Ситуация, предлагаемая для обсуждения на занятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация, предлагаемая для обсуждения на занятии



(возможный вариант)

 

Сотрудники отдела по надзору за исполнением экологического законода­тельства областной прокуратуры, изучив работу по надзору за исполнением названного законодательства прокуратур Бежневского, Сергеевского, Иса­ковского, Коржевского районов и г. Энска, а также межрайонной природо­охранной прокуратуры и проведя несколько проверок на предприятиях, в районных комитетах природных ресурсов, в районных центрах санитарно-эпидемиологического надзора и в отделениях Государственной автомобиль­ной инспекции, установили следующее.

Состояние окружающей среды в указанных районах и в г. Энске за по­следние 2-3 года значительно ухудшилось. Резко повысились концентрации токсичных веществ во многих реках, озерах и других водоемах, пылеобраз­ных и газообразных веществ в атмосферном воздухе.

Основные загрязнители вод - сельскохозяйственные предприятия. Так, сточные воды животноводческих и птицеводческих ферм поступают без очи­стки в водоемы, загрязняя их, отсутствуют специальные навозохранилища и очистные сооружения в большинстве хозяйств, навоз накапливается в водо­заборах и попадает со стоками в водоемы; ядохимикаты и минеральные удобрения хранятся под открытым небом и в период дождей попадают в во­доемы. В результате потребление воды из многих водоемов представляет опасность для здоровья людей и животных. Большой вред воздушной среде причиняется выбросами токсичных и других веществ цементного, стекольно­го и лакокрасочного заводов, а также автотранспорта.

Земли, передаваемые во временное пользование для добычи общераспро­страненных полезных ископаемых, ведения строительных, дорожных и иных работ, как правило, по окончании этих работ не рекультивируются. Вследст­вие этого в четырех районах только за последние два года было приведено в непригодное для сельскохозяйственного использования 37 га земли. На тер­ритории районов возникло несколько несанкционированных (неразрешен­ных) свалок промышленных и бытовых отходов, что ведет к потере и загряз­нению сельскохозяйственных земель.

В Исаковском районе имели место случаи отравления людей продуктами растениеводства, содержащими опасные концентрации нитратов, нитритов, тяжелых металлов и других вредных веществ. Допускались и другие наруше­ния экологического законодательства.

Несмотря на ухудшение экологической обстановки, вызванное много­численными нарушениями экологического законодательства, внимание всех проверенных прокуратур к этому участку работы ослаблено. Проку­рорские проверки нередко были некачественными. Прокуратурой Коржев­ского района в течение года не проведено вообще ни одной проверки ис­полнения экологического законодательства, хотя основания для этого имелись. Не проводилось проверок в органах экологического контроля, не­смотря на поступающие сигналы о пассивности этих органов и об уклоне­нии их от проведения проверок и устранения нарушений экологического законодательства. По фактам отравления людей, залповых выбросов (сбро­сов) предприятиями токсичных веществ в атмосферу и водоемы уголовные дела районными прокурорами не возбуждались вообще, а природоохранным прокурором было возбуждено одно дело по ст. 251 и два дела по ст. 250 УК РФ, но и они были необоснованно прекращены. Районными ко­митетами охраны окружающей среды и центрами санитарно-эпидемио­логического надзора не всегда принимаются меры воздействия к нарушите­лям экологического законодательства, не предъявляются иски в суды и арбитражные суды к предприятиям, причинившим вред окружающей среде. Предписания природоохранных органов не всегда исполняются должност­ными лицами. В работе районных и природоохранной прокуратур допуска­ется дублирование, вместе с тем ряд экологически неблагополучных объек­тов выпали из сферы прокурорского надзора.

Ознакомившись с предоставленными материалами, прокурор области при­нял решение о проведении служебного совещания, пригласив на него предста­вителей областной администрации, областного комитета охраны окружающей среды, областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, обла­стного центра санитарно-эпидемиологического надзора, министра экологии и природопользования Правительства области, представителя Государственной автомобильной инспекции. Проведение совместного совещания поручено за­местителю прокурора области, а выступление с докладом - начальнику отдела по надзору за исполнением экологического законодательства.

