогическое значение. Классификация игрушек, требования к игрушке
Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется. Воспитательное значение игрушек: ¾ это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;
¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными; ¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка; ¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду,,любознательности; ¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей; ¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий; ¾ наиболее доступное детям произведение искусства. Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются: 1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр. Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки). 2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами. 3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки 4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны. 5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности 6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др. 7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешанный строительный материал. 8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции. Педагогические требования к игрушке: ¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду; ¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования; ¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций; ¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей; ¾ должны быть безопасными и гигиеничными; ¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение; ¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности; ¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность, ¾ учитывать гендерный подход. Гигиенические требования к игрушкам: ¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала. ¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.
¾ в ДОО игрушки должны быть соответствующим образом размещены.
Теоретические основы обучения детей в ДОО. Основные понятия дошкольной дидактики. Основные задачи, принципы и формы обучения дошкольников
Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает. Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения - является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста. Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей. Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду - занятие. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста. Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего - педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием. Таким образом, обучение - это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение). Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе.
Рассмотрим ее основные категории: Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями. Образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма (внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Метод (путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются речь педагога, его мастерство, учебники, оборудование. Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. К задачам обучения дошкольников относятся: ¾ Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем. ¾ Развитие общего кругозора детей. ¾ Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности. ¾ Развитие познавательных процессов и мыслительных операций. ¾ Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность. ¾ Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу. ¾ Развитие любознательности и познавательных интересов детей.
¾ Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки. ¾ Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к взаимодействию с педагогом в процессе обучения. ¾ Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению. Перечислим принципы обучения детей дошкольного возраста: ¾ Принцип гуманизации и демократизации. ¾ Принцип воспитывающего характера обучения. ¾ Принцип развивающего обучения. ¾ Принцип научности. ¾ Принцип наглядности. ¾ Принцип доступности. ¾ Принцип систематичности, последовательности и постепенности. ¾ Принцип связи обучения с жизнью. ¾ Принцип активности и сознательности. ¾ Принцип учета индивидуальных особенностей. Таким образом, принципы обучения дошкольников представляют собой набор средств и методов, которые должен использовать воспитатель для организации процесса обучения. Принципы обучения являются исторической категорией, которая не стоит на месте, а развивается и совершенствуется с учетом современных требований к процессу обучения детей дошкольного возраста. Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения в ДОО бывают: ¾ индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа); ¾ групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям; ¾ коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми; ¾ самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающейся среде).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.18 (0.014 с.) |