Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновации — стратегический фактор и тенденция новейшей истории.

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………… 3

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1. Конспект лекций. …………………………………………………8

 

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1. Тематика вопросы и литература к практическим занятиям…....57

3.2. Лабораторные занятия (тематика и содержание)………………..65

3.3. Задание для управляемой самостоятельной работы студентов...66.

 

4. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

4.1. Вопросы к самопроверке знаний по темам………………………. 67

4.2. Вопросы к экзамену………………………………………………….69

 

5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

5.1. Учебно-методическая карта учебной дисциплины………………71

5.2. Основная литература…………………………………………… …73

5.3. Дополнительная литература……………………………………….76

5.4. Методическое приложение: суть и назначение

инновационных деловых игр…………………………………… …78

5.5. Хрестоматийный материал………………………………………….88

1. Пояснительная записка         

Инновационный менеджмент вообще и в культуре, в частности, представляет собой фактически непрекращающийся процесс подготовки условий для генерации новшеств исходно ка идей и тенденций с последующей их реализацией и осуществлением. Таким образом, в результате этого процесса появляется достаточно заметное и знаковое изменения в гуманитарной сфере – культурная инновация.

Для максимального эффекта инновационного процесса в культуре принципиальное значение имеет наличие компетентных специалистов, осуществляющих грамотное управление этим процессом. Или инновационных менеджеров в культуре. Это достаточно новая отрасль менеджмента в современном его понимании, что обусловливает обеспечение ее специальными теоретико-методическими разработками и специальными учебно-образовательными дисциплинами. Одной из таких учебных дисциплин и призван стать «Информационный менеджмент в культуре».

Даная учебная дисциплина разработана и включена в учебную программу, в ответ на вызов современной мировоззренческой парадигмы и рыночной экономики, для которых характерна творческая конкуренция во всех сферах деятельности человека, в том числе и в культуре, в сфере культуры, что обусловливает важность подготовки специалистов - менеджеров, способных эффективно управлять инновационным процессом.

В учебную дисциплину «Инновационный менеджмент в сфере культуры» включены разнообразные информационные и аналитические материалы, представляющие современные социокультурные концепции развития общей теории менеджмента, получившие широкое применение во всех сферах управленческой деятельности. Особое внимание уделяется специфическому инструментарию, приемам и технологиям, которые выработаны разносторонней практикой арт-менеджмента с учетом специфики этого направления управленческой деятельности. А также их соответствию требованиям Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь.

 Инновационное развитие страны предусматривает актуальные требования к содержанию, организации, формам и методам обучения специалистов управленческой сферы. Инновационный (стратегический) менеджмент – новая область управленческой отрасли, интенсивное формирование которой началось в к. ХХ – нач. ХХI вв. Инновационный менеджмент в сфере социально культурной деятельности – новый предмет в системе подготовки кадров для сферы культуры. Освоение его составляющих – важная часть подготовки специалистов социально культурной сферы нового поколения.

Цель учебной дисциплины – формирование у будущих специалистов социально- культурной сферы управленческой компетенции, обеспечивающей эффективную инновационную деятельность в сфере культуры.

Задачи настоящей учебной дисциплины – изучение и освоение:

– направлений инновационного развития в культуре и в организациях социально-культурной деятельности;

– принципы и модели анализа и принятия управленческих решений как важнейшего элемента деятельности менеджера в инновационном процессе;

– закономерностей, определяющих профессионализм менеджера в решении инновационных задач;

– плодотворных форм деловой коммуникации, стиля руководства и этики менеджера;

– актуальных интерактивных технологий инновационного менеджмента в культуре и в сфере культуры.

– нормативно-правовой базы и ресурсов инновационного развития в Республике Беларусь;

Изучение учебной дисциплины должно обеспечить формирование у студентов следующих академических компетенций:

 

– АК-1. Уметь использовать базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

– АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

– АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

– АК-4. Уметь работать самостоятельо.

– АК-5. Быть способным выдвигать новые идеи я ідэі (владеть креативностью).

– АК-6. Владеть междисциплинарными подходами к разрешению проблем.

 

ПК-3. Реализовывать общегосударственые, региональые, и ведомственные программы и проекты в области кльтуры и искусства.