 

Примерный состав участников деловой игры

 

1. Прокурор области или его заместитель, ведущий совещание.

2. Начальник отдела (управления) по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов - докладчик.

3. Природоохранный прокурор - выступающий.

4. Два-три прокурора районов - выступающие.

5. Прокурор города- выступающий.

6. Прокуроры отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов - выступающие с репликами и задающие вопросы.

7. Глава областной администрации или его представитель - выступающий.

8. Представитель комитета охраны окружающей среды - выступающий.

9. Представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству -выступающий.

10. Представитель центра санитарно-эпидемиологического надзора - вы­ступающий.

11. Министр экологии и природопользования Правительства области -выступающий.

12. Представитель Государственной автомобильной инспекции - высту­пающий.

13. Два эксперта, осуществляющие наблюдение за деловой игрой и дающие оценку ее участникам.

14. Преподаватель, выполняющий роль научного консультанта.

В зависимости от количества обучаемых в учебной группе состав участников игры может меняться. Игра может проводиться в спаренных учебных группах.

 

Подготовка к деловой игре

 

Преподаватель - руководитель игры за три-четыре дня до ее проведения собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, про­цедуру, время и место ее проведения, характер подготовительной работы к ней. Необходимо, чтобы студенты имели на руках сценарий деловой игры и предварительно внимательно прочитали его.

С участием студентов тщательно прорабатываются основные характери­стики и особенности предлагаемых ролей. Студенты могут предложить вве­сти в игру новые роли, а также внести соответствующие коррективы в пред­ложенную для обсуждения ситуацию.

Студентам, играющим роли главы администрации (или его представите­ля), а также представителей органов экологического контроля, желательно заблаговременно ознакомиться с соответствующими законами и положения­ми, закрепляющими компетенцию этих органов.

С участием преподавателя и студентов подбираются (назначаются) ключе­вые фигуры игры: прокурор области или его заместитель и эксперты. Прокуро­ру области или его заместителю предоставляется возможность самому подоб­рать участников игры. Приветствуется самовыдвижение студентов на роли.

Можно рекомендовать студентам предварительно подготовить тезисы вы­ступлений (докладов), проект решения, вопросы к участникам и использовать их в ходе игры.

Непосредственно перед проведением игры преподаватель проверяет го­товность студентов к игре, в случае необходимости консультирует их, оказы­вает помощь. При этом он ориентирует студентов, чтобы деловая игра носила дискуссионный, творческий характер с активным участием всей учебной группы. Накануне игры преподаватель встречается со студентом - ведущим совещание, обговаривает с ним порядок проведения служебного совещания, дает соответствующие рекомендации и советы.

 

Примерный план проведения деловой игры

(вариант)

 

1. Преподаватель как руководитель игры объявляет ее тему, проверяет на­личие студентов, получивших роли, и их готовность к игре, проводит 2-3-минутный инструктаж и предоставляет слово студенту-прокурору облас­ти или его заместителю, который начинает служебное совещание. Препода­ватель направляет ход игры на всех ее этапах.

2. Прокурор области или его заместитель как ведущий совещания высту­пает с 5-минутным вступительным словом: объявляет вопрос, вносимый на обсуждение; обосновывает необходимость проведения этого совещания; кратко перечисляет задачи, которые ставятся перед совещанием; предлагает регламент совещания; предоставляет слово докладчику.

