Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Актуальные инновационные технологии. Проектные технологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа. Программы социокультурного развития. Ситуация. Проблема. Проблемная ситуация. Проект. Цель (предназначение) проекта. Функции проекта. Концепция, идея проекта. Проблема проекта. Проектные стратегии.Формы проекта..Реализация проекта. Принципы социально-культурного проектирования.Экспериментальный проект. Пилотный проект. Методы инновационного проектирования. Технология принятия проектного решения. Деловая игра. Экспертиза. «Мозговой штурм». Творческие конкурсы. В реальных социально-культурных явлениях и процессах альтернативные (инновационные) технологии занимают особое место. Именно они обеспечивают прогресс в различных областях культуры, в сфере культуры. Среди них особое место занимает технология проектирования. Проектирование объектов социально-культурной сферы существенно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн). Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения. А также принятой и реализуемой программой.
8.1. Программа (греч.от pro, вперед, прежде, и grapho, пишу. - Предначертание.) — развернутый документ, отражающий всю совокупность условий и средств, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, обоснования приоритетов культурного развития, всесторонне определение возможностей и ресурсов. А также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации программных мероприятий, акций, идей, инициатив. Программы инновационного развития могут разрабатываться практически всеми субъектами инновационной деятельности: от отельного автора (авторского коллектива) до общенациональных, государственных программ (Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь). Программы социокультурного развития имеют два исходных аспекта: - диагностическая аналитика - всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем. - прогностика - предвидение, просчет, вероятностные суждения о результатах реализации программы, заключение о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта, который должен ориентироваться на доступное осмыслением будущее. «Заглядывать слишком далеко вперед – недальновидно». (У. Черчилль). Результаты осуществления двух этих аспектов обусловлены реальной ситуацией. 8.2. Ситуация — это совокупность реальных условий и обстоятельств, внутренних и внешних факторов жизнедеятельности и культуротворчества личности, социальной группы, общности, которые подвигают и мотивируют преобразования. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые. Характеристика ситуации как модели социокультурного процесса осуществляется путем выделения и анализа тех ее компонент, которые: а) являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами образа жизни в массовом масштабе и, следовательно, составляют границы ситуации; б) могут быть изменены или усовершенствованы. 8.3. Проблема - осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект). Проблема - изначальный повод и предмет ситуационного анализа. Проблемная ситуация — не имеющее однозначного решения противоречие межу реальностью и мнениями, желаниями, намерениями их устранения в силу их несовпадения с актуальными ценностями и тенденциями в культуре. Она может возникать и фиксироваться на уровне личностных, групповых, субкультурных, этнокультурных, общечеловеческих проблем. В этой связи определяется значимость проблем, требующих разрешения, и масштаб анализируемой ситуации, соответственно и пространственно-временные границы реализации и воздействия проекта. Однако независимо от его характеристик проекта, необходим учет проблем всех этих взаимосвязанных уровней. Программа обусловливает необходимость и пользу конкретных изменений в сложившейся проблемной социокультурной ситуации. Это направленность обусловливает проектную деятельность, разработку и реализацию специального проекта.
8.4. Проект (англ. project от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — (в управленческой деятельности) временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Цель (предназначение) проекта как преобразующей деятельности — это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. Поэтому цель, целеполагание составляет основу всякой деятельности вообще и проектной деятельности, в частности. Функции проекта: - поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; - выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление; - разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. Концепция, идея проекта. Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной концепции-идеи.Концепция проекта (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности, предполагающий осмысленное представление о намерении и содержательно-смысловой целостности артефакта. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы сложившихся тем, знаков, образов, смыслов посредством активизации. «Генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому. Проблема проекта: - определенные объективные трудности, преграды, факты разрешаемого проектом неблагополучия (внешний аспект) - теоретические, методические, организационные, кадровые и пр. факторы, негативно влияющие на качество на разработку и внедрения собственно проектных решений (внутренний аспект).
Проектные стратегии. В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий: Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой” культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, “искусственно” преобразуется.
Формы проекта.. 1. как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории; 2. как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории. Реализация проекта предполагает: - создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение). - обобщение и анализ промежуточных результатов реализации, а также общая оценка эффективности реализации проекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.013 с.) |