Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-методического совета,

Поиск

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

 (ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Факультет права и социальных коммуникаций

Кафедра Государственно-правовые дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Зам. председателя

Научно-методического совета,

                   проректор, д.с.н., профессор

                                                 _________________________Ананьева Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина ОПД.Ф.15 «Экологическое право»

(шифр и наименование дисциплины)

для специальности 030500 Юриспруденция

 

Разработчик(и): преподаватель                                                                              О.В. Кузнецова

должность, ученая степень и звание                                        подпись                             ФИО

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

                                                                 Государственно-правовые дисциплины

(наименование кафедры)

протокол №___ от «__»_______. 201_ г.

Зав.кафедрой, к.ю.н..                                                                                                       М.А. Гацкий

должность, ученая степень и звание                                        подпись                             ФИО

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-методической секции Факультет права и социальных коммуникаций

(наименование факультета/филиала)

протокол №___ от «__»_______. 201_ г.

Декан, к.ю.н., доц.                                                                                                         В.Г. Голышев

должность, ученая степень и звание                                        подпись                             ФИО

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Научно-методического совета

протокол №___ от «__»_______. 201_ г.

Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса:

к.с.н. Маковская И.В.

 

Методические рекомендации по подготовке

К семинарским занятиям

 

Цель семинарских занятий, проводимых по дисциплине «Экологическое право» - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами и слушателями на лекциях и в процессе самостоя­тельного изучения материала, а также совершенствование практических на­выков применения экологического законодательства. Эти занятия служат не только трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, правонарушений, но и средством постановки, рассмотре­ния и решения проблемных ситуаций. Семинарские занятия позволяют также контролировать усвоение обучаемыми учебного материала.

Успеху проведения семинарских занятий по экологиче­скому праву способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов и слушателей.

Необходимо ознакомиться с заданием к семинарскому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выде­лить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных ис­точников, рекомендуемых для изучения. Что касается перечня, то он может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с изменениями в зако­нодательстве и выходом в свет новой литературы. Об этом студенты и слу­шатели информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке учебного заведения не всегда имеются в наличии все рекомендованные источники.

При ответах на вопросы и решении задач необходимо внимательно про­читать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обяза­тельной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся ар­гументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на осно­вании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.

При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, диафильмами, видеофильмами и др.), которыми располагает учебное заведе­ние. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому студенты и слушатели имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать аль­тернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику при­менения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис­ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и

преподавателю.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, уп­ражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты норма­тивных актов, литературные источники, а также акты реагирования на нару­шения экологического законодательства, вынесенные контролирующими и надзорными органами, решения судов и другие документы. Как за устные, так и за письменные ответы студентам и слушателям выставляются оценки

по пятибалльной системе,

Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно за­канчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам и слушателям за­дание к следующему семинарскому или практическому занятию.

В связи с тем. что на семинарские и практические занятия учебным пла­ном отводится меньше времени, чем на лекционные занятия, ряд тем после прослушивания лекций обучаемыми изучаются самостоятельно, т.е. не по всем темам предусмотрено проведение семинаров и практических занятий.

На проведение каждого семинарского занятия выделя­ется не менее двух учебных часов.

 

 

Планы семинарских и практических занятий

Тема 1.

Понятие, принципы, система и источники экологического права.

 

Основные вопросы

1. Экологическая концепция Российской Федерации.

2. Понятие экологического права Российской Федерации.

3. Источники экологического права.

4. Понятие экологической безопасности.

 

Семинарское занятие

Время проведения: 2 часа.

 

Контрольные вопросы к семинарскому занятию

1. Современное состояние окружающей природной среды в Российской Федерации.

2. Экологическая доктрина Российской Федерации.

3. Понятие экологического права Российской Федерации.

4. Предмет экологического права.

5. Научно-методологические основы экологического права.

6. Метод правового регулирования экологического права.

7. Экологическая система как предмет правового регулирования.

8. Экологические отношения, нормы и правоотношения.

9. Участники (субъекты) эколого-правовых отношений,

10. Объекты экологического права.

11. Природа как объект использования и охраны,

12. Окружающая среда как объект правовой охраны.

13. Понятие природных объектов, природных ресурсов и природных ком­плексов.

14. Принципы экологического права.

15. Экологическое право как отрасль права.

16. Система учебного курса экологического права.

17. Экологическое право как наука.

18. Экологическое право как учебная дисциплина.

19. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

20. История развития экологического права.

21. Понятие источников экологического права.

22. Понятие экологического законодательства.

23. Конституционные основы экологического законодательства.

24. Система российского экологического законодательства.

25. Роль права в оздоровлении окружающей среды и рациональном ис­пользовании природных ресурсов.

26. Понятие экологической безопасности.