ПК-8. Получать новые заия, используя современые ифомационные техологии.

ПК-9. Оценивать состояния, тенденции и перспективы развития сфеы культуры и искусства.

ПК-10. Прогнозировать, плаировать, и огаизовывать инновационо-методическую и художественно-творческую деятельность в сфере культуры и искусства.

По завершению изучения дисциплины «Инновационный менеджмент в культуре» студент должен знать:

 – цели и задачи инновационного менеджмента в культуре и в сфере культуры, а также различать две эти инновационные деятельности;

– принципы создания инновационного климата в творческом коллективе;

– природу и причины возникновения инновационных конфликтов и пути их оптимального разрешения.

– эффективные модели анализа и принятия управленческих инновационных решений в сфере культуры;

 – технологии решения инновационных задач в современных условиях; 

– менеджмент проекта как комплексной формы презентации инновационного продукта в сфере культуры.

 – главные положения нормативно-правовой базы инновационного развития в Республике Беларусь;

– основные направления инновационного развития в организациях социально- культурной сферы;

Студент должен уметь:

- формулировать цель и определять задачи инновационной деятельности. 

 – ориентироваться в актуальных изменениях в инновационном менеджменте в культуре и сфере культуры.

– выбирать наиболее продуктивные инновационные приемы и средства в развитии национальной культуры;

– целенаправленно и оперативно применять различные приемы и методы приема инновационных решений.

– целенаправленно и эффективно выбирать и использовать технологии решения инновационных задач в культуре;

 – осуществлять разработку и менеджмент проекта как комплексной формы презентации инновационного продукта в сфере культуры;

 – овладеть инновационными методами плодотворной профессиональной коммуникации и самосовершенствования.

 

Владеть навыками:

– постановки четких и достижимых инновационных целей;

– использования технологий внутренней мотивации в достижении успешных результатов инновационной деятельности;

– применения прогрессивных технических средств принятия инновационных решений;

 

Овладение учебной дисциплиной «Инновационный менеджмент в культуре» служит актуальным комплементарным компонентом системного образования и подготовки специалистов – менеджеров социально-культурной сферы.

В ходе преподавания дисциплины используется современные образовательные технологии и техника, содействующие развитию креативного и критического мышления: гипотетическое проектирование, инновационные деловые игры, «мозговой штурм». 

Учебным планом на изучение учебной дисциплины «Инновационный менеджмент в культуре» всего предусмотрено 166 часов, из их 62 часа – аудиторные занятия. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 24 часа – лекции, 22 часа – практические занятия, 4 часа – лабораторные занятия. 

Оценка и оперативная оценка знаний студентов осуществляется поэтапно, включая выполнение практических заданий, опрос, дискуссионное обсуждение и другие формы контроля по конкретным темам учебной дисциплины.

Рекомендуемая форма контроля знаний – экзамен.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

Конспект лекций.

Тема 1.Инновации в культуре и в сфере культуры: сущность, специфика и актуальность управления ими.Инновации — стратегический фактор и тенденция новейшей истории. Общекультурные реалии и тенденции и их влияния состояние культуры. Массовая культураиинновационный менеджмент.

Сущность инновации.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio» («обновление, или «изменение»). При этом подразумевается не просто новшество (новое открытие, изобретение, новый метод, новый обычай, обыкновение.

 

Но как внедренное новшество, чем и обеспечивается качественный рост эффективности творческой деятельности, материального и духового благосостояния общества, посредством удовлетворения его насущных потребностей и актуальных тенденций. Поэтому Инновацией может считаться только то, что реально освоено в культуре, приводит к изменению составляющих элементов человеческой деятельности. «Новое», освоенное как «старое», не является новацией. В определенном смысле инновация есть некий результат интеллектуальной деятельности человека, его интеллектуальной деятельности, аналитики, а также фантазии воображения, абстрактного моделирования и т.д.

Инновационный процесс. Термины инновация и инновационный процесс близки по смыслу, но не однозначны. Инновация не происходит а «с чистого листа» и не заканчивается созданием некоего продукта, артефакта, услуги. Он есть перманентная творческая деятельность, основанная на существующих достижениях и ориентированная на изменения в обозримом будущем. В этой связи инновационный процесс включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические и экспериментальные работы, организационно-экономические трансформации.

