Проблема обучения детей дошкольного возраста в истории русской и зарубежной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема обучения детей дошкольного возраста в истории русской и зарубежной педагогики



 

Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа». В работе «Материнская школа» (1632) Коменский раскрыл соотношение физического и нравственного воспитания детей, взаимосвязь умственного воспитания и речи, роль активной деятельности и игр в воспитании ребенка. Рассматривал мать как первого учителя своего ребенка. Цель дошкольного обучения великий педагог видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке в школе. Великому педагогу принадлежит честь в разработке первой истории педагогики программы знаний, предназначенной для обучения маленьких детей в семье.

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Великая дидактика», т.е. общая теория обучения.

Иоганн Генрих Песталоцци считал, что обучение должно развивать ребенка, то есть быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Воспитание должно быть природосообразным, то есть соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания — возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения — чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента: слово, число и форму. Песталоцци считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.

Жан-Жак Руссо создал теорию естественного воспитания, в основе которой лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка, и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообразности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека — способность воспринимать мир через ощущения, которые дают представления о предметах, и любовь к себе. До 2 лет наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта (эмпирически). При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия.

Важным событием для развития дошкольной педагогики стало открытие в Германии в 1837 году «Учреждения для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков» Фридриха Фрёбеля, в 1840 году он дал учреждению название «детский сад». Ф. Фрёбелем впервые был разработан целостный, научно обоснованный и методически оснащенный педагогический процесс детского сада.

Мария Монтессори итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания. Ее прогрессивные идеи:

¾ впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

¾ для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

¾ определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал;

¾ наряду с основной формой воспитания и обучения детей - самостоятельными занятиями - предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность;

¾ создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

Проблема дошкольного обучения получила свое развитие в трудах известных русских педагогов. В.Ф. Одеовский знаниями вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет). Одоевскому удалось выявить основную особенность начального обучения - его содержание представляет собой «науку до науки». Главная задача дошкольного обучения - научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний.

К.Д.Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного, «до книжного обучения» он видел в развитии умственных сил и речь ребёнка, в формирование умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Ушинский решение этих задач - залог подготовки ребенка к школе. Познавательный материал, который содержится в учебных пособиях К.Д.Ушинский «Родное слово», «Детский мир», не потерял своей педагогической ценности и активно используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения несли Е.Н Водовозова, Лесгафт, Е. И Тихсева, Е. А Флерина. Они тесно связывали дошкольного обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.

В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать подставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определённое место и время в режиме дня

Введение в практику работы отечественных дошкольников учреждений систематического обучения вызывало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.Л. Метлов, Н.А. Ветлугина), обучения родному языку (О.И. Соловьева), развития основных движений (А.И.Быкова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А.М. Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается прежде всего за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В Запорожец, Д.Б Эльконин, В.В Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А.Венгер Н.Н Поддьяков). Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С.Л Новоселова, Л.А Парамонова, С.А Козлова, А.Н Давидчук и др.) В последние годы ведутся поиски новых форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В Субботский, Н.Я Михайленко, Н.Л Короткова). Данная форма является принципиально новой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.006 с.)