27. Факторы, влияющие на экологическую безопасность.

28. Правовой механизм обеспечения экологической безопасности,

29. Конституция Российской Федерации об экологической безопасности.

30. Закон «Об охране окружающей среды» об экологической безопасности.

31. Роль общественности в обеспечении экологической безопасности.

 

 

Тема 2.

Право собственности на природные объекты и право природопользования. Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования

Основные вопросы

 

1. Право государственной собственности на природные объекты.

2. Право собственности иных собственников на природные объекты.

3. Понятие и содержание права природопользования.

4. Экологическое лицензирование.

5. Экономический механизм охраны окружающей среды

 

Семинарское занятие

Время проведения: 2 часа.

 

Контрольные вопросы к семинарскому занятию

 

1. Понятие, содержание и основные признаки государственной собствен­ности на природные объекты.

2. Право частной собственности на природные объекты.

3. Условия и порядок предоставления в частную собственность природ­ных объектов и ресурсов.

4. Экологическая система как объект права государственной и других форм собственности.

5. Право государственной собственности на природные ресурсы конти­нентального шельфа.

6. Правомочия государства и других собственников по владению, пользо­ванию и распоряжению природными объектами и ресурсами.

7. Охрана права государственной и иной собственности на природные объекты и ресурсы.

8. Понятие права природопользования,

9. Виды права природопользования,

10. Институт лицензирования природопользования.

11. Органы, осуществляющие экологическое лицензирование.

12. Возникновение, изменение и прекращение права природопользования.

13. Субъекты права природопользования.

14. Права и обязанности природопользователей.

15. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды.

16. Основные элементы экономического механизма охраны окружающей среды.

 

 

Практическое занятие

Время проведения: 2 часа.

 

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

 Правовой режим недропользования

Основные вопросы

1. Правовой режим использования недр.

2. Правовые меры охраны недр.

 

Семинарское занятие

Время проведения: 2 часа.

 

Контрольные вопросы к семинарскому занятию

 

1. Недра как объект использования и охраны.

2. Право пользования недрами и его виды.

3. Правовой режим использования минеральных ресурсов морского дна.

4. Особенности государственного управления недропользованием: поня­тие, система органов и их компетенция.

5. Государственный учет полезных ископаемых, использования недр и ве­дение кадастра месторождений полезных ископаемых.

6. Государственная система лицензирования недропользования.

7. Права и обязанности пользователей недр.

8. Основания прекращения недропользования.

9. Государственный надзор и контроль за использованием и охраной недр.

10. Ответственность за нарушения законодательства о недрах.

11. Разрешение споров по вопросам пользования недрами.

 

Практическое занятие

  Время проведения: 2 часа.

 

Тема 8.

Тема 9.

Тема 10.

 Правовой режим использования животного мира

 

Основные вопросы

 

1. Правовой режим использования животного мира.

2. Правовые меры охраны животного мира.

 

Семинарское занятие

  Время проведения: 2 часа.

 

Контрольные вопросы к семинарскому занятию

 

1. Животный мир как объект использования и охраны.

2. Законодательство об охране и использовании животного мира.

3. Право собственности на объекты животного мира.

4. Право пользования животным миром и его виды.

5. Правовые меры охраны животного мира.

6. Правовое регулирование охоты.

7. Правовое регулирование рыболовства.

8. Правовая охрана живых ресурсов континентального шельфа и эконо­мической зоны Российской Федерации.

9. Особенности государственного управления пользованием животным миром.

10. Государственный контроль за охраной и использованием животного мира.

11. Ответственность за нарушения законодательства об охране и исполь­зовании животного мира.

12. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира.

 

Практическое занятие

Время проведения: 2 часа.

 

Тема 11.

Тема 12.

Российской Федерации

Основные вопросы

 

1. Правовые меры охраны континентального шельфа.

2. Использование минеральных ресурсов континентального шельфа.

 

Семинарское занятие

  Время проведения: 2 часа.

 

Контрольные вопросы к семинарскому занятию

 

1. Понятие континентального шельфа Российской Федерации.

2. Пространственные (территориальные) границы континентального шельфа Российской Федерации.

3. Понятие режима исключительной экономической зоны и режима от­крытого моря.

4. Правовое регулирование охраны и использования континентального шельфа.

5. Международно-правовые акты о континентальном шельфе.

6. Особенности правового режима использования континентального шельфа.

7. Особенности использования природных ресурсов континентального шельфа.

8. Компетенция федеральных органов власти в области использования минеральных и биологических ресурсов континентального шельфа.

9. Виды пользования и пользователи участков континентального шельфа.

10. Лицензирование деятельности на участках континентального шельфа.

11. Иностранные пользователи участков континентального шельфа.