Инноватика Работы Й. А. Шумпетера положили начало становлению новой области знаний — инноватики — науки о преобразовании новых видов и способов человеческой деятельности в социально-культурные нормы и образцы. Она связана с созданием, освоением, распространением новой продукции, новых технологических процессов, способов организации производства, труда, управления. Эта стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Инновации в культуре.

В настоящее время область применения понятия инновации значительно расширилась и помимо научно-технической включила в себя также социальную, политическую, художественную, религиозную сферы, или практически весь духовный мир, культуру человека. Это также, можно сказать, инновационное явление вызвало потребность адекватного, то есть философско-методологического и культурологического осмысления и изучения данного феномена. В итоге появилась целая система определений, понятий, дефиниций, которая весьма плодотворно стала использоваться в социокультурных исследованиях и практике. А также концепций и теорий осмысления целокупного феномена культурогенеза.

 

По своей сущности инновация в культуре представляет собой социальные инновации, под которымиподразумеваются новые социально-экономические институты, результаты общественных реформ, изменения правил игры, типичных моделей поведения. Считается, что социальные нововведения осуществить особенно трудно в силу неопределенности их параметров и результатов, что позволяет имитировать изменения без их фактической реализации.

Модель инновационного процесса в культуре. Инновационный процесс развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии, что позволяет представить его типичную модель, состоящую из следующих стадий.

- изучение (маркетинг) спроса и рынка на культурный продукт.

- генерирование инновационной идеи.

- анализ идеи и возможностей ее воплощения.

- определение технологии реализации идеи

- определение и создание всех ресурсов, необходимых для реализации.

- непосредственно реализация замысла.

- апробация полученного культурного продукта

- реализация культурного продукта (в единственном экземпляре или массовым выпуском).

- критический анализ качеств продукта и эффективности всего цикла инновации.

- выработка рекомендаций для последующей инновации.

 

Виды инноваций в культуре.

- спонтанная и стимулированная трансформации,

- заимствование,

- селекция,

- воспроизведение и модификация инокультурного образца, его структурная.интеграция.

 

2.4. Культурная инновация.

Поскольку культура выполняет интегративную функцию, то содержание этого понятия сопряжено со всяким изменением в способах и формах культуротворчества и общественного воспроизводства. Прежде всего, это относится к изменениям в духовной сфере, что более или менее быстро проявляется изменением в образе жизни, в сфере социальных отношений и социальных структур.

В контексте менеджмента культурная инновация – процесс изменения и его принципиальные изменения науке, искусстве, религии, образовании, лингвистике, принципах и средствах коммуникации, а также во всех разновидностях менеджмента в культуре.

Культурная инновация определяется в обществе не физическими свойствами явления, а тем тезаурусом культуры, на основе которого возможно различение нового и старого, нахождение степени новизны. Иначе говоря, культурная инновация представляет собой главным образом и по преимуществу такую трансформацию и интерпретацию знаков и смыслов, результатом которых является изменение в способе мышления и в способе деятельности. Тогда культурная инновация выступает и как установление иного принципа знаково-смысловой организации, а это, в свою очередь, заставляет устанавливать соотношения между прежними и новыми знаковыми системами, между организующими их принципами, заново определять их координации и субординации, ценностный статус. Это поле критического отношения, где в качестве инновационных предпосылок важнейшую роль играют уверенность и сомнение, вера и недоверие.

 

Культурные инновации не всегда замечаемы и регистрируемы как таковые, зачастую теряясь среди инноваций в культуре. Поэтому действие культурной инновации может быть скрытым, а ее последствия неожиданными, а то и шокирующими. По крайней мере, далеко не всегда желаемыми и принимаемыми как должные существующим конкретным сообществом. Такая ситуация возникает в двух случаях: или как проявление стихийности в движении культуры, или как целенаправленно организованное.

В первом случае причиной того, что общество обманывается в распознании культурной инновации, является нечеткость, размытость ценностных представлений, увлечение чисто внешней стороной явления и упрощенным применением методов сравнения.

Во втором случае мы встречаемся с сознательной фальсификацией культурной инновации, которая производится или в утилитарных, меркантильных целях сбыта определенной продукции, или в целях идеологических и пропагандистских, для манипулирования общественным сознанием.

