Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-методического совета,↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГБОУ ВПО «РГУТиС») Факультет права и социальных коммуникаций Кафедра Государственно-правовые дисциплины УТВЕРЖДАЮ Зам. председателя Научно-методического совета, проректор, д.с.н., профессор _________________________Ананьева Т.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина ОПД.Ф.15 «Экологическое право» (шифр и наименование дисциплины) для специальности 030500 Юриспруденция
Разработчик(и): преподаватель О.В. Кузнецова должность, ученая степень и звание подпись ФИО Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Государственно-правовые дисциплины (наименование кафедры) протокол №___ от «__»_______. 201_ г. Зав.кафедрой, к.ю.н.. М.А. Гацкий должность, ученая степень и звание подпись ФИО Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-методической секции Факультет права и социальных коммуникаций (наименование факультета/филиала) протокол №___ от «__»_______. 201_ г. Декан, к.ю.н., доц. В.Г. Голышев должность, ученая степень и звание подпись ФИО
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Научно-методического совета протокол №___ от «__»_______. 201_ г. Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса: к.с.н. Маковская И.В.
Методические рекомендации по подготовке К семинарским занятиям
Цель семинарских занятий, проводимых по дисциплине «Экологическое право» - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами и слушателями на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков применения экологического законодательства. Эти занятия служат не только трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, правонарушений, но и средством постановки, рассмотрения и решения проблемных ситуаций. Семинарские занятия позволяют также контролировать усвоение обучаемыми учебного материала. Успеху проведения семинарских занятий по экологическому праву способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов и слушателей. Необходимо ознакомиться с заданием к семинарскому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Что касается перечня, то он может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с изменениями в законодательстве и выходом в свет новой литературы. Об этом студенты и слушатели информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке учебного заведения не всегда имеются в наличии все рекомендованные источники. При ответах на вопросы и решении задач необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, диафильмами, видеофильмами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому студенты и слушатели имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники, а также акты реагирования на нарушения экологического законодательства, вынесенные контролирующими и надзорными органами, решения судов и другие документы. Как за устные, так и за письменные ответы студентам и слушателям выставляются оценки по пятибалльной системе, Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам и слушателям задание к следующему семинарскому или практическому занятию. В связи с тем. что на семинарские и практические занятия учебным планом отводится меньше времени, чем на лекционные занятия, ряд тем после прослушивания лекций обучаемыми изучаются самостоятельно, т.е. не по всем темам предусмотрено проведение семинаров и практических занятий. На проведение каждого семинарского занятия выделяется не менее двух учебных часов.
Планы семинарских и практических занятий Тема 1. Понятие, принципы, система и источники экологического права.
Основные вопросы 1. Экологическая концепция Российской Федерации. 2. Понятие экологического права Российской Федерации. 3. Источники экологического права. 4. Понятие экологической безопасности.
Семинарское занятие Время проведения: 2 часа.
Контрольные вопросы к семинарскому занятию 1. Современное состояние окружающей природной среды в Российской Федерации. 2. Экологическая доктрина Российской Федерации. 3. Понятие экологического права Российской Федерации. 4. Предмет экологического права. 5. Научно-методологические основы экологического права. 6. Метод правового регулирования экологического права. 7. Экологическая система как предмет правового регулирования. 8. Экологические отношения, нормы и правоотношения. 9. Участники (субъекты) эколого-правовых отношений, 10. Объекты экологического права. 11. Природа как объект использования и охраны, 12. Окружающая среда как объект правовой охраны. 13. Понятие природных объектов, природных ресурсов и природных комплексов. 14. Принципы экологического права. 15. Экологическое право как отрасль права. 16. Система учебного курса экологического права. 17. Экологическое право как наука. 18. Экологическое право как учебная дисциплина. 19. Соотношение экологического права с другими отраслями права. 20. История развития экологического права. 21. Понятие источников экологического права. 22. Понятие экологического законодательства. 23. Конституционные основы экологического законодательства. 24. Система российского экологического законодательства. 25. Роль права в оздоровлении окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. 26. Понятие экологической безопасности. 27. Факторы, влияющие на экологическую безопасность. 28. Правовой механизм обеспечения экологической безопасности, 29. Конституция Российской Федерации об экологической безопасности. 30. Закон «Об охране окружающей среды» об экологической безопасности. 31. Роль общественности в обеспечении экологической безопасности.