12. Особенности защиты и охраны континентального шельфа.

13. Ответственность за нарушения законодательства о континентальном шельфе.

 

 

Тема 13.

Тема 14.

Тема 15.

Тема 16.

Правовые меры обеспечения

Тема 17.

Тема 18.

Правовой режим территорий

Тема 19.

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ (РОЛЕВОЙ) ИГРЫ

 в форме оперативного совещания в прокуратуре области или края

(вариант)

 

Повестка дня: Состояние исполнения экологического законодательства в области (крае).

 

Цели деловой игры

 

В процессе деловой игры студенты или слушатели анализируют ситуа­цию, сложившуюся в регионе с исполнением экологического законодатель­ства, состояние работы представительных и исполнительных органов власти, природоохранных органов и прокуратуры как органов контроля и надзора и определяют меры, направленные на улучшение состояния природной среды.

Деловая игра способствует: повышению знаний студентов нового эколо­гического законодательства, совершенствованию навыков анализа конкрет­ной ситуации, сложившейся с исполнением этого законодательства; закреп­лению знаний компетенции органов представительной и исполнительной власти, природоохранных органов и прокуратуры в области охраны окру­жающей среды; приобретению навыков проведения служебного совещания.

Примерный состав участников деловой игры

 

1. Прокурор области или его заместитель, ведущий совещание.

2. Начальник отдела (управления) по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов - докладчик.

3. Природоохранный прокурор - выступающий.

4. Два-три прокурора районов - выступающие.

5. Прокурор города- выступающий.

6. Прокуроры отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов - выступающие с репликами и задающие вопросы.

7. Глава областной администрации или его представитель - выступающий.

8. Представитель комитета охраны окружающей среды - выступающий.

9. Представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству -выступающий.

10. Представитель центра санитарно-эпидемиологического надзора - вы­ступающий.

11. Министр экологии и природопользования Правительства области -выступающий.

12. Представитель Государственной автомобильной инспекции - высту­пающий.

13. Два эксперта, осуществляющие наблюдение за деловой игрой и дающие оценку ее участникам.

14. Преподаватель, выполняющий роль научного консультанта.

В зависимости от количества обучаемых в учебной группе состав участников игры может меняться. Игра может проводиться в спаренных учебных группах.

 

Подготовка к деловой игре

 

Преподаватель - руководитель игры за три-четыре дня до ее проведения собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, про­цедуру, время и место ее проведения, характер подготовительной работы к ней. Необходимо, чтобы студенты имели на руках сценарий деловой игры и предварительно внимательно прочитали его.

С участием студентов тщательно прорабатываются основные характери­стики и особенности предлагаемых ролей. Студенты могут предложить вве­сти в игру новые роли, а также внести соответствующие коррективы в пред­ложенную для обсуждения ситуацию.

Студентам, играющим роли главы администрации (или его представите­ля), а также представителей органов экологического контроля, желательно заблаговременно ознакомиться с соответствующими законами и положения­ми, закрепляющими компетенцию этих органов.

С участием преподавателя и студентов подбираются (назначаются) ключе­вые фигуры игры: прокурор области или его заместитель и эксперты. Прокуро­ру области или его заместителю предоставляется возможность самому подоб­рать участников игры. Приветствуется самовыдвижение студентов на роли.

Можно рекомендовать студентам предварительно подготовить тезисы вы­ступлений (докладов), проект решения, вопросы к участникам и использовать их в ходе игры.

Непосредственно перед проведением игры преподаватель проверяет го­товность студентов к игре, в случае необходимости консультирует их, оказы­вает помощь. При этом он ориентирует студентов, чтобы деловая игра носила дискуссионный, творческий характер с активным участием всей учебной группы. Накануне игры преподаватель встречается со студентом - ведущим совещание, обговаривает с ним порядок проведения служебного совещания, дает соответствующие рекомендации и советы.

 

Примерный план проведения деловой игры

(вариант)

 

1. Преподаватель как руководитель игры объявляет ее тему, проверяет на­личие студентов, получивших роли, и их готовность к игре, проводит 2-3-минутный инструктаж и предоставляет слово студенту-прокурору облас­ти или его заместителю, который начинает служебное совещание. Препода­ватель направляет ход игры на всех ее этапах.

2. Прокурор области или его заместитель как ведущий совещания высту­пает с 5-минутным вступительным словом: объявляет вопрос, вносимый на обсуждение; обосновывает необходимость проведения этого совещания; кратко перечисляет задачи, которые ставятся перед совещанием; предлагает регламент совещания; предоставляет слово докладчику.

