Характеристика дежурства как формы организации труда детей. Руководство дежурствами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика дежурства как формы организации труда детей. Руководство дежурствами



 

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы в интересах всей группы. Можно сказать, что дежурство – это трудовые обязанности ребенка перед коллективом сверстников. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.

В практике дошкольного образования организуются дежурства по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы.

Объединять детей для дежурства следует, исходя или из их взаимных симпатий, или из уровня развития трудовых навыков, уровня умелости. Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Не всегда сочетание в пары «умелый с неумелым» приводит к положительным результатам.

В конце дежурства полезно обсуждать с детьми выполненную работу. Такие обсуждения особенно полезны при введении нового вида дежурств, когда дети только осваивают новые трудовые действия. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и с присутствием и участием всех детей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

Содержание труда дежурных и методика его организации меняется в зависимости от возраста детей. Во всех возрастных группах дежурства организуют по подгруппам, устанавливается очередность (один день в неделю).

Во второй младшей группе во втором полугодии вводятся дежурства по столовой. К дежурству детей привлекают по желанию, если ребенок не хочет дежурить, его не заставляют. Перед ребенком-дежурным ставят задачу: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки, расставлять тарелки. Сначала дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем объем помощи сокращается. При этом используются дидактические игры. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Следует оценивать работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровые приемы, давая оценку от лица игрушек. Руководя дежурными, педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощряет любую попытку ребенка проявить самостоятельность. Основное внимание воспитатель уделяет обучению их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела.

В средней группе воспитатель использует в начале года (сентябрь-октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Во второй половине года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям. Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств - за каждым столом свой дежурный. Он накрывает на стол или готовит пособия, действует один, отвечая за результат своей работы перед воспитателем.

Основными методами обучения дежурству являются показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенка. Воспитатель дает объективную оценку труда детей, старается до вести до их сознания, что дежурства – это я обязанность каждого перед всеми. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям.

Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремлении работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.

В старшей группе вводится еще один вид дежурства – дежурство по уголку природы. Воспитатель обращает внимание на новых обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. Он особо подчеркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе.

В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм, выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов и переносят их в группу. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначается по два ребенка. Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу. Важно привлекать детей к оценке собственной деятельности и деятельности товарищей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.006 с.)