Вклад А.П. Усовой в разработку проблемы обучения дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад А.П. Усовой в разработку проблемы обучения дошкольников



 

Александра Платоновна Усова - педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1950 г.), доктор педагогических наук (1959 г.). Педагогическую деятельность начала в 1921 г.

Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы – педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

А.П. Усовой было разработано изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду», в котором раскрывалось значение занятий в детском саду, содержание обязательных занятий, организация занятий по возрастным группам. Большую пользу Практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду», давшие программные разработки занятий по родному языку, ознакомлению с окружающим, конструированию, счету, рисованию и лепке. В монографии «Обучение в детском саду» ею были подведены итоги многолетних исследований теоретиков и практических работников по дошкольной педагогике, освещены все существенные вопросы по этой теме.

Решая проблему сенсорного воспитания, А.П. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.

А.П. Усова внесла также большой вклад в разработку теории игры, которую рассматривала как форму организации жизни детей дошкольного возраста. А.П. Усова критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой, по Усовой, решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Усовой выявлен и проанализирован специфический пласт процессов и отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. Усова впервые определила психологические особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива.

Ряд исследований Усовой посвящён использованию народного творчества в воспитании дошкольников.

 


45. Коллективный труд, его содержание, методика руководства

 

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обра­щаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут самостоятельно распределять работу.

Рассмотрим методику руководства коллективным трудом детей.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи:

¾ руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности;

¾ формирует положительные взаимоотношения между детьми.

В организации коллективного труда детей выделяются несколько последовательных этапов:

¾ оборудование рабочего места;

¾ распределение работы между участниками;

¾ процесс выполнения задания;

¾ обсуждение результатов труда.

Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

1. Оборудование рабочего места. Чтобы начать работу, надо приготовить свое рабочее место. Для труда детей в распоряжении должно быть следующее (фартуки, щетки, совки и т.д.). Дети принимают посильное участие в подборе разного инвентаря, учатся самостоятельно готовить рабочее место, убирать предметы работы после труда. Рекомендуется активно использовать алгоритмы, которые помогают детям самостоятельно сделать выбор.

2. Распределение работы между участниками. При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в звено или в несколько звеньев).

Воспитатель может сам сделать всё необходимое:

¾ распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;

¾ так организовать работу, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

¾ продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т.д.);

¾ учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр.

Последовательность действий при распределении труда между звеньями:

¾ Работа, которую будут выполнять дети, должна представляется им как важная, нужная.

¾ Воспитатель следует познакомить детей с полным объёмом труда и представить его как одно общее задание для всех.

¾ Воспитатель обращает внимание детей на то, что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все. А поэтому надо наметить, кто, что будет делать.

Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей, учатся разрешать возникающие недоразумения и споры.

3. Процесс выполнения задания. Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой. Задача воспитателя – так организовать работу, чтобы дети закончили её примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», Товарищи всегда должны помогать».

Методические приемы, направленные на регуляцию поведения детей в процессе совместной деятельности:

¾ Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда, но и с точки зрения отношения к товарищам).

¾ Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него.

¾ Сообщение моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.

4. Обсуждение результатов трудовой деятельности. По окончании работы воспитатель подводит итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.006 с.)