Классификация детских игр и игрушек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация детских игр и игрушек



 

Игрушки и игры - это особый вид товаров, предназначенных для воспитания детей.

Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются как в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.

Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.

Рационально использовать игрушку в педагогическом процессе детского сада воспитателю поможет приведенная ниже педагогическая квалификация и ассортимент детских игрушек.

1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

¾ куклы;

¾ фигурки людей;

¾ фигурки животных;

¾ предметы игрового обихода;

¾ театральные;

¾ празднично-карнавалные;

¾ технические.

Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

¾ собственно дидактические – основаны на принципе самоконтроля;

¾ дидактические игры (наборы) с правилами – предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

¾ конструкторы и строительные наборы;

¾ игры-головоломки;

¾ музыкальные игрушки.

Спортивные игрушки.

Игрушки – забавы.

II Игрушки по степени готовности:

¾ Готовые.

¾ Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

¾ Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

¾ Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

III Игрушки по виду применяемого сырья:

¾ Деревянные.

¾ Пластмассовые.

¾ Металлические.

¾ Из тканей, в том числе набивные игрушки.

¾ Резиновые.

¾ Из бумаги и картона.

¾ Из керамики, фарфора и фаянса.

¾ Из древесных материалов, папье-маше.

¾ Из новых синтетических материалов.

IV Игрушки по величине:

¾ Мелкие (размером от 3 до 10 см).

¾ Средние (размером от 10 до 50 см).

¾ Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

V По функциональным свойствам:

¾ Простые, без подвижных деталей.

¾ С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).

¾ Гидравлические.

¾ Пневматические.

¾ Магнитные.

¾ Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

¾ Электронные (на компьютерной основе).

¾ Наборы игрушек (или деталей) – совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

¾ Игровые комплекты, объединенные единой темой (задачей).

VI Игрушки по художественно-образному решению:

¾ Реалистические.

¾ Условные.

¾ Конструктивные.

В основу классификации игрушек по педагогическому назначению положено их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей. Среди них выделяют:

¾ Игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятия

¾ Игрушки, знакомящие детей с окружающей их средой и природой

¾ Игрушки, способствующие физическому развитию детей

¾ Дидактические игрушки

¾ Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники

¾ Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и прививающие первоначальные трудовые навыки

¾ Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей

 


53. Игрушка и ее педагогическое значение. Классификация игрушек, требования к игрушке

 

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется.

Воспитательное значение игрушек:

¾ это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду,,любознательности;

¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

¾ наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешанный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

¾ должны быть безопасными и гигиеничными;

¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение;

¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность,

¾ учитывать гендерный подход.

Гигиенические требования к игрушкам:

¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

¾ в ДОО игрушки должны быть соответствующим образом размещены.

 

Теоретические основы обучения детей в ДОО. Основные понятия дошкольной дидактики. Основные задачи, принципы и формы обучения дошкольников

 

Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.

Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения - является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.

Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду - занятие. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.

Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего - педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием. Таким образом, обучение - это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение).

Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе.

Рассмотрим ее основные категории:

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.

Образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются речь педагога, его мастерство, учебники, оборудование.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

К задачам обучения дошкольников относятся:

¾ Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем.

¾ Развитие общего кругозора детей.

¾ Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности.

¾ Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.

¾ Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность.

¾ Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу.

¾ Развитие любознательности и познавательных интересов детей.

¾ Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки.

¾ Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к взаимодействию с педагогом в процессе обучения.

¾ Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению.

Перечислим принципы обучения детей дошкольного возраста:

¾ Принцип гуманизации и демократизации.

¾ Принцип воспитывающего характера обучения.

¾ Принцип развивающего обучения.

¾ Принцип научности.

¾ Принцип наглядности.

¾ Принцип доступности.

¾ Принцип систематичности, последовательности и постепенности.

¾ Принцип связи обучения с жизнью.

¾ Принцип активности и сознательности.

¾ Принцип учета индивидуальных особенностей.

Таким образом, принципы обучения дошкольников представляют собой набор средств и методов, которые должен использовать воспитатель для организации процесса обучения. Принципы обучения являются исторической категорией, которая не стоит на месте, а развивается и совершенствуется с учетом современных требований к процессу обучения детей дошкольного возраста.

Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения в ДОО бывают:

¾ индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);

¾ групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;

¾ коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;

¾ самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающейся среде).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.038 с.)