3. Начальник отдела как докладчик выступает с 10-15-минутным сообще­нием (докладом), основу которого составляет ситуация, приводимая в посо­бии, или другая ситуация'. Докладчиком в обязательном порядке дается оценка состояния прокурорского надзора за исполнением экологического за­конодательства в проверенных прокуратурах и высказываются предложения по его совершенствованию. Касается он и недостатков в работе комитетов природных ресурсов, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, центров санитарно-эпидемиологического надзора, отделений Государствен­ной автомобильной инспекции, акцентирует внимание на перенесении центра тяжести в работе на надзор за исполнением законодательства природоохран­ными органами, на необходимости совершенствования взаимодействия с ни­ми, в особенности в части обмена информацией. Говорит он и о недочетах в работе отдела, касающихся оказания практической помощи нижестоящим прокурорам в правильной организации работы по надзору за исполнением экологического законодательства. Желательно, чтобы в докладе содержались аргументированные, конструктивные предложения, направленные на совер­шенствование работы прокуратур и природоохранных органов в рассматри­ваемой сфере. Могут вноситься предложения о привлечении к дисциплинар­ной ответственности прокуроров за серьезные упущения в работе.

4. Ведущий предоставляет слово одному из прокуроров отдела, участво­вавшему в проверках работы районных прокуратур, который выступает с 5-8-минутным содокладом или дополняет докладчика. Если в игре задейство­ваны другие прокуроры отдела - участники проверок, их участие в игре мо­жет ограничиться репликами с мест.

5. Далее ведущий поочередно предоставляет слово для 5-8-минутных вы­ступлений прокурорам районов, города и природоохранному прокурору.

Последние дают оценку состояния прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства во вверенных им прокуратурах, выделяют положительные моменты в работе, анализируют причины недостатков и упу­щений, высказывают мнение относительно улучшения работы на рассматри­ваемом участке. Одновременно прокуроры высказывают критические заме­чания в адрес местной администрации и органов экологического контроля, подчеркивают необходимость совершенствования контактов и взаимодейст­вия с ними. Желательно высказать критические замечания и в адрес работников прокуратуры области. Выступающие имеют возможность поделиться по­ложительным опытом организации работы в рассматриваемой сфере.

По окончании выступлений прокуроры отвечают на вопросы участников совещания. Возможны выступления участников совещания с дополнениями и предложениями позитивного плана.

6. Ведущий предоставляет слово главе областной (краевой) администра­ции либо его представителю. Ему может быть предоставлено слово и после выступления докладчика. Поблагодарив прокурора области за приглашение принять участие в совещании, глава администрации в течение 5-10 минут да­ет краткую характеристику экологического состояния региона, касается при­нимаемых органами власти и управления мер, направленных на оздоровление окружающей среды, критически высказывается в адрес прокуратуры и орга­нов экологического контроля.

При наличии вопросов глава администрации отвечает на них.

7. После этого по представлению ведущего выступают представители ко­митета охраны окружающей среды, комитета по земельным ресурсам и зем­леустройству, центра санитарно-эпидемиологического надзора. Министр экологии и природопользования Правительства области, представитель Го­сударственной автомобильной инспекции, которые в течение 5-6 минут дают общую характеристику состояния окружающей среды в регионе, не повторяя сказанного главой администрации, называют наиболее опасные в экологиче­ском отношении предприятия и другие объекты, излагают соображения отно­сительно обеспечения экологической безопасности в регионе, критически оценивают собственную природоохранную деятельность, высказывают также замечания в адрес прокуроров, поддерживают предложения по большей ско-ординированности действий прокуратуры, органов экологического контроля и других органов. По окончании выступлений они отвечают на вопросы уча­стников совещания.

8. Ведущий спрашивает: не желает ли кто-либо из участников совещания выступить? Имеются ли у них какие-либо замечания или предложения? Всем желающим предоставляется возможность высказаться, подать реплики.

9. Ведущий в течение 5-8 минут подводит итоги совещания. Он благода­рит присутствующих за активное участие, отмечает позитивную роль сове­щания, дает справки по возникшим вопросам, акцентирует внимание на не­обходимости совершенствования прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства и работы природоохранных органов, а так­же на необходимости внедрения в практику того положительного, что выска­зано участниками совещания.

После этого ведущий предлагает проект решения совещания, состоящий из нескольких пунктов. Студенты вносят дополнения в проект решения, ко­торый потом принимается большинством участвующих в совещании.

На этом ведущий закрывает совещание.

По ходу игры преподаватель и студенты могут подавать реплики в целях активизации игры и придания ей правильного направления.

 

Литература:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

 (ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Факультет права и социальных коммуникаций

Кафедра Государственно-правовые дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Зам. председателя

Научно-методического совета,

                   проректор, д.с.н., профессор

                                                 _________________________Ананьева Т.Н.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.63 (0.011 с.)