Тема 2. Право собственности на природные объекты и право природопользования. Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования Основные вопросы
1. Право государственной собственности на природные объекты. 2. Право собственности иных собственников на природные объекты. 3. Понятие и содержание права природопользования. 4. Экологическое лицензирование. 5. Экономический механизм охраны окружающей среды
Семинарское занятие Время проведения: 2 часа.
Контрольные вопросы к семинарскому занятию
1. Понятие, содержание и основные признаки государственной собственности на природные объекты. 2. Право частной собственности на природные объекты. 3. Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов. 4. Экологическая система как объект права государственной и других форм собственности. 5. Право государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа. 6. Правомочия государства и других собственников по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и ресурсами. 7. Охрана права государственной и иной собственности на природные объекты и ресурсы. 8. Понятие права природопользования, 9. Виды права природопользования, 10. Институт лицензирования природопользования. 11. Органы, осуществляющие экологическое лицензирование. 12. Возникновение, изменение и прекращение права природопользования. 13. Субъекты права природопользования. 14. Права и обязанности природопользователей. 15. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды. 16. Основные элементы экономического механизма охраны окружающей среды.
Практическое занятие Время проведения: 2 часа.
Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. Правовой режим недропользования Основные вопросы 1. Правовой режим использования недр. 2. Правовые меры охраны недр.
Семинарское занятие Время проведения: 2 часа.
Контрольные вопросы к семинарскому занятию
1. Недра как объект использования и охраны. 2. Право пользования недрами и его виды. 3. Правовой режим использования минеральных ресурсов морского дна. 4. Особенности государственного управления недропользованием: понятие, система органов и их компетенция. 5. Государственный учет полезных ископаемых, использования недр и ведение кадастра месторождений полезных ископаемых. 6. Государственная система лицензирования недропользования. 7. Права и обязанности пользователей недр. 8. Основания прекращения недропользования. 9. Государственный надзор и контроль за использованием и охраной недр. 10. Ответственность за нарушения законодательства о недрах. 11. Разрешение споров по вопросам пользования недрами.
Практическое занятие Время проведения: 2 часа.
Тема 8. Тема 9. Тема 10. Правовой режим использования животного мира
Основные вопросы
1. Правовой режим использования животного мира. 2. Правовые меры охраны животного мира.
Семинарское занятие Время проведения: 2 часа.
Контрольные вопросы к семинарскому занятию
1. Животный мир как объект использования и охраны. 2. Законодательство об охране и использовании животного мира. 3. Право собственности на объекты животного мира. 4. Право пользования животным миром и его виды. 5. Правовые меры охраны животного мира. 6. Правовое регулирование охоты. 7. Правовое регулирование рыболовства. 8. Правовая охрана живых ресурсов континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. 9. Особенности государственного управления пользованием животным миром. 10. Государственный контроль за охраной и использованием животного мира. 11. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании животного мира. 12. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира.
Практическое занятие Время проведения: 2 часа.
Тема 11. Тема 12. Российской Федерации Основные вопросы
1. Правовые меры охраны континентального шельфа. 2. Использование минеральных ресурсов континентального шельфа.
Семинарское занятие Время проведения: 2 часа.
Контрольные вопросы к семинарскому занятию
1. Понятие континентального шельфа Российской Федерации. 2. Пространственные (территориальные) границы континентального шельфа Российской Федерации. 3. Понятие режима исключительной экономической зоны и режима открытого моря. 4. Правовое регулирование охраны и использования континентального шельфа. 5. Международно-правовые акты о континентальном шельфе. 6. Особенности правового режима использования континентального шельфа. 7. Особенности использования природных ресурсов континентального шельфа. 8. Компетенция федеральных органов власти в области использования минеральных и биологических ресурсов континентального шельфа. 9. Виды пользования и пользователи участков континентального шельфа. 10. Лицензирование деятельности на участках континентального шельфа. 11. Иностранные пользователи участков континентального шельфа. 12. Особенности защиты и охраны континентального шельфа. 13. Ответственность за нарушения законодательства о континентальном шельфе.