 

Культурная инновация может быть воспринята: 

- дискретно (в качестве конкретного явления) и она выступает как момент фиксации изменений.

- континуумом изменений (в качестве процесса) и представляет как перенос и сохранение социокультурного содержания, то есть механизмом производства (возникновения) и укоренения трансформаций в той или иной области культуры.

 В этой связи важнейшей особенностью культурной инновации является ее необратимость. В том числе и потому, что ее результаты даже при их дальнейшей трансформации, оставляют рационально наблюдаемые или символические, метафизические следы на общем невозвратном пути инновационного процесса. 

Культурная инновация способна нести в себе глубокое противоречие. Будучи по определению положительным явлением динамики культуры, она неизбежно вносит и определенный раскол, разлад в существующие структуры культуры, противопоставляя и приводя в противоборства те или иные их элементы. И чем масштабнее и глубже инновация, тем острее эти отношения. Культурная инновация значительно ограничивает и даже ставит под сомнение наличествующие смыслы и ценности, хотя не может дать эквивалентной замены, разве только в своей будущей развертке, в которой, однако, возникает еще более широкий растр возможностей противоречий. Дело усугубляется еще и тем, что культурная инновация вызывает множество инноваций во всех сферах общественной жизни, из которых далеко не все столь уж положительны для общественного бытия, воспроизводства и творчества.

 

Конфликт. Культурный конфликт.Инновационные конфликты.Основные причины инновационных конфликтов. Виды инновационных конфликтов. Межличностные инновационные конфликты. Вероятность инновационного конфликта. Разрешение инновационных конфликтов и его стратегия. Инновационная корпоративная культура.

 

Главное, что нужно сделать для

успешной работы способных людей,

не отягощайте их людьми не способными.

Джим Коллинз.

 

6.1. Конфликт — взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противо­борства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, по­зиций.

Конфликт— нормальное проявле­ние социальных связей и отношений между людьми, способ взаимо­действия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Конфликт — явление широко распространен­ное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, полити­ка, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемле­мый компонент развития общества и самого человека.

Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направ­ляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности.

Конф­ликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию.

Культурный конфликт – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, сообществами и обществом в целом. В отличие от иных конфликтов, основанных на противоречиях сугубо прагматических и утилитарных интересах сторон (экономических, политических, властно-собственнических и пр.), культурный конфликт специфичен своей идейно-духовной содержательностью и интенцией. И проявляется в противостоянии, несовместимости и даже антагонизме оценочных позиций, мировоззренческих, художественных и религиозных установок, направлений и школ, норм и правил осуществления общественно значимой деятельности, в том числе и социально-культурной.

Разрешение такого рода конфликтов во многом обусловлено грамотным и конструктивным инновационным менеджментом в культуре с использованием стратегии конвергенции, равноправия, комплиментарности конкурирующих воззрений, позиций, методов, интерпретаций культурных реалий и инноваций. В результате такие конфликты следует переводить из категории деструктивных в ранг позитивных и перспективных явлений и факторов инноваций.

Инновационные конфликты по своей сути представляют собой противоборство консерваторов и новаторов, лиц, которые привыкли жить «по-старому» и лиц, не согласных с таким положением вещей, стремящихся что-либо изменить в обществе.

Причины инновационных конфликтов.

Внутренним побудителем для инновационной деятельности является потребность людей к творчеству, заложенная в самом характере человека, проявляющаяся в постоянном стремлении к обновлению, совершенствованию производственной среды. Наличие и высокое развитие этих потребностей имманентно присуще новаторам, которые чутко улавливают новые проблемы, и для которых интересен сам процесс внедрения инноваций. Они могут принимать в нем участие, даже не получая за это никаких вознаграждений. Но как люди творческие они заинтересованы в признании своих вклада и достижений, ради чего нередко способны пойти на конфликт.

Инновационная деятельность, как правило, является коллективной, она требует участия многих людей, входящих в различные профессионально-должностные группы. И чем большее количество людей вовлечено в инновационный процесс, чем интенсивнее он протекает, тем возникает больше возможностей для возникновения конфликтных ситуаций, которые порождаются трудностями, сопровождающими большинство нововведений.