3. Начальник отдела как докладчик выступает с 10-15-минутным сообще­нием (докладом), основу которого составляет ситуация, приводимая в посо­бии, или другая ситуация'. Докладчиком в обязательном порядке дается оценка состояния прокурорского надзора за исполнением экологического за­конодательства в проверенных прокуратурах и высказываются предложения по его совершенствованию. Касается он и недостатков в работе комитетов природных ресурсов, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, центров санитарно-эпидемиологического надзора, отделений Государствен­ной автомобильной инспекции, акцентирует внимание на перенесении центра тяжести в работе на надзор за исполнением законодательства природоохран­ными органами, на необходимости совершенствования взаимодействия с ни­ми, в особенности в части обмена информацией. Говорит он и о недочетах в работе отдела, касающихся оказания практической помощи нижестоящим прокурорам в правильной организации работы по надзору за исполнением экологического законодательства. Желательно, чтобы в докладе содержались аргументированные, конструктивные предложения, направленные на совер­шенствование работы прокуратур и природоохранных органов в рассматри­ваемой сфере. Могут вноситься предложения о привлечении к дисциплинар­ной ответственности прокуроров за серьезные упущения в работе.

4. Ведущий предоставляет слово одному из прокуроров отдела, участво­вавшему в проверках работы районных прокуратур, который выступает с 5-8-минутным содокладом или дополняет докладчика. Если в игре задейство­ваны другие прокуроры отдела - участники проверок, их участие в игре мо­жет ограничиться репликами с мест.

5. Далее ведущий поочередно предоставляет слово для 5-8-минутных вы­ступлений прокурорам районов, города и природоохранному прокурору.

Последние дают оценку состояния прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства во вверенных им прокуратурах, выделяют положительные моменты в работе, анализируют причины недостатков и упу­щений, высказывают мнение относительно улучшения работы на рассматри­ваемом участке. Одновременно прокуроры высказывают критические заме­чания в адрес местной администрации и органов экологического контроля, подчеркивают необходимость совершенствования контактов и взаимодейст­вия с ними. Желательно высказать критические замечания и в адрес работников прокуратуры области. Выступающие имеют возможность поделиться по­ложительным опытом организации работы в рассматриваемой сфере.

По окончании выступлений прокуроры отвечают на вопросы участников совещания. Возможны выступления участников совещания с дополнениями и предложениями позитивного плана.

6. Ведущий предоставляет слово главе областной (краевой) администра­ции либо его представителю. Ему может быть предоставлено слово и после выступления докладчика. Поблагодарив прокурора области за приглашение принять участие в совещании, глава администрации в течение 5-10 минут да­ет краткую характеристику экологического состояния региона, касается при­нимаемых органами власти и управления мер, направленных на оздоровление окружающей среды, критически высказывается в адрес прокуратуры и орга­нов экологического контроля.

При наличии вопросов глава администрации отвечает на них.

7. После этого по представлению ведущего выступают представители ко­митета охраны окружающей среды, комитета по земельным ресурсам и зем­леустройству, центра санитарно-эпидемиологического надзора. Министр экологии и природопользования Правительства области, представитель Го­сударственной автомобильной инспекции, которые в течение 5-6 минут дают общую характеристику состояния окружающей среды в регионе, не повторяя сказанного главой администрации, называют наиболее опасные в экологиче­ском отношении предприятия и другие объекты, излагают соображения отно­сительно обеспечения экологической безопасности в регионе, критически оценивают собственную природоохранную деятельность, высказывают также замечания в адрес прокуроров, поддерживают предложения по большей ско-ординированности действий прокуратуры, органов экологического контроля и других органов. По окончании выступлений они отвечают на вопросы уча­стников совещания.

8. Ведущий спрашивает: не желает ли кто-либо из участников совещания выступить? Имеются ли у них какие-либо замечания или предложения? Всем желающим предоставляется возможность высказаться, подать реплики.

9. Ведущий в течение 5-8 минут подводит итоги совещания. Он благода­рит присутствующих за активное участие, отмечает позитивную роль сове­щания, дает справки по возникшим вопросам, акцентирует внимание на не­обходимости совершенствования прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства и работы природоохранных органов, а так­же на необходимости внедрения в практику того положительного, что выска­зано участниками совещания.

После этого ведущий предлагает проект решения совещания, состоящий из нескольких пунктов. Студенты вносят дополнения в проект решения, ко­торый потом принимается большинством участвующих в совещании.

На этом ведущий закрывает совещание.

По ходу игры преподаватель и студенты могут подавать реплики в целях активизации игры и придания ей правильного направления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.83.14 (0.022 с.)