Тема 13. Тема 14. Тема 15. Тема 16. Правовые меры обеспечения Тема 17. Тема 18. Правовой режим территорий Тема 19. ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ (РОЛЕВОЙ) ИГРЫ в форме оперативного совещания в прокуратуре области или края (вариант)
Повестка дня: Состояние исполнения экологического законодательства в области (крае).
Цели деловой игры
В процессе деловой игры студенты или слушатели анализируют ситуацию, сложившуюся в регионе с исполнением экологического законодательства, состояние работы представительных и исполнительных органов власти, природоохранных органов и прокуратуры как органов контроля и надзора и определяют меры, направленные на улучшение состояния природной среды. Деловая игра способствует: повышению знаний студентов нового экологического законодательства, совершенствованию навыков анализа конкретной ситуации, сложившейся с исполнением этого законодательства; закреплению знаний компетенции органов представительной и исполнительной власти, природоохранных органов и прокуратуры в области охраны окружающей среды; приобретению навыков проведения служебного совещания. Примерный состав участников деловой игры
1. Прокурор области или его заместитель, ведущий совещание. 2. Начальник отдела (управления) по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов - докладчик. 3. Природоохранный прокурор - выступающий. 4. Два-три прокурора районов - выступающие. 5. Прокурор города- выступающий. 6. Прокуроры отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов - выступающие с репликами и задающие вопросы. 7. Глава областной администрации или его представитель - выступающий. 8. Представитель комитета охраны окружающей среды - выступающий. 9. Представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству -выступающий. 10. Представитель центра санитарно-эпидемиологического надзора - выступающий. 11. Министр экологии и природопользования Правительства области -выступающий. 12. Представитель Государственной автомобильной инспекции - выступающий. 13. Два эксперта, осуществляющие наблюдение за деловой игрой и дающие оценку ее участникам. 14. Преподаватель, выполняющий роль научного консультанта. В зависимости от количества обучаемых в учебной группе состав участников игры может меняться. Игра может проводиться в спаренных учебных группах.
Подготовка к деловой игре
Преподаватель - руководитель игры за три-четыре дня до ее проведения собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место ее проведения, характер подготовительной работы к ней. Необходимо, чтобы студенты имели на руках сценарий деловой игры и предварительно внимательно прочитали его. С участием студентов тщательно прорабатываются основные характеристики и особенности предлагаемых ролей. Студенты могут предложить ввести в игру новые роли, а также внести соответствующие коррективы в предложенную для обсуждения ситуацию. Студентам, играющим роли главы администрации (или его представителя), а также представителей органов экологического контроля, желательно заблаговременно ознакомиться с соответствующими законами и положениями, закрепляющими компетенцию этих органов. С участием преподавателя и студентов подбираются (назначаются) ключевые фигуры игры: прокурор области или его заместитель и эксперты. Прокурору области или его заместителю предоставляется возможность самому подобрать участников игры. Приветствуется самовыдвижение студентов на роли. Можно рекомендовать студентам предварительно подготовить тезисы выступлений (докладов), проект решения, вопросы к участникам и использовать их в ходе игры. Непосредственно перед проведением игры преподаватель проверяет готовность студентов к игре, в случае необходимости консультирует их, оказывает помощь. При этом он ориентирует студентов, чтобы деловая игра носила дискуссионный, творческий характер с активным участием всей учебной группы. Накануне игры преподаватель встречается со студентом - ведущим совещание, обговаривает с ним порядок проведения служебного совещания, дает соответствующие рекомендации и советы.