 

6.2. Основные причины инновационных конфликтов:

1) пассивность работников, заинтересованных в инновациях кадров. Это вызвано тем, что многие работники опасаются сокращения зарплаты, прибавления работы во время внедрения, боятся не справиться с новыми обязанностями, не имеют материального и морального поощрения во время внедрения. Другими словами, работники опасаются ухудшения (в результате нововведений) своего социально-экономического положения;

2) дефицит материально-технических ресурсов, но иногда в организациях имеются ресурсы более низкого качества, чем требуется. Иногда их приходится добывать на стороне, иногда требуемое оборудование, инструменты не выпускаются отечественной промышленностью;

3) ухудшение взаимоотношений руководителей и главных специалистов организации с руководителями и специалистами подразделений;

4) необходимость перестраивать свою работу руководителям и главным специалистам.

5) идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. Здесь уместно говорить об отсутствии надлежащей агитационной подготовки предстоящим инновациям, недостаточный уровень разъяснительной работы;

6) необходимость перестраивать свою работу руководителям и главным специалистам. (Сегодня проблема трудоустройства и переобучения становится все более актуальной не только для руководителей, но и для рядовых членов трудового коллектива).

7) противоположность мотиваций участников конфликта. Доказано, что инновационный конфликт имеет полимотивированный характер. Направленность мотиваций оппонентов различна. У новатора они более общественно-ориентированы, у консерватора - личностно-ориентированы.

Вероятность инновационного конфликта возрастает под действием следующих факторов:

- масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем боль­шее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следую­щая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более корот­кой по времени является такая инновация, тем большее сопро­тивление она встречает.

- радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.

Функции стереотипов.

1. Передача относительно достоверной информации.

2. Ориентация в инокультуре.С помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружа­ющего мира и вписаться в нее, подразделяя людей на специфические группы и предсказывая их поведение в конкретных обстоятельствах.

3. Влияния на коррекцию реальности - с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чу­жую этнические группы, сущностные появления инокультуры, благодаря чему позитивной идентичности собственной культурной группы.

Особое место в образовании и укреплении стереотипов за­нимают средства массовой информации, поскольку:

- для многих людей средства массовой информации являются ис­точником авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не об­ладает достаточными знаниями для формирования собст­венных мнения или установки;

- большое значение имеет статус источника информации. Совер­шенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, со­ответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут инфор­мацию от такого источника, то она все равно закрепится в их со­знании;

- средства массовой информации способны «снять ответствен­ность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеб­лется в принятии решения, его окончательный выбор осущест­вляется с помощью одобрения авторитетом одного из вариан­тов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исчезает всякая критическая оценка свое­го поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется пра­вильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета. В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.

7.4. «Синдромом выученной беспомощности» (англ. Learnedhelplessness),

Выученная беспомощность — состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её. Эта ситуация, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году и назван «выученной беспомощностью».

Ее вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Человек становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Феномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность (learnedhelplessness) — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»).

Различают беспомощность ситуативную и личностную.

Ситуативная беспомощность — это временная реакция на те или иные не подконтрольные человеку события.

Личностная беспомощность — это устойчивая мотивационная характеристика человека, формирующаяся в процессе развития под влиянием взаимоотношений с окружающими. Личностная беспомощность проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, пессимистичности мировосприятия, склонности к чувству вины, более низкой самооценке и низком уровне притязаний, равнодушии, пассивности, отсутствии креативности.

Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, когнитивный — в неспособности впоследствии обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться вполне эффективным, и эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем из-за бесплодности собственных действий. Неустойчивость субъекта перед лицом неудачи зависит от того, как он интерпретирует эту переживаемую неудачу — просто как результат недостатка своих усилий или как результат обстоятельств, над которыми он не имеет власти или контроля. В свою очередь это зависит от того, какой стиль объяснения неудачи имеется у человека — оптимистический или пессимистический.

Формированию выученной беспомощности у менеджеров способствует высокий уровень мотивации к избеганию неудач.

Формированию выученной беспомощности у сотрудников способствует авторитарный стиль менеджмента.

 

7.5. Повышение творческой культуры и потенциала личности предполагает формирование умения преодолевать препятствия, которые могут возникнуть на пути творческого мышления. Например, следующие:

1) конформизм – желание быть похожим на других людей; человек боится высказать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным;

2) цензура (в особенности внутренняя, или чересчур высокая самокритичность); люди, которые боятся собственных идей, как правило, не бывают инноваторами; необходимо некое равновесие между одарённостью и самокритичностью, ибо слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику;

3) страх: боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу;

4) ригидность - это затруднённость в изменении способов деятельности в нестандартных условиях;

5) стремление найти решение новой задачи немедленно.

 

Препятствия критического мышления:

1) опасение быть слишком агрессивным; известно, что некоторые из нас ещё с детства усваивают мысль о том, что критиковать – значит быть невежливым;

2) боязнь возмездия; критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих идей;

3) такая боязнь порождает ещё одно препятствие – переоценку собственных идей – мы неохотно делимся тем, что нам нравится;

4) чрезмерная стимуляция творческой фантазии; это также снижает критичность.

 

Проектные стратегии.

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры.

Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой” культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, “искусственно” преобразуется.

 

Формы проекта..

1. как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

2. как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Реализация проекта предполагает:

- создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение).

- обобщение и анализ промежуточных результатов реализации, а также общая оценка эффективности реализации проекта.

 

Творческие конкурсы.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1. Тематика вопросы и литература к практическим занятиям.

 

Тема 1. Инновации в культуре и в сфере культуры: сущность, специфика и актуальность управления ими. (2 часа).

 

Вопросы к семинару.

1. Инновации — стратегический фактор и тенденция новейшей истории. Общекультурные реалии и тенденции и их влияния состояние культуры. Массовая культура и инновационный менеджмент.

2. Инновации в культуре: сущность, специфика, структура.

3. Инновации как явление культуры.

4. Сущность инновации. Инновационный процесс. Инноватика. Инновации в культуре. Модель инновационного процесса в культуре. Причины сопротивления инновациям в культуре.

 

Литература:

1. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. В.А.Швандера, В.Я. Горфинкеля – Вузовский учебник, 2006.

2. Калачёва И.И. Ввведение в социальный менеджмент. – Мн.: РИВШ, 2002.

3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.

4. Селигман, М. - Новаяпозитивнаяпсихология: Научныйвзгляд на счастье и смыслжизни. - М.: «София». 2006.- 154 с.

5. Тоффлер, А Футурошок. С.-П., 1997. 

6. Тульчинский Г. Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: 2009 – 528с.

 

Тема 2. Инновации в культуре: сущность, специфика, структура. (2 часа)

Вопросы к семинару:

1. Инновации как явление культуры.

2. Сущность инновации.

3. Инновационный процесс. Инноватика.

4. Модель инновационного процесса в культуре.

5. Причины сопротивления инновациям в культуре. Виды инноваций в культуре. 

6. Культурная инновация.

 

Литература:

1. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме, - М.: Академия, 2005 г.;

2. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. В.А.Швандера, В.Я. Горфинкеля – Вузовский учебник, 2006.

3. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2007.

4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2007.

5. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.

6. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

7. Тульчинский Г. Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: 2009 – 528с.

 

Тема 3. Инновационные процессы в художественной культуре. (6 часов).

Вопросы к семинару:

1. Инновации в изобразительном искусстве.

2. Инновации в музыке и исполнительском искусстве.

3. Инновации в архитектуре и дизайне.

4. Инновации театре и кинематографе.

5. Инновации декоративно-прикладом искусстве.

 

Литература:

1. Инновационный менеджмент: толковый словарь основных понятий / сост. Н.Г. Сычёв. – Минск: МИТСО, 2008. – 36с.

2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2007.

3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.

4. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5. Тульчинский Г. Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: 2009 – 528с.

 

Тема 4. Инновационная культура менеджмента. (2 часа).

 

Вопросы к семинару:

1. Сущность инновационной культуры и ее компоненты.Инновационная культура менеджера и ее содержание. Творческая потребность.- Творческое сознание. Творческое мышление. Критическое же мышление. Творческие способности. Талант. Гениальность. Характерные черты и типы менеджеров-инноваторов.

 

Литература:

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991.

2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.– 224 с.

3. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуал<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.03 с.)