Примерный план проведения деловой игры (вариант)
1. Преподаватель как руководитель игры объявляет ее тему, проверяет наличие студентов, получивших роли, и их готовность к игре, проводит 2-3-минутный инструктаж и предоставляет слово студенту-прокурору области или его заместителю, который начинает служебное совещание. Преподаватель направляет ход игры на всех ее этапах. 2. Прокурор области или его заместитель как ведущий совещания выступает с 5-минутным вступительным словом: объявляет вопрос, вносимый на обсуждение; обосновывает необходимость проведения этого совещания; кратко перечисляет задачи, которые ставятся перед совещанием; предлагает регламент совещания; предоставляет слово докладчику. 3. Начальник отдела как докладчик выступает с 10-15-минутным сообщением (докладом), основу которого составляет ситуация, приводимая в пособии, или другая ситуация'. Докладчиком в обязательном порядке дается оценка состояния прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства в проверенных прокуратурах и высказываются предложения по его совершенствованию. Касается он и недостатков в работе комитетов природных ресурсов, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, центров санитарно-эпидемиологического надзора, отделений Государственной автомобильной инспекции, акцентирует внимание на перенесении центра тяжести в работе на надзор за исполнением законодательства природоохранными органами, на необходимости совершенствования взаимодействия с ними, в особенности в части обмена информацией. Говорит он и о недочетах в работе отдела, касающихся оказания практической помощи нижестоящим прокурорам в правильной организации работы по надзору за исполнением экологического законодательства. Желательно, чтобы в докладе содержались аргументированные, конструктивные предложения, направленные на совершенствование работы прокуратур и природоохранных органов в рассматриваемой сфере. Могут вноситься предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности прокуроров за серьезные упущения в работе. 4. Ведущий предоставляет слово одному из прокуроров отдела, участвовавшему в проверках работы районных прокуратур, который выступает с 5-8-минутным содокладом или дополняет докладчика. Если в игре задействованы другие прокуроры отдела - участники проверок, их участие в игре может ограничиться репликами с мест. 5. Далее ведущий поочередно предоставляет слово для 5-8-минутных выступлений прокурорам районов, города и природоохранному прокурору. Последние дают оценку состояния прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства во вверенных им прокуратурах, выделяют положительные моменты в работе, анализируют причины недостатков и упущений, высказывают мнение относительно улучшения работы на рассматриваемом участке. Одновременно прокуроры высказывают критические замечания в адрес местной администрации и органов экологического контроля, подчеркивают необходимость совершенствования контактов и взаимодействия с ними. Желательно высказать критические замечания и в адрес работников прокуратуры области. Выступающие имеют возможность поделиться положительным опытом организации работы в рассматриваемой сфере. По окончании выступлений прокуроры отвечают на вопросы участников совещания. Возможны выступления участников совещания с дополнениями и предложениями позитивного плана. 6. Ведущий предоставляет слово главе областной (краевой) администрации либо его представителю. Ему может быть предоставлено слово и после выступления докладчика. Поблагодарив прокурора области за приглашение принять участие в совещании, глава администрации в течение 5-10 минут дает краткую характеристику экологического состояния региона, касается принимаемых органами власти и управления мер, направленных на оздоровление окружающей среды, критически высказывается в адрес прокуратуры и органов экологического контроля. При наличии вопросов глава администрации отвечает на них. 7. После этого по представлению ведущего выступают представители комитета охраны окружающей среды, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, центра санитарно-эпидемиологического надзора. Министр экологии и природопользования Правительства области, представитель Государственной автомобильной инспекции, которые в течение 5-6 минут дают общую характеристику состояния окружающей среды в регионе, не повторяя сказанного главой администрации, называют наиболее опасные в экологическом отношении предприятия и другие объекты, излагают соображения относительно обеспечения экологической безопасности в регионе, критически оценивают собственную природоохранную деятельность, высказывают также замечания в адрес прокуроров, поддерживают предложения по большей ско-ординированности действий прокуратуры, органов экологического контроля и других органов. По окончании выступлений они отвечают на вопросы участников совещания. 8. Ведущий спрашивает: не желает ли кто-либо из участников совещания выступить? Имеются ли у них какие-либо замечания или предложения? Всем желающим предоставляется возможность высказаться, подать реплики. 9. Ведущий в течение 5-8 минут подводит итоги совещания. Он благодарит присутствующих за активное участие, отмечает позитивную роль совещания, дает справки по возникшим вопросам, акцентирует внимание на необходимости совершенствования прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства и работы природоохранных органов, а также на необходимости внедрения в практику того положительного, что высказано участниками совещания. После этого ведущий предлагает проект решения совещания, состоящий из нескольких пунктов. Студенты вносят дополнения в проект решения, который потом принимается большинством участвующих в совещании. На этом ведущий закрывает совещание. По ходу игры преподаватель и студенты могут подавать реплики в целях активизации игры и придания ей правильного направления.
Литература: МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГБОУ ВПО «РГУТиС») Факультет права и социальных коммуникаций Кафедра Государственно-правовые дисциплины УТВЕРЖДАЮ Зам. председателя Научно-методического совета, проректор, д.с.н., профессор _________________________Ананьева Т.Н.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.63 (0.011